Состоявшееся выездное заседание постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) по бюджету, финансам, налоговой и ценовой политике, вопросам собственности и приватизации в п. Мохсоголлох под руководством Юрия Николаева, стало важным шагом в обсуждении тарифной политики теплоснабжения Якутии: темой заседания стал сравнительный анализ экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию в Хангаласском улусе. Это мероприятие призвано углубить понимание текущей ситуации в сфере энергоснабжения региона и выявить возможные пути оптимизации тарифов, чтобы они были приемлемы как для потребителей, так и для поставщиков услуг.
В ходе заседания участники обсуждали различные аспекты формирования тарифов, включая себестоимость производства и распределения тепловой энергии, а также социальные и экономические факторы, влияющие на расчеты. Особое внимание было уделено анализу существующих тарифов и их соответствию реальным затратам. Члены бюджетного комитета рассмотрели примеры формирования тарифов на тепловую энергию в п. Мохсоголлох, г. Покровск и с. Намцы для достижения более эффективного подхода к тарифообразованию на тепловую энергию.
В своем выступлении на тему сравнительного анализа экономически обоснованных тарифов председатель Государственного комитета по ценовой политике РС(Я) Николай Бочков рассказал о том, каким образом формируются тарифы на тепловую энергию на примере трех муниципальных образований: «Экономически обоснованные тарифы формируются по каждой отдельной котельной, так как себестоимость 1 гигакалории теплоэнергии в каждом населенном пункте складывается по-разному в зависимости от всех факторов».
От чего зависит размер тарифов
Согласно предоставленной информации Николая Бочкова размер тарифов складывается из 6 основных пунктов:
Объем присоединенной тепловой нагрузки: чем выше объем полезного отпуска тем ниже тариф;
используемый вид топлива: электроэнергия-дизельное топливо-газоконденсат-нефть-дрова:уголь-газ (от самого дорогого к самому дешевому);
применяемые технологии и степень износа основных фондов: чем старше тем выше потери в сетях, удельные расходы топлива, электроэнергии, теплоносителя, выше затраты на ремонт и поддержание котельной в нормативном состоянии;
расстояние и сроки доставки топлива: в отдельные улусы срок доставки топлива достигает двух лет;
численность персонала: в маломощных котельных доля затрат на оплату труда достигает 70% всех затрат. Диспетчеризация и автоматизация котельных позволяют существенно снижать эксплуатационные расходы;
особенность предприятия: учетная политика, количество видов деятельности, условия оплаты труда и соц. гарантии.
Председатель Госкомцена подчеркнул, что отклонения по тарифным коэффициентам между поставщиками тепла, в первую очередь, осуществляется из-за неподконтрольных затрат – это проценты за кредит, амортизация и накладные затраты. «Все это мы можем увидеть на примере, когда на одной улице стоит 3 разных социальных объекта с абсолютно разными источниками тепла и поэтому разными тарифами. Снижение затрат произошло бы в том случае, если бы эти объекты были подключены к одному источнику тепла и тогда бы все затраты были распределены между большим количеством получателей теплоснабжения, что несомненно бы сказалось и на снижении тарифа», – сказал руководитель Госкомцен.
Николай Бочков акцентировал, что в первую очередь заинтересованность по возможности снижения тарифов должна быть у муниципальных образований, у которых имеются все необходимые схемы, в частности, подключение объектов, трассировка теплосетей, которые входят в комплексное планирование территориального развития муниципальных образований: «Если будут исключены затраты на проценты по кредитам и по накладным расходам, то мы полностью будем вписываться в тарифы которые нам предлагаются организациями коммунального комплекса, без необходимости субсидирования со стороны государства».
В чем секрет эффективности в отдельных муниципалитетах
Заместитель директора ГАУ РС(Я) «Центр развития ЖКХ и повышения энергоэффективности» Айаал Кюндяйцев представил доклад о жилищно-коммунальном хозяйстве Хангаласского улуса.
Он рассказал, что в части единой государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности министерством ЖКХ разрабатываются и реализуются госпрограммы РС(Я) по развитию жилищно-коммунального хозяйства и электроэнергетики, энергосбережения и повышения эффективности. Также происходит участие в формировании, разработке и обеспечении реализации федеральных и республиканских инвестиционных программ жилищно-коммунального и электроэнергетического комплекса, создание условий для реализации реформы ЖКХ в целом.
Информацию о деятельности подразделений объектов жизнеобеспечения п. Мохсоголлох предоставил главный энергетик АО ПО «Якутцемент» Дмитрий Григорьев. По его информации, центральная поселковая котельная 1968 года ввода в эксплуатацию: максимальная мощность составляет 66,4 Гкал/ч.; фактическая максимальная мощность – 26 Гкал/ч.; запас мощности составляет 39%, а количество котлоагрегатов – 7 шт. Всего центральная котельная включает 124 единиц жилищного фонда: МКД – 36, частных домов – 25. Общая протяженность составляет 18,3 км. На территории завода теплом производственную площадку обеспечивает котельная «Промозона» 2012 года постройки, которая является полностью автономной и состоит из 7 котлоагрегатов контролируемых удаленно.
Кроме того, Дмитрий Григорьев сообщил о состоянии водозабора и очистных сооружениях введенных еще в 1971 году, которые после ряда модернизаций эффективно выполняют задачу по водоснабжению и водоотведению всего поселка Мохсоголлох.
С информацией об инвестиционной деятельности как источника снижения бюджетных расходов выступил главный экономист АО «Намкоммунтеплосбыт» Яков Эвестов. Он сообщил, что по итогам реализации Инвестиционной программы с 2012 по 2024 в Намском районе построено 24 котельных, реконструировано и модернизировано – 28, принято на эксплуатацию – 11. Заменено, реконструировано и проложено более 54 п.км сетей теплоснабжения в том числе пластиковые трубопроводы. Итогом стало уменьшение количества котельных с 87 единиц в 2011 году до 51 единицы к 2024 году.
Как отметил Яков Эверстов, в результате реализации инвестиционных проектов произошло снижение тарифа на 37%, однако наблюдается и отрицательная тенденция. В связи со снижением стоимости на тепловую энергию и резкого повышения цены перевозки теплоэнергоресурсов с 2020 отмечено снижение экономических показателей финансового состояния предприятия.
Использованными механизмами при реализации Инвестиционной программы отмечены: концессионное соглашение между МО «Намский улус» и АО «Намкоммунтеплоэнерго»; взаимодействие с «ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ»; региональная программа по модернизации систем теплоснабжения МО «Ленский наслег» с. Намцы; комплексный энергосервис «Потребитель-Сети-Генерация»; коробочные решения ПАО «Сбербанк» по финансированию концессионого соглашения.
Основными моментами, выделенными участниками заседания во время обсуждения актуальной проблемы, являлось влияние модернизации инфраструктуры на формирование тарифов, так как многие котельные и тепловые сети были построены десятилетия назад и требуют обновления или замены. Народные депутаты Якутии отметили, что инвестиции в новые технологии могут значительно повысить эффективность работы и сократить потери, что, в свою очередь, может положительно сказаться на тарифах.
Алиш Забид оглы Мамедов в своем выступлении акцентировал внимание на том, что даже на примерах муниципальных организаций можно наблюдать примеры неэффективного потребления ресурсов, итогом которого становятся большие суммы по оплате коммунальных расходов. Поэтому, по его мнению, эффективное потребление должно быть одним из критериев эффективности управленческого потенциала руководителя учреждения.
Он отметил, что вопросы тарифной политики являются ключевыми для обеспечения стабильного теплоснабжения в регионе, особенно в условиях современной экономической нестабильности, а результаты обсуждений способствуют выработке рекомендаций, направленных на улучшение тарифной политики и, соответственно, поддержку населения.
Заседание также дало возможность участникам обменяться мнениями о перспективах развития энергосектора региона и внедрения новых технологий, которые могут способствовать повышению эффективности использования ресурсов и снижению тарифов для конечных потребителей.
Таким образом, комплексный подход к формированию тарифов на тепловую энергию в п. Мохсоголлох и с. Намцы могут стать весомым шагом к созданию эффективной и устойчивой системы теплоснабжения, отвечающей потребностям населения и развитию региона. Обсужденные инициативы и предложения могут быть использованы как основа для разработки новых политических стратегий, направленных на улучшение качества жизни граждан и экономическую стабильность региона в целом.
Поводя итоги выездного заседания Юрий Николаев отметил, что в ходе работы были проанализированы причины разности в тарифах на тепловую энергию: «Вопрос непростой, щепетильный, он затрагивает интересы неограниченного круга граждан и напрямую влияет на уровень жизни населения, поэтому и выработка конкретных предложений и работа по повышению эффективности ресурсов будет продолжать и далее».
По итогам выездного заседания будут составлены рекомендации по внесенным предложениям.
В выездном заседании приняли участие народные депутаты Якутии Афанасий Владимиров, Владимир Прокопьев, Алена Атласова, Андрей Николаев, Иван Данилов, Василий Егоров, Никита Тимофеев, представители исполнительной власти республики, организаций коммунального комплекса, муниципального района Хангаласский улус и АО ПО «Якутцемент».