Потребительское сообщество «Кэскил» в Кобяйском районе существует уже много лет за счет энтузиазма жителей района. В советское время райпо обеспечивало население товарами первой необходимости. В расцвет потребительских кооперативов в сельском магазине можно было найти платяной шкаф и венские стулья, сделанные на века. Эпоха ушла, потребительские кооперативы тоже канули в лету.
В годы СССР в Якутии их было более 70, а сейчас остались единицы. Одно из них – потребительское общество «Кэскил», которым руководит бывший преподаватель Тихон Полятинский.
Работать нужно с душой
— Я сам по образованию преподаватель. В годы перестройки зарплата у педагогов была низкая, а у меня семья, маленькие дети. Поэтому, чтобы прокормить их, я окончил заочно потребительский колледж в Якутске и начал работать там же товароведом.
В начале 2000-х стал председателем потребительского общества «Кэскил» в Кобяйском районе. Раньше эти кооперативы сокращенно называли райпо. В советское время все они работали по линии «Холбоса», председатель общества был чуть ли не первый человек на районе.
Якутское объединение кооперативов «Холбос» свою историю ведет с 1918 года, когда Совет народных комиссаров возложил на эту организацию важную миссию: взять на себя торговое обслуживание населения в чрезвычайно сложное в политическом и экономическом плане время. Значительную роль в становлении и укреплении кооперации сыграли руководители республики Максим Аммосов, Платон Ойунский, Исидор Барахов. Масштабность вклада потребкооперации в развитие республики, улучшение благосостояния жителей неоспорима. Помимо торговли, потребкооперативы привлекались к производству, переработке и заготовке продуктов.
В первые годы работы общими усилиями кооперативов для нужд Якутии были закуплены мануфактура, сельскохозяйственные машины и даже целое пароходство купцов Коковина и Басова. Покупка трех железных барж и парохода «Михаил» позволила организовать завоз грузов из-за пределов Якутии. Внутри региона число кооперативов постоянно росло. Под их крылом в селах открывались школы и библиотеки.
Из 34 районов Якутии в 23, включая пригороды Якутска, работали 25 райпотребсоюзов. Благодаря их работе стало налаживаться снабжение населения продуктами и прочими товарами первой необходимости даже в самых отдаленных уголках Якутии.
В свои «золотые» годы, 80-90-е, товарооборот «Холбоса» превышал 22 тысячи тонн грузов в год, которые перевозило 21 судно. «Холбос», имея свое строительно-монтажное управление во многих районных центрах, возводил современные типовые каменные универмаги, кафе и рестораны, а также столовые и пекарни.
Но, по словам Тихона Николаевича, к сожалению, со времен перестройки все изменилось, и не в лучшую сторону – «Холбос» начал распродавать свое имущество, работа кооперативов потеряла свою централизованность, каждый начал выживать самостоятельно, многие из них обанкротились.
— Раньше работа была налажена и всё было просто и понятно: по заявкам собирали товары, и все поставлялось от государства. После перестройки каждая организация начала сама себя кормить. Нужно было самому ездить по центральной части России и брать там товары, здесь не было ничего. Многие потребительские общества обанкротились, а «Холбос» постепенно все распродал: в сторону Магана была большая база, в Мегино-Кангалассах и Нижнем Бестяхе было много баз, все это распродали. «Холбос» потерял свою основу и каждое общество начало выживать самостоятельно, и именно в это время я пришел.
Но я понимал, что люди смотрят на потребительское сообщество как на свое предприятие, потому что оно занималось обеспечением населения социально значимыми товарами, в особенности это было важно малоимущим. Пытался организовать работу так, чтобы сохранить свою команду. Честно скажу, что было очень тяжело, трудились мы как белка в колесе, учитывая, что Кобяйский район — один из самых труднодоступных в республике: здесь нет дорог, только три раза в год в период зимника есть шанс завезти товары, а в остальное время мы оторваны от центра из-за бездорожья.
Тоннажные груза в семь наслегов
Постепенно потребительское общество «Кэскил» встало на ноги. В начале 2000-х в период начала преобразования экономики России, жить стало лучше, считает Тихон Полятинский, соответственно, и организациям полегче стало работать.
— Мы стали уже завозить бытовую технику, мебель, расширили ассортимент. Но работать все равно было тяжело, потому что район специфический, все населенные пункты отрезаны от центра и от Якутска. На обеспечение складов нам дается всего три месяца зимника и закупаться нужно тоннажными грузами на полгода вперед, чтобы в летнее и осенне-весеннее время люди не страдали из-за нехватки продуктов. Чтобы вы понимали, это семь труднодоступных наслегов – все левобережье Кобяйского района. Доставка очень дорого обходится.
Индивидуальные предприниматели там тоже есть, но они в основном работают на себя и габаритными грузами не занимаются. Допустим, везти ту же муку тоннами им не выгодно, потому что продажи идут долго, а доставка дорогая. Поэтому у них в основном все сиюминутное.
Нынче нам до Кобяя сделали грунтовую дорогу, это большое событие. Раньше до Бясь-Кюеля на вездеходах и гусеничных добирались, потом перевалка грузов, по наслегам все это везти… Очень тяжело. На оплату транспортных расходов уходит очень много денег, поэтому со временем все это дало о себе знать. Мы старались сдерживать предприятия в норме, чтобы людей не увольнять, сокращать штат не хотелось, но оптимизация все равно и нас настигла из-за налогов, кредитов, да и электричество и газ с каждым годом дорожает.
Обрасти корнями и выбирать свое
Чтобы покрывать все расходы я раньше работал с Россельхозбанком, но, когда все заявки стали обрабатывать через Москву, кредиты брать стало сложнее: пока придет одобрение оттуда у нас уже лето наступит. Тогда кредит и не нужен, ведь цены на те же макароны станут «золотыми» из-за доставки. Поэтому решил сразу пойти в свой родной якутский банк и был приятно удивлен тем, как нам сразу пошли навстречу.
В самое тяжелое время Алмазэргиэнбанк снова пришел к нам на выручку.
То, что мы являемся социально значимым предприятием, — плюс для нас, ведь в этом году у банка были условия конкретно под нашу деятельность — кредит «Быстрые меры» под 8%. Это имеет очень большое значение для нас.
Вовремя правительство республики и руководство банка позаботилось о предприятиях, как наше, именно в такое сложное время. В итоге мы от силы месяц отрабатывали весь завоз этого года. Кредит использовали на социальные товары и доставку, все успели, поэтому, конечно, довольны результатом.
Хочу сказать, что наше потребительское общество «Кэскил» также производит 60-80% хлебобулочных изделий в районе, у нас своя пекарня. Нам тоже в этом помог Алмазэргиэнбанк.
Наш якутский банк является сильным банком, поддерживает не только нас, предпринимателей, но и строительство, и социальные проекты, мы всё это видим. Это очень хорошо, что он помогает нам, местным жителям, кто здесь родился, оброс корнями, как говорится, работает и живет.