На дробильно-сортировочом комплексе, расположенном недалеко от Алдана, изготавливают щебень различных фракций, который используется в дорожных работах, на отсыпке железнодорожного полотна, в строительстве. Гранит добывается в карьере, принадлежащем «Ассоциации строителей АЯМ». «Наш гранитный камень – материал особой прочности, который благодаря своим свойствам способен увеличивать сроки эксплуатации «дорожной одежды», а бетон с использованием такой смеси становится более морозостойким, что удлиняет срок службы строений», – рассказал главный инженер ООО «Ассоциация строителей АЯМ» Сергей Григорьев.
Карьеров, на которые у ООО «Ассоциации строителей АЯМ» имеются лицензии, – три, помимо алданского, есть еще Усть-Эльконский под Томмотом и в Верхнезейском районе Амурской области. Если говорить о месторождениях, расположенных на территории Алданского района, они довольно внушительные по запасам сырья, объемы запасов в них – свыше 1 млн кубометров гранитного камня на каждом.
Разумеется, при ведении разработок задействовано взрывное хозяйство. «В сезон работ осуществляем порядка шести взрывов, масштаб их, конечно, не сравнится с теми, которые проводятся при добыче, скажем, угля. Задача в нашем случае – подготовить породу для дальнейшей работы экскаватора компактными блоками. Ежегодно согласно требованиям Гостехнадзора предприятие защищает план развития горных работ, карьеры зарегистрированы как опасные объекты III класса», – добавил Григорьев.
В среднем за сутки ( работы ведутся непрерывно днем и ночью) производится 300-400 кубометров готовой продукции. В год один ДСК производит до 80 тысяч кубометров гранитного щебня. Контроль качества продукции ДСК осуществляет строительная лаборатория ООО «Ассоциация строителей АЯМ», ежесуточно отбирая пробы и исследуя их по множеству параметров, в том числе таких как зерновой состав, прочность камня, морозостойкость и другие.
Основным потребителем гранитного щебня, производимого на объектах компании в Алданском районе, является АК «Железные дороги Якутии», здесь этот материал используется для балластировки железнодорожного полотна. Дорожные организации, ведущие деятельность в районе и в республике, используют щебень после определенной подготовки для асфальтобетонной смеси, что делает «дорожную одежду» более устойчивой к различного рода воздействиям.
Бетон с заполнителем из гранита, добытого и обработанного на карьерах «Ассоциации АЯМ», был востребован при возведении жилых домов по адресам: Маяковского, 11, 1-й квартал, д. 9, новостроек по ул.Октябрьской в Алдане и ул.Кирова в Томмоте (среди последних, напомним, были и монолитные), при строительстве локомотивного депо, реконструкции котельных «Ассоциации строителей АЯМ». Впрочем, сотрудничает предприятие не только с крупными заказчиками, продукцию современных каменоломен приобретают индивидуальные предприниматели для производства строительных и отделочных материалов и местные жители, ведущие строительство.
Работа дробильно-сортировочного комплекса сезонная, в морозы техника не эксплуатируется. А в период с ранней весны до поздней осени комплекс работает с полной загрузкой. Естественно, оборудование со временем изнашивается. Сейчас, когда на складе имеется достаточное количество материала, чтобы ответить предложением на спрос клиентов, Алданский ДСК остановлен для проведения ремонтных работ. В этом году здесь будут установлены три новые дробилки. При выборе поставщика предпочтение отдано отечественному производителю техники – дробильные установки приобретены у ЗАО «Дробмаш».
Реконструкция производственного объекта идет последовательно: в 2017-м здесь был заменен питатель, в планах на 2019-й – обновление грохотов.
Коллектив ДСК в Алдане небольшой, но устоявшийся, рассказывает главный инженер, обслуживают комплекс девять сотрудников, которые с оборудованием на «ты». Нынешний ремонт проводится здесь, что называется, своими силами. В новый сезон обновленный ДСК, как планируется, должен возобновить производство уже в апреле.