Адаптация первоклассника к школе может проходить от двух и более месяцев в зависимости от особенностей ребенка. Как пережить этот период безболезненно, рассказала психолог Медцентра Якутска Марина Ефремова.
По степени адаптированности детей можно условно разделить на три группы, говорит эксперт.
В первую группу входят те, кто умеет быстро приспосабливаться к новым условиям и вливаться в коллектив. К концу октября они полностью осваиваются в новом статусе ученика.
Период адаптации второй группы детей длится до конца первого полугодия. Это первоклассники, которым сложно принять новую ситуацию обучения. Они часто приносят в школу игрушки, играют на уроках, конфликтуют, на замечания учителя реагируют слезами.
В третьей группе детей трудности адаптации связаны с поведенческими особенностями, которые часто нуждаются в психологической коррекции. Такие школьники с большим трудом усваивают учебные программы и «мешают» вести урок.
Провожайте до школы. Психолог Медцентра Якутска Марина Ефремова советует делать это, даже если школа находится близко и не нужно переходить дорогу. Так первоклассник почувствует важность события, поясняет психолог.
Организуйте пространство для обучения. Важно, чтобы у ребенка дома было специальное место для выполнения домашних заданий. Если не отдельная комната, то хотя бы отдельный стол.
Следите за режимом дня. Делайте перерывы в занятиях — после 30 минут учебы пусть ребенок отдохнет 5-10 минут. Кроме того, обязательно гуляйте с ним на свежем воздухе, рекомендует Марина Ефремова. Это поможет школьнику расслабиться.
Хвалите ребенка. Даже если он не совсем справился с заданием. Пусть он почувствует себя увереннее, и тогда сможет спокойно понять и исправить ошибки.
Будьте в курсе того, что происходит с ребенком в школе. Что задали сегодня? Как прошел урок? Проявляйте дружеский, но не жесткий контроль. Так у ребенка скорее выработается ответственность и организованность
Психолог Марина Ефремова обращает внимание на важность установления контактов с учителями ребенка. Нужно помочь школьнику наладить общение с новыми взрослыми. Для этого родитель сам должен хорошо знать педагогов — классных руководителей и предметников.
Кроме того, советы для родителей первоклассников применимы и для тех, у кого ребенок сменил школу, перешел из четвертого в пятый или из девятого в десятый класс.
Главное для профилактики проблем в адаптации — нужно обеспечить школьнику спокойную, доброжелательную обстановку, приложить все усилия, чтобы ребенок постоянно чувствовал помощь и поддержку со стороны родителей.