Западные бренды один за другим заявляют о приостановке инвестиций и прекращении – полностью или частично – импорта в Россию: Procter & Gamble, Unilever, за ним и Johnson & Johnson… Мы связались с местными производителями товаров личной гигиены и бытовой химии, которые продолжают работать в стране, и узнали, как в компаниях решают проблемы с нехваткой сырья и ростом стоимости.
Самое главное, на чем завязано производство, – сырье. Роскачество опросило производителей, есть ли у них проблемы с его поставками.
Мы обратились к одному из крупнейших производителей бытовой химии, косметики и товаров для гигиены в РФ – «Невская косметика» (торговые марки: «Ушастый нянь», «Новый жемчуг», Sarma, «Лотос», «Солнышко» и др.). Ранее товары компании попадали в рейтинги Роскачества и занимали верхние строчки. Нам сообщили, что предприятие, несмотря на все сложности, продолжает работу. О критичных сбоях в доставке сырья в «Невской косметике» не говорят, но при этом уже сейчас ищут альтернативных поставщиков из Индии или Китая на случай потери текущих партнеров из других стран.
– Сейчас ведется поиск дублеров по сырью, но такая стратегия в работе нашего предприятия стандартна, она применяется уже давно на случай возникновения непредвиденных сложностей в поставках, – уточнили в пресс-службе.
В компании признают, что отечественное производство бытовой химии или косметики зависит от импортных поставок.
– В процентном соотношении вовлечение импортного сырья составляет до 50%. Очень зависимы от импортных компонентов косметическая продукция и стиральные порошки: за рубежом производятся активные компоненты в косметике, энзимы, пеногасители в порошках и другое, – пояснили в компании.
В продукции используются такие российские компоненты, как экстракты, антиоксиданты, говяжий жир – последний импортируется из Тамбовской, Ростовской и Московской областей.
– Работаем в основном, на отечественном сырье, его доля составляет 77% и в ближайшее время планируем полностью переходить на российские аналоги импортных компонентов, – рассказали Роскачетву представители Ступинского химического завода (бренды Sanfor, Sanita, «Чистин», «Большая стирка»).
О сложностях с поставкой упомянул и другой российский бренд косметики – Faberlic.
– В сложившейся ситуации происходят задержки поставок сырья и комплектующих из других стран. Faberlic продолжает взаимодействовать с Европой и другими странами. Новые поставки сырья и комплектующих идут по новым логистическим маршрутам, – сообщили в компании.
Мы также обратились на российское производство женских гигиенических прокладок, которые в последнее время пользуются очень большим спросом у россиянок. На заводе, производящем прокладки ТМ Bella, нам рассказали, что критичных проблем с поставками сырья нет, но все же приходится подстраиваться под новые реалии.
– Какое-то сырье – из России, какое-то – из Белоруссии, а какое-то – из Европы. Если говорить об основном компоненте женских прокладок, то это целлюлоза. Ранее она поставлялась из Европы и США, теперь мы переориентируемся на целлюлозу, произведенную в России и Белоруссии. Все бы ничего, но она поставляется не в том формате, к которому мы привыкли: ранее целлюлозу привозили в рулонах. Рулон достаточно закрепить на линии, и он будет разматываться до конца. Теперь же материал поставляют в листах, и каждый раз, когда лист заканчивается, нужно класть новый. Это значит, что нужен человек, который постоянно будет это делать, либо надо думать, как этот процесс автоматизировать (например, поставить робота). Это неудобно, но мы готовы подстроиться. Для потребителей же ничего не меняется, они смогут покупать товар в привычном им виде, – рассказали Роскачеству на заводе «Белла» в Егорьевске.
Уход мировых брендов с российского рынка означает лишь прекращение импорта и экспорта зарубежных товаров. При этом немалая часть продуктов, выпускаемых под торговыми марками, принадлежащими международным гигантам, изготавливается в России. Например, заводы Unilever находятся в Екатеринбурге, Омске, Санкт-Петербурге и Туле. Российский сегмент продолжит работать и снабжать рынок товарами для дома и личной гигиены. Однако и тут не все гладко.
– Ввиду сокращения импорта сырья и упаковочных материалов нашему бизнесу предстоит столкнуться с рядом операционных трудностей. Потребители могут увидеть определенные изменения в нашем ассортименте, при этом качество продукции не изменится, – сообщили Роскачеству в Unilever.
Компания выпускает продукцию следующих марок: «Чистая линия», Rexona, «Бархатные ручки», Dove, Domestos, «Черный жемчуг» и др.
На подорожавшей офисной бумаге «бумажные» проблемы не закончились. В марте сразу несколько международных производителей упаковки (в том числе и картонной) объявили о приостановке деятельности в России и отказались поставлять сырье в нашу страну. Среди них финско-шведская компания Stora Enso, которая объявила о закрытии трех российских заводов, и финская UPM. Предприятия производили бумагу и упаковку для широкого ряда товаров: от пищевых продуктов до косметики и лекарств.
Ушел и норвежский производитель асептической упаковки для напитков Elopak, есть сложности у российского производства Tetra Pak (из-за нехватки сырья производитель отказался от продаж крупных упаковок для вина и некоторых напитков).
Перечисленные факторы неизбежно ведут к росту цен.
– На сегодняшний день все производители объявили о повышении отпускных цен, «Невская косметика» не является исключением. Это вынужденная мера в сложившейся экономической ситуации, – сообщили в компании.
О повышении цен сообщил и Faberlic.
Несмотря на все сложности, российские производства не останавливают работу, а находят альтернативные пути для поставок сырья либо заключают контракты с новыми поставщиками. Кроме перечисленных выше торговых марок, Роскачество напоминает о других качественных российских брендах и их товарах для дома и по уходу за телом.