21 августа 1954 года – знаковая дата в алмазной истории страны. В этот день 70 лет назад геологи открыли первое в СССР коренное месторождение алмазов в Якутии – кимберлитовую трубку «Зарница». Это открытие стало возможным благодаря двум легендарным женщинам – Наталье Николаевне Сарсадских и Ларисе Анатольевне Попугаевой, чьи имена навсегда вписаны в историю алмазной геологии.
Первая в СССР кимберлитовая трубка была найдена в Далдыно-Алакитском районе Якутии. Она расположена на территории водораздела двух маленьких ручьёв, которые впадают в реку Далдын, в 14 км на восток от Удачного.
Исключительная самоотверженность и преданность своему делу, мечта о новых открытиях и азарт помогли советским геологам в поисках самого твердого минерала на земле – алмаза. Не пугали геологов Центральной экспедиции геологического управления тяжелые полевые условия, непроходимая тайга и тяжелый физический труд. Ведро, лопата, кирка, ручной лоток для промывания шлиха и лупа – вот и все их оборудование.
В 1950 году в Центральной экспедиции геологического управления начали изучать пески из Якутии на предмет выявления минералов-спутников алмаза. Вела эти работы ленинградский геолог Наталья Сарсадских, разработавшая метод поиска алмазных месторождений по пиропу – минералу из группы гранатов, который встречается наряду с алмазами в кимберлитах. До нее пиропы в качестве спутников алмазов геологами не рассматривались.
«Убедившись, что методика, по которой вела поиски Амакинка, не работает, покумекав в кабинетной тиши, я поняла, что надо уйти от траппов, но при этом не потерять ниточку, ведущую к алмазам. В низовьях Мархи рассыпные алмазы находили. Поэтому я выбрала приток Мархи Далдын, где не было траппов. И попала в точку. Шлиховым методом на траппах мы бы ничего не нашли», — вспоминала Наталья Николаевна Сарсадских.
Работали промывочным способом — как при добыче золота. Пробы песка они брали через каждые 500 метров, в день продвигались не более чем на 2 километра.
Геолог Наталья Сарсадских работала в Якутии в течение четырех полевых сезонов с 1950 по 1953 год. После открытия кимберлитов она продолжала их изучение и именно она впервые сказала о том, что кимберлиты являются только транспортерами алмазов, алмазы не кристаллизируются в породе.
В 1994 году крупному алмазу весом около 73 карат присвоено имя Н. Н. Сарсадских.
На поиски трубки в Якутию также были отправлены геолог Лариса Попугаева и ее помощник Фёдор Беликов. Кимберлитовую трубку они открыли 21 августа 1954 года вдвоём, используя открытый Сарсадских метод поиска коренных алмазных месторождений по пиропам.
В песчаных отложениях якутской таежной реки Далдын они обнаружили рубиновые зёрна минерала, которые оказались пиропом.
Почти через два месяца исключительно тяжелых поисков, просматривая в лупу каждый обломок породы, встреченный на пути, вышли на трубку. 21 августа 1954 года Лариса Попугаева подняла небольшой невзрачный кусок горной породы голубовато-серого цвета — первый образец сибирского кимберлита. Это был не только кимберлит, но и вещественное доказательство промышленной алмазоносности Сибирской платформы.
«Летом 1954 года, работая в бассейне р. Далдын <…>, нам удалось установить первоисточники пиропа и их несомненную связь с алмазоносностью бассейна р. Далдын и р. Мархи, а также открыть коренное месторождение алмазов в верхнем течении р. Шестопаловки (лев. приток р. Далдын)», – писала Лариса Попугаева.
Из рассказа Фёдора Беликова: «Следующий день мы провели на этой сопке, а на другой вышли к небольшой низменности, поросшей невысокими и редкими лиственницами. К обеду прошёл дождь. У нас был брезент, и мы залезли под него. Чтобы согреться, я решил разжечь костер и нагреть большой камень, чтобы он накалился и послужил нам печкой. Разжёг костер, пригласил Нелю (так называли коллеги, близкие и друзья Ларису Попугаеву) погреться на камне под брезентом. Она села и вдруг как вскочит, схватившись за лупу: «Смотри, Федюня, голубая глина и вся в пиропах!».
В качестве заявочного столба Фёдор Беликов затесал стоявшую на трубке лиственницу. Рядом под кучкой камней Лариса Попугаева оставила в консервной банке записку:
«Впервые 21-22.VIII.1954 г. Эти остатки, видимо, очень богатого ильменито-пиропового и, возможно, алмазного месторождения обнаружили работавшие в этом районе сотрудники партии № 26 ЦЭ Союзного треста № 2. Геолог Гринцевич-Попугаева Л. А. Лаборант Беликов Ф. А. Всё содержимое этого разрушенного коренного месторождения, судя по наблюдениям, просело вглубь. Остатки от него ищите по обе стороны от места костра и шалаша в камнях. Виднее всего они на курумах. Желаем успехов в дальнейшей работе по поискам интересных материалов к решению наших задач».
Название «Зарница» было предложено сотрудником Амакинской экспедиции Михаилом Гневушевым и означает отдаленная, мгновенная вспышка на небосклоне, отблеск молнии дальней грозы. Это название оказалось символичным: вслед за ней были найдены десятки кимберлитовых тел, среди которых оказалось много алмазоносных, составивших славу отечественной алмазной промышленности.
Уже на следующий год там было открыто ещё 10 кимберлитовых трубок, в том числе богатейшая по алмазам трубка — «Удачная».
«Зарница» стала для геологов своеобразным полигоном по овладению пироповым методом поисков кимберлитовых тел. С тех пор в Западно-Якутском алмазоносном бассейне было выявлено и разведано свыше 800 кимберлитовых трубок.
В честь заслуг Ларисы Попугаевой крупный алмаз весом в 29,4 карата (около 12 мм в поперечнике) и обнаруженная недалеко от «Зарницы» кимберлитовая трубка, открытая в 1973 г., были названы ее именем.