С ранних лет Раиса Ильинова постигала азы оленеводческого дела. Все знания и мудрости этого непростого занятия она перенимала у своего дедушки – потомственного оленевода Жиганского национального эвенкийского района Аполлона Ильинова, который посвятил любимому делу более 60 лет жизни. Повзрослев, девушка перебралась в город, однако Север тянул обратно. С возрастом ей пришло осознание, что необходимо возродить семейное дело и использовать для этого все современные методы. Раиса рассказала ЯСИА о том, как собирается популяризировать оленеводство с помощью реалити-шоу.
– Моё детство прошло на бескрайних просторах села Кыстатыам Жиганского национального эвенкийского района. С малых лет я росла под крылом бабушки и дедушки, поэтому уже с раннего возраста постигала азы оленеводческого дела вместе с дедушкой Аполлоном Константиновичем Ильиновым, который был бригадиром оленеводов района. Будучи потомственным оленеводом, он с детства знал все тонкости этого непростого дела. С 19 лет руководил стадом с тысячным поголовьем. Оленеводство стало для него делом всей жизни, которому он посвятил более 60 лет. Его труд ценили и уважали, поэтому он стал кавалером ордена трудовой славы III степени и заслуженным работником сельского хозяйства.
С детства я очень привязана к природе и нашим обычаям. Бывало, дед брал меня с собой в лес, а летом мы рыбачили с братом, проверяли сети. Стараюсь всё, что переняла у бабушки с дедушкой передать и своим детям. Любим рыбачить, ходить по ягоды, учу их не бояться тяжелой работы. Хочу их также приобщить к традиционному укладу жизни эвенков.
– Мои бабушка с дедушкой всегда прививали в нас любовь и бережное отношение к родной земле. Это особые воспоминания, которые невозможно забыть. С возрастом ко мне пришло осознание своей особой жизненной миссии – возродить дело моего любимого дедушки.
Быть женщиной-оленеводом это не ново, они всегда были. Раз кочуешь с мужем, семьей, то всё необходимые навыки были у каждой женщины и даже детей. Но сейчас это редкость, почти как быль, и не только женщины, но и мужчины отходят от традиционного уклада.
Сейчас в родном улусе почти перевелось стадное оленеводство. В своё время, когда дед был бригадиром, поголовье оленей в Жиганском районе оленей доходило до 12 тысяч. А в наши дни, если смотреть по итогам корализации за ноябрь 2022 года, на две общины всего двести голов. Удручающие цифры, есть над чем задуматься. Мой дедушка до последних дней своей жизни переживал по этому поводу. Сейчас у нас нет своих родовых оленей, что очень жаль. Когда мы его похоронили, решила перебрать дедовские награды, благодарственные письма, перечитала все его архивные документы, рабочие записи в блокнотах, и твердо для себя решила, что в дань уважения предкам и своему родному человеку должна возродить его дело.
– Оленеводство, как всем нам известно, дело не только трудное, но и не популярное. Катастрофически исчезает преемственность, молодёжь не хочет этим заниматься, а ведь преемственность — это главное в деле сохранения деятельности наших предков. В этом году я решила кардинально изменить свою жизнь. Я приняла решение возродить родовое дело – оленеводство в родном Жиганском районе и уже сделала первые шаги.
Ранее я с большой радостью наблюдала за развитием проекта «Кындыкан», который за очень короткое время поднял престиж северных народов. Я не стала раздумывать и сразу же обратилась к создательнице проекта Илаан Кындыкан Маргарите Поповой. Её команда мощно поддержала меня и мою идею. Они предложили всё это показать как реалити-шоу. Именно так родилась идея создания проекта «Оленевод стартапер».
Главная миссия реалити-шоу — это показать на своём примере путь начинающего оленевода. В режиме онлайн люди смогут увидеть все главные события — от перегона оленей до строительства базы и открытия медиаканалов, также планируем рассказывать о всевозможных мерах поддержки оленеводам. Мы будем транслировать всё честно и объективно, рассказывая всё, что может быть полезно и интересно, показывая каждый мой шаг, успех и даже неудачи.
В проекте будут задействованы 300 оленей, которые станут «стартовым капиталом». Изначально была устная договорённость с министерством сельского хозяйства Якутии о предоставлении моей родовой общине поддержки в виде 300 оленей, но пока вопрос остается открытым. Мы сейчас ищем другие способы и меры поддержки для родовых общин, чтобы найти оленей. Поэтому нашу идею мы воплотим в заявленные сроки.
Еще одним новшеством станет то, что каждый олень из стойбища будет иметь своего цифрового двойника – NFT-токена. Покупатель цифрового оленя станет «хозяином» реального оленя из стойбища и через GPS-трекеры сможет наблюдать за перемещением своего подопечного в режиме реального времени.
– На данный момент я решила для себя, что хочу защищать интересы и поднимать проблемы оленеводов и коренных малочисленных народов Севера. Мою идею поддержали не только единомышленники, но и мои главные люди – моя семья. Мой муж сказал, что если в рамках проекта мы переедем в Жиганский район, то он поедет со мной и будет мне помогать. У нас есть трое детей, но они тоже хорошо к этому отнеслись. Они с детства проводили там время, поэтому были только рады. Конечно, старшеклассники останутся в городе, чтобы окончить школу, но своего младшего я заберу с собой. Ему сейчас 2,5 года.
Сейчас мы вместе с командой «Кындыкан» уже начали работу по информационной и консультативной помощи нашим сородичам. Пользуясь моментом, хочу призвать всех жителей арктических и северных районов, чтобы смело обращались к нам по любым вопросам. Уверены, общими усилиями удастся решить многие волнующие вопросы.
За этот небольшой период я изучила огромное количество информации и, как начинающий оленевод, испытала на себе многие аспекты, почему оленевод является одним из самых трудных профессий даже на подготовительном этапе. Но с каждым пройденным шагом понимаю, что на я верном пути. Я чувствую огромную поддержку, и для меня это уже большая помощь в этом нелегком деле.