История творческого коллектива начиналась трагически, в 1941 году, в сталинских лагерях на Таймырском полуострове. Это была, пожалуй, самая театральная «зона» в мире, поскольку почти в каждом лаготделении создавалась своя труппа, полупрофессиональная по статусу, но с первоклассными мастерами из обеих столиц. О декорациях, костюмах, постановках того времени ходят легенды. Здесь «сидел» Лев Гумилев, лагерным театральным художником была Ольга Бенуа, играли: Евдокия Урусова (актриса театра им. Ермоловой), Виталий Головин (сын певца Большого театра, обвиненный в убийстве Зинаиды Райх), Георгий Жженов, Иннокентий Смоктуновский... Сюда сослали в полном составе Львовскую хоровую капеллу... В лагерных клубах скрипач Корецкий играл Равеля и Паганини, Сарасате и Баха, «лагерным» джазом руководил композитор Кайдан-Дешкин (автор знаменитого пионерского гимна), а среди музыкантов – имя, например, Ивана Бачеева – ударника из оркестра Цфасмана, ассистента художественного руководителя Госджаза Кнушевицкого.
Отличительная черта Норильска – его географическое положение, поэтому театр всегда стремится к тому, чтобы северяне не ощущали оторванности от больших городов, интересных творческих событий. Считаясь по праву центром культурной жизни заполярного города, «Маяковка» неизменно сочетает возможности разных театральных направлений, жанров, стилей с тем, чтобы максимально удовлетворить потребности зрительской аудитории. Переживая каждый календарный год полярную ночь вместе с норильчанами, деятели искусства этого театра особенно хорошо понимают, как важно дарить людям надежду, желание радоваться, любить жизнь, верить в лучшее…
В декабре 2009 года Законом Красноярского края (№ 9-4246 от 24.12.2009) Норильский Заполярный театр драмы по всей совокупности достижений отнесен к числу особо ценных объектов культурного наследия Красноярского края.