Круглый стол прошел под руководством председателя постоянного комитета Ил Тумэна по экономической, инвестиционной и промышленной политике Павла Петрова. В обсуждении актуального вопроса участвовали народные депутаты республики, представители Министерства транспорта и дорожного хозяйства, авиакомпаний и аэропортов.
В начале Павел Петров сообщил, что в марте и апреле профильным комитетом парламента Якутии были проведены рабочие совещания, по итогам которых выявлено большое количество проблемных вопросов в сфере развития воздушного транспорта в регионе. Он подчеркнул, что рекомендации, выработанные в ходе круглого стола, должны стать решением многих пунктов, поэтому к рассмотрению вопроса нужно подойти обстоятельно.
О проблемах и перспективах развития авиакомпании «Полярные авиалинии» рассказал генеральный директор Семен Винокуров. Он ознакомил с ключевыми показателями за 2017-2018 годы, обратил внимание участников круглого стола на стратегию развития авиакомпании на 2019-2032 годы. В частности, стратегической задачей с учетом безальтернативности воздушных перевозок в жизнеобеспечении отдаленных северных и арктических районов республики определено обновление устаревшего парка воздушных судов на воздушные суда отечественного производства.
Гендиректор внес предложения по государственной поддержке для обновления воздушного парка. Речь идет о разработке программы льготного лизинга воздушных судов Ил-114-300 и ТВС-2ДТС «Байкал» за счет предоставления субсидий из федерального бюджета ПАО «Государственная транспортная лизинговая компания» на осуществление капитальных вложений в приобретение воздушных судов в целях пополнения парка воздушных судов авиакомпаний с последующим увеличением уставного капитала.
Также предложено внести изменения в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским авиакомпаниям, региональным унитарным предприятиям, не являющимся российскими авиакомпаниями, на финансовое обеспечение части затрат на уплату лизинговых или арендных платежей за воздушные суда, получаемые указанными организациями по договорам лизинга или аренды для осуществления внутренних региональных и местных воздушных перевозок, утвержденные постановлением правительства РФ в части установления повышающего поправочного коэффициента 1,5 для регионов Дальневосточного федерального округа к размеру субсидии, предоставляемой из федерального бюджета на финансовое обеспечение части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда, получаемые по договорам лизинга для осуществления внутренних региональных и местных воздушных перевозок; в части включения вертолетной техники для выполнения внутренних местных пассажирских перевозок в отдаленных труднодоступных районах, где отсутствует альтернативное круглогодичное транспортное сообщение, в перечень воздушных судов, субсидируемых из федерального бюджета.
Семен Винокуров также озвучил предложения по предоставлению госгарантий республики для получения федеральных субсидий по постановлению правительства РФ №1212 и рассмотрению вопроса предоставления субсидий из республиканского бюджета на возмещение части затрат авиакомпаний на уплату лизинговых платежей при приобретении воздушных судов регионального назначения, в том числе иностранного производства.
Основным ограничением операционной деятельности авиакомпании «Полярные авиалинии» Винокуров назвал невозможность кредитования, что негативно влияет на недофинансирование продления летной годности и недостаток средств на приобретение и завоз топлива с учетом сезонности деятельности.
Озвучены проблемы – это убытки от государственного регулирования тарифов по социально-значимым и межулусным перевозкам; подготовка и закрепление высококвалифицированных кадров летного и инженерно-технического состава и др.
Генеральный директор АО «Авиакомпания «Якутия» Владимир Горбунов начал свое выступление со слов, что предприятие является магистральным перевозчиком в РФ и основным перевозчиком межрегиональных воздушных перевозок в ДФО наравне с авиакомпанией «Аврора».
Он ознакомил с основными финансово-экономическими показателями деятельности компании, рассказал о парке воздушных судов, персонале, озвучил варианты изменения внутриреспубликанской маршрутной сети в 2020 году в связи с ремонтом взлетно-посадочной полосы аэропорта «Якутск».
Вадим Волков проинформировал о реконструкциях аэропортовых комплексов ФКП «Аэропорты Севера» на 2019-2024 гг.
Самая обширная по географии в стране аэропортовая сеть республики, представленная 32 аэропортами и 133 посадочными площадками, находится в критическом состоянии. Только 9 аэропортов имеют искусственное покрытие взлетно-посадочных полос (Алдан, Вилюйск, Мирный, Нерюнгри, Полярный, Талакан, Тикси, Чокурдах, Якутск). Износ основных фондов составляет 80%.
Сметная стоимость реконструкции аэропортов, расположенных на территории Республики Саха (Якутия) на период до 2024 года составляет 38,04 млрд. рублей. В 2019 году на реконструкцию и строительство аэропортовых комплексов планируется направить 30,45 млрд. рублей бюджетных средств, в том числе на реализацию мероприятий в Дальневосточном регионе – 10,68 млрд. рублей. На реконструкцию в 2019 году аэропортов, расположенных на территории Республики Саха (Якутия) предусматривается 4,23 млрд. рублей.
Так, в 2019 году планируется строительство и реконструкция аэропортов Олекминска, Верхневилюйска, Нерюнгри, Жиганска с завершением в 2020-2023 годах. Проектирование и строительство аэропортов Маган, Усть-Нера, Полярный с завершением в 2020-2023 годах. В 2020 году будет вестись строительство и реконструкция аэропортов Хандыга, Белая Гора, Депутатский, Черский, Мирный с завершением в 2021-2023 годах. В 2021 году предстоит реконструкция аэропорта Сангар с завершением в 2022-2023 годах.
В период с 2016-2018 годы проведены реконструкции в аэропортах Тикси, Чокурдах, Саккырыр, завершено строительство служебно-пассажирского здания в Жиганске. Объем финансирования составил 1,58 млрд. рублей. В 2019 году будут завершены работы по реконструкции аэропорта Среднеколымск.
Первый заместитель генерального директора АО «Аэропорт «Якутск» Константин Сергеев рассказал, как повлияет на работу авиакомпании ремонт взлетно-посадочной полосы в 2020 году.
После завершения выступлений народные депутаты республики приступили к уточняющим вопросам. Вопросов было задано предостаточно, так как проблемы развития и функционирования воздушного транспорта являются одним из ключевых направлений социально-экономического развития республики.
Участники круглого стола задали вопросы, касающиеся предоставления субсидий из федерального и республиканского бюджетов, завоза объема авиатоплива, поддержания лётной годности воздушных судов, заработной плате персонала в северных и арктических улусах, финансово-экономических показателях деятельности авиакомпаний, дороговизны стоимости авиабилетов, реконструкций аэропортов в отдельно взятых районах, безопасности воздушных перевозок, финансирования санитарных рейсов, замены устаревшей техники, логистики закупки авиатоплива, лизинговых платежей, кредитной задолженности, видах, порядке и объемах субсидированных перевозок пассажиров во внутрирегиональном сообщении и др.
Отдельная тема была затронута по подготовке лётного состава. Народные депутаты Якутии говорили о мерах, принимаемых по решению вопросов кадрового обеспечения лётного состава. Сегодня остро стоит вопрос с обучением вертолётных пилотов. Их готовят только в Омском училище. Чтобы получить удостоверение коммерческого пилота, студенты должны отлетать 100 часов практики. В настоящее время ведутся переговоры, чтобы на базе Якутского авиационного технического училища открыть отделение вертолетчиков.
Подводя итоги круглого стола, председатель постоянного комитета Ил Тумэна по экономической, инвестиционной и промышленной политике Павел Петров отметил, что проект рекомендаций будет изменен с учетом высказанных мнений и попросил до 31 мая внести предложения по данному вопросу для включения в проект. «Вопросов очень много и по Арктике, и по стоимости топлива», - сказал парламентарий.
Республикой Саха (Якутия) проблема обновления авиапарка решается за счет поставок в лизинг самолетов регионального назначения и малой авиации. В части обновления парка региональных самолетов республика является одним из активных субъектов РФ по освоению и внедрению в условиях Крайнего Севера новых типов региональной авиатехники российского производства - Ан-ЗТ, Ан-140, SSJ-100.
На сегодняшний день российским авиапромом для стимулирования производства самолетов малой авиации предусмотрено лишь субсидирование затрат на сертификацию воздушных судов, сертификацию производства ВС для местных и региональных воздушных линий с объемом финансирования на уровне 230,0 млн. рублей в год и выполнение НИОКР в рамках реализации проектов создания воздушных судов «малой авиации» следующего поколения, завершение которых для организации серийного производства до 2025 года не планируется.
На сегодняшний день серийное отечественное производство самолетов на замену ВС Ан-2, Ан-24 отсутствует.
Пресс-служба Ил Тумэна