Михаилу Кондакову в 2000 году был поставлен диагноз – отслойка сетчатки. Проведено четыре операции, которые не помогли. Из-за болезни в течение года он постепенно потерял зрение. Учился заново жить, прошел реабилитацию в Бийске.
Однако собаку-поводыря завел лишь в 2016 году. Оказывается, приобретение такого пушистого помощника — весьма долгий и трудоемкий процесс, особенно если живешь далеко от центральной России, так как обучают четвероногих социальных работников только в городе Купавне Московской области. Именно там находится единственная в России школа собак-проводников.
Чтобы подготовить такую собаку, затрачивается, как рассказал Михаил Николаевич, около миллиона рублей. Все расходы берет на себя государство. Поводырей выдают бесплатно инвалидам по линии Фонда социального страхования.
«Через интернет встал в очередь. Спустя год меня оповестили, что появилась обученная собака. Их учат с годовалого возраста в течение шести месяцев. Затем меня пригласили в школу для собак, где я впервые встретил Бостона. Имя ему дал его инструктор в честь американского города», — вспоминает Кондаков.
Инструкторы две недели учили Михаила, как работать с Бостоном, ухаживать за ним, выгуливать и кормить. Они постепенно привыкали к друг другу, даже жили вместе в одной комнате в общежитии. Как рассказывает наш герой, он очень любит собак, поэтому подружиться с Бостоном не составило труда. Хозяин с первого дня понял, что они будут не разлей вода.
Кстати, пару слов о характере собаки. Обычно в качестве проводников выбирают четвероногих друзей породы лабрадор, представителем которого является и Бостон. Они дружелюбные, не агрессивные, умные, уравновешенные, легко поддаются дрессировке и всегда живо интересуются людьми.
«Бостон умный. Он со временем начал понимать меня на якутском языке, хоть и обучался на русском. Самое главное – говорить с ним спокойным голосом, уметь давать команды», — рассказывает собеседник агентства.
После обучения Михаил и Бостон прошли экзамен по выученному городскому маршруту — заходили в автобус, преодолевали препятствия. Именно после данного теста инструкторы решают, передавать ли собаку незрячему. Если во время экзамена зафиксировано более трех ошибок, то собаку не допускают к службе и отправляют на другую работу, например, на почту. Бостон справился с экзаменом, допустив лишь одну ошибку – прошел мимо объекта.
«Собака есть собака, она может отвлекаться. Поэтому хозяев учат, и результат экзамена тоже от нас зависит. Между нами должно быть взаимопонимание», — заступается за своего друга Михаил.
С тех пор Бостон живет бок о бок с Михаилом. Ему сейчас пять лет. Он знает много стандартных команд, которым обучают всех собак. В отличие от своих соратников этот четвероногий друг знает маршруты – если ему сказать «магазин», то он с радостью проводит хозяина до него. Так, Бостон может проводить Михаила до почты, больницы, аптеки и остановки. Сейчас они отрабатывают маршрут в Парке культуры и отдыха, чтобы гулять по нему вместе.
«Собака-проводник сильно облегчает жизнь. Помимо того, что я обрел хорошего друга, я стал лучше ориентироваться по городу, быстрее ходить, чувствую себя более уверенным, ведь рядом со мной надежный помощник. Бостон помнит, как дойти до дома в любой ситуации», — рассказывает Михаил.
В Якутске Михаил — единственный хозяин собаки-проводника. Поэтому он часто сталкивается с непониманием – люди возмущенно говорят, что с собаками вход запрещен, в автобусе кондуктор просит за проезд собаки платить, а окружающие жалуются, что пес без намордника.
«Люди не знают, что собаки-поводыри должны везде сопровождать хозяина. А проезд для него бесплатный не только в автобусе, но и в самолете, и в поезде. Такая собака специально отобрана и обучена, она абсолютно безопасна для окружающих. Это полноценный социальный работник», — делится своими мыслями Михаил.