Одна из самых миниатюрных, Успенская церковь поражает совершенством пропорций и изяществом декоративного убранства. Утраченные части ее сооружений: открытая галерея-гульбище, белокаменные переходы к другим слободским постройкам, – по утверждениям археологов, были столь же красивы и изящны. Таков же и южный портал храма с обрамляющей его утонченной резьбой из редких шестилепестковых цветков. Возможно, что храм достраивали в 20-е годы XVI в., когда в любимую Слободу Василий III приезжал «осеновать» (отдыхать осенью) со второй женой Еленой Глинской, подарившей ему наследника, будущего царя Ивана IV. Обширную трапезную более позднего строительства, примыкающую к древнему ядру храма, украшают роспись сводов и печь, выложенная гербовым изразцом XVII в.
В церкви хорошо сохранился обширный подклет и глубокие подвалы. На белокаменных стенах подклета обращают на себя внимание загадочные начертания – граффити. Некоторые исследователи склонны читать их как имена мастеров-строителей Александровского кремля, блестяще выполнивших заказ московских государей. Опираясь на богатый опыт прошлого и одновременно исходя из новых веяний времени, они построили в Александровской слободе резиденцию из невиданных сооружений, практически не имеющих прямых аналогий среди построек XVI в.
Сегодня в старинных подвалах Успенской церкви располагается экспозиция «Последняя тайна Ивана Грозного». Здесь, в полумраке, приятный голос аудиогида рассказывает посетителю о времени интриг и заговоров, окружавших первого российского самодержца, открывает последнюю тайну.
В подклетных помещениях церкви, органично вписываясь во внутреннее пространство, привлекают внимание интересные и самобытные экспозиции «Царская квасная» и «В купеческой лавке».
На обширной площади трапезной палаты располагается главная экспозиция музея – «Государев двор в Александровской слободе», которая образно и лаконично раскрывает историю кремля, столичный статус Слободы и пребывание в ней Ивана Грозного. Прекрасно сохранившийся домовый храм русских княгинь и цариц с белокаменным порталом – редчайший памятник русского элитарного искусства. Музейные раритеты в подлинных интерьерах – старинные книги, иконы, доспехи, посуда – усиливают восприятие далекой и загадочной эпохи. Неординарную личность первого русского самодержца и его роль в истории отечества раскрывают документы и художественные произведения мастеров разных исторических эпох.