Невозможно представить развитие экономики без качественных автомобильных дорог. Увы, наша матушка-Россия со времен Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Радищева славилась расхожей фразой «У России две беды – дороги и дураки»… Во многих регионах тaкoe завидное постоянство coxpaняeтся и пo ceй день. Во многих, но не во всех! Здравые головы в нашей республике все-таки ищут пути преодоления этого устойчивого выражения.
Конечно, для Якутии с ее уникальным климатом, требуется особый подход в проектировании, строительстве и содержании автомобильных дорог. И здесь недостаточно только одних умных мыслей, они должны быть помножены на реальные источники финансирования и адекватные предложения по использованию местных природных материалов, которые могут полноценно использоваться для приготовления строительных дорожных смесей.
Как мы уже освещали ранее, в начале апреля с.г. на базе Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова в г. Якутске прошел III Форум «Транспортные системы и дорожная инфраструктура Крайнего Севера». Одним из участников этого Форума среди таких именитых структур как Министерство транспорта и дорожного хозяйства РС(Я), ФКУ «Упрдор Вилюй», ФКУ «Упрдор Лена», ГКУ «Управление автомобильных дорог РС(Я)», КП «Дороги Арктики» и многих других заказчиков и подрядчиков, а также учреждений науки и образования стало Алданское многопрофильное предприятие с более чем 30-летней историей и опытом работы – «Ассоциация строителей АЯМ».
Исполнительный директор «Ассоциации» Егор Фролов, выступивший на секции «Дорожная инфраструктура» с докладом о преимуществах гранитного щебня, добываемого в Алданском районе, подчеркнул, что многолетнее производство собственной продукции строительного назначения, используемого и в смежных отраслях промышленности, позволило специалистам «Ассоциации АЯМ» сделать вывод, что гранитный щебень, добываемый на лицензированных месторождениях строительного камня «Алданское» и «Усть-Эльконское», обладает рядом преимущественных свойств по сравнению с другими видами щебня (известкового и гравийного), он отличается долговечностью, прочностью, отсутствием пылевых и глинистых примесей.
И вот на днях доводы Егора Алексеевича были подкреплены «Лабораторией испытания качества дорожных покрытий» ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет», производившей испытания в соответствии с ГОСТами по ряду физических характеристик крупного песка из отсевов дробления. Так вот, получено заключение о его пригодности для получения горячих асфальтобетонных смесей. Также лабораторией были исследованы образцы щебня и гравия из плотных горных пород, добываемого на Алданском месторождении «Ассоциацией». И этой фракции щебень и гравий признан годным для производства оснований при строительстве дорожных покрытий из асфальто-бетонных смесей.
Итак, даже на таком небольшом примере мы убеждаемся, что вопросам строительства дорог сегодня уделяется соответствующее внимание. Ну а в качестве примера глобального, на который можно равняться, возьмем соседний Китай. Я помню свою первую командировку 1993 года в северную провинцию Хэйлунцзян, где алданская артель старателей «Объединение» разрабатывала золотоносное месторождение… И самое главное, что запомнилось с той поры – полное отсутствие дорог, мы ехали на машине между городами и селами в полной пыли, а если где-то и были более-менее ровные участки, то за проезд по ним надо было платить, но, спустя 7 лет всего те дороги было не узнать – это уже бетонные автобаны, заасфальтированные проселочные дороги… Тогда лет 25 назад для этого государства именно дороги стали символом успешной государственной политики, направленной на взрывное развитие Поднебесной по всем параметрам. Вот и у нас наступило такое новое время, в котором живет Россия с февраля этого года, как раз оно и диктует новые подходы к реализации тех программ, которые возложены на ее регионы.
И для Якутии продолжение железнодорожной магистрали до Магадана, строительство автомобильных дорог высокого класса, должно привести к переосмыслению роли транспортных артерий не только федерального значения, но и внутри улусов и городов республики. Для этого нельзя отказываться и от местных материалов, и от услуг бизнес-сообщества, готового, как мы видим, работать по самым высоким стандартам качества с привлечением науки и изучением положительного опыта соседствующих стран, где в качестве основной технологии лежит простая и эффективная схема строительства: насыпается пухлая подушка из песка и гравия, укладывается сверху металлическая арматура, все заливается бетоном, а сверху укатывается асфальтом… Да, надо полагать, что это будет недешево, но какой экономией возвернется для госбюджета при полном уходе от ежегодных неэффективных ямочных ремонтов, для владельцев машин, в том числе и государственных, а еще повысится безопасность движения и скорости доставки… О, какое бы число людей сказало «спасибо» новому времени и тем, кто в нем правит…
Итак, для начала дорожной революции, в полном смысле этой фразы, есть та самая пухлая подушка из качественного песка и щебня, прошедшая лабораторные испытания с хорошей оценкой. Ее предлагает «Ассоциация строителей АЯМ» - предприятие новой формации, живущее передовыми идеями и уже во многом зарекомендовавшее себя как ответственный и надежный партнер. К нему надо только приглядеться и начать совместно действовать.