Правительство России окажет содействие завершению первого этапа модернизации Жатайской судоверфи, а также передаст федеральный пакет акций предприятия в собственность региона. Об этом заявил президент России Владимир Путин в ходе совещания по развитию дальневосточных городов. Почему Жатайская судоверфь является одним из самых значимых для Якутии проектов и когда будет готово первое судно — в материале ЯСИА.
В рамках совещания по развитию дальневосточных городов президент России Владимир Путин поручил правительству совместно с властями Якутии договориться о завершении модернизации Жатайской судоверфи.
«По Жатайской судоверфи я прошу коллег из правительства совместно с руководством Якутии принять меры по завершению первого этапа ее модернизации и при необходимости рассмотреть возможность передачи федерального пакета акций этого предприятия в собственность региона. Сейчас мы только что обсуждали это с вице-премьером, с руководителем региона, если все с этим согласны — нужно делать», — сказал Путин.
Он подчеркнул, что при этом «на берегу нужно договориться о том, как это будем делать».
«Безусловно, в случае такого решения на республику должна быть возложена ответственность за завершение реконструкции верфи», — пояснил президент.
Реконструкция Жатайской судоверфи началась в Якутии еще в 2019 году. В историческом событии по закладке первой сваи современной Жатайской судоверфи принял участие министр промышленности и торговли России Денис Мантуров.
В июне того же года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление, согласно которому правительство России выделило 4,1 млрд рублей бюджетных инвестиций в 2019-2021 годах на модернизацию и развитие мощностей по созданию современного речного флота для грузоперевозок в Ленском бассейне и Арктической зоне России.
Стоит отметить, что с самого начала реализации проекта руководство страны уделяет особое внимание одному из самых экономически значимых объектов не только для Якутии, но и всей страны.
С момента начала реконструкции высокотехнологичной судоверфи проект подвергся некоторым изменениям в сроках ввода из-за удорожания стоимости самого проекта, вызванного санкциями. Однако осознавая важность данного объекта для региона и страны в целом, президент России Владимир Путин поддержал проект и поручил правительству и властям Якутии договориться о завершении модернизации объекта, так как ввод в эксплуатацию Жатайской судоверфи обеспечит создание современного речного флота для грузоперевозок в Ленском бассейне и Арктической зоне, в том числе по Севморпути. На сегодня объект строится на ТОР «Якутия» при поддержке Минпромторга и Минвостокразвития России.
«Проект высокотехнологичной Жатайской судоверфи, на самом деле, является во многом системообразующим проектом, который вдохнет новую жизнь в развитие городского округа «Жатай» и нашего речного флота. Новая судоверфь сможет строить до десяти речных и морских судов ежегодно. Также проект позволит модернизировать действующий Жатайский судоремонтный завод, утилизировать суда и сделает Якутскую агломерацию центром судостроительства бассейна реки Лены и других рек, впадающих в Северный Ледовитый океан», — ранее отмечал Айсен Николаев.
Подобные инфраструктурные объекты, как Жатайская судоверфь, играют ключевую роль в улучшении экономической и социальной ситуации в регионе, а также способствуют развитию транспортной инфраструктуры. На начало сентября строительная готовность объекта составила более 70%. Сейчас на площадке трудятся более 130 человек, привлечена техника в количестве 18 единиц. Возводится блок корпусных производств. Так, строительство Жатайской судоверфи в Якутии планируется завершить в 2024 году, а первое судно будет заложено уже в 2025 году.
Решение о создании постоянного отстоя флота в Жатайской протоке было принято в 1943 году после необычайно раннего весеннего паводка, мощный поток которого унес с отстоя напротив Якутска значительную часть флота. Некоторые суда затонули, а многие получили серьезные повреждения. Это стало отправной точкой строительства Жатайского судоремонтно-судостроительного завода (Жатайская судоверфь).
Интересные факты: судоремонтный завод начал строиться в разгар Великой Отечественной войны. Тогда многие женщины заменили мужчин на судах и в цехах завода, в том числе работали на выморозке судов. С открытием навигации они шли на флот матросами, шкиперами, поварами и радистами.
Также кроме литья для судоремонта на заводе выпускали обширный ассортимент отливок из серого чугуна, бронзы, латуни, алюминиевых сплавов. Продукция цеха широко использовалась при реконструкции улиц и площадей. К примеру, ажурные чугунные ограды, фонари и скамейки даже сегодня украшают облик Якутска и Жатая.