В сети интернет и социальных сетях распространяется информация об экологической катастрофе в связи с массовым падежом косуль. Минэкологии Якутии сообщает, что информация о массовой гибели косули сильно преувеличена, фактов массового падежа косули в республике не зафиксировано. В соцсетях распространяются фото- и видеоматериалы по единичным случаям.
Отметим, что в целях сохранения диких копытных животных и снижения антропогенного воздействия в Якутии созданы зоны охраны охотничьих ресурсов, где охота запрещена. На территории зон охраны и особо охраняемых природных территорий ежегодно проводятся биотехнические мероприятия, в том числе заготовка веточного корма и сена, создание новых солонцов и обогащение естественных солонцов, посев кормовых полей, выкладка веников и зернового корма; строительство кормушек и подкормочных площадок.
Создание зон охраны охотничьих ресурсов направлено на сохранение и воспроизводство популяции косули – как основного вида охотничьих ресурсов в центральных районах Якутии.
По мнению директора Института биологических проблем криолитозоны СО РАН Иннокентия Охлопкова, частичная гибель косуль наблюдается ежегодно ввиду суровых климатических условий в республике.
«Тем не менее, косуля имеет высокую способность к восстановлению численности после критических условий существования, и численность косули в последние годы в республике увеличивается», — отмечает ученый.
По его словам, ежегодный естественный отход в популяции косули в Якутии достигает 30%.
«Это отход молодняка текущего года и старых особей по естественным причинам от болезней, травм, хищников и старческой немощи. В основном отход наблюдается среди позднородившихся сеголетков, которые не успели набрать за осень жира и были ослабленными в период наступления зимнего сезона. Все эти факторы учитываются охотоведами при формировании лимитов и квот добычи, поэтому ведётся ежегодный мониторинг. Плюс 3-5 % изымается охотой. При превышении смертности косули 60-70% от численности популяции, то это уже называется массовый падеж. В настоящее время естественный отход не превышает даже 5%», — сказал Иннокентий Охлопков.