Строительство новых объектов, необходимость федерального финансирования, указ о социально-экономическом развитии. Эти и другие пути развития морских ворот Якутии – посёлка Тикси с «Ленским клубом» обсудили руководитель Института региональных проблем Дмитрий Журавлев и главный редактор научного журнала «Российская Арктика» Кира Змиева.
Для развития посёлка Тикси разработан мастер-план, который предусматривает создание общественных пространств, ремонт дорог и уличного освещения. В посёлке строятся социальные объекты, действует IT-центр.
В следующем году посёлок будет подключён к волоконно-оптической линии связи. Планируется построить пассажирский терминал в районе Неелово, который даст импульс к развитию круизного туризма и обеспечит социально значимые грузовые перевозки. А возведение глубоководного морского порта в посёлке Найба позволит увеличить освоение месторождений полезных ископаемых и создаст около 2,5 тысяч рабочих мест.
Кроме этого, будет подготовлен указ о социально-экономическом развитии Тикси.
«Если перед нами стоит цель развивать внутреннюю территорию в основном за счёт внутренних резервов, то необходимости в указе нет. Но если мы заранее предполагаем вливание туда и материальных ресурсов, и усилий республики, то такая стратегия должна быть, потому что развитие посёлка будет частью развития региона, а не самостоятельной задачей местных властей. Только так мы все можем согласовать некий единый план. Поэтому решение свидетельствует о повышенном внимании к Тикси не только руководства Якутии, но и правительства страны», – считает Дмитрий Журавлев.
Кира Змиева выразила мнение, что посёлок без федерального бюджета и участия правительства республики не сможет развиваться.
«Средства нужно направить на повышение социально-экономического развития района, чтобы восстановить сам посёлок, снести старые здания и построить новые, вывезти мусор, металлолом, провести «генеральную уборку» посёлка – это крайне тяжёлая задача. Нужно отремонтировать порт, оснастить его, закупить новые корабли. Это позволит вдохнуть в посёлок новую жизнь», – рассказала она.
Далее спикеры обсудили один из опорных пунктов в реализации стратегии развития Арктической зоны – порт в Тикси. К слову, недавно его включили в число портов открытых для захода иностранных судов.
«Значение порта Тикси и раньше росла, потому что Арктика была точкой экономического противостояния. Сейчас к нему добавляется гибридная война, что ставит вопрос об обеспечении перевозок на Севере на новый уровень – они должны быть, безусловно, гарантированными. Поэтому роль порта увеличивается многократно, как, собственно, было в период «арктических конвоев». Хотя их маршрут пролегал мимо Тикси, но корабли шли Северным морским путём. Именно в этот период развивались порт и посёлок», – отметил Журавлев.