Предметом охраны объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба Мосягиных: дом главный, 1875 г.» являются:- композиционные особенности здания, формирующего северо-восточную границы усадьбы, закрепляющего угол квартала, участвующего в формировании линии застройки улиц Собинова и Свободы;- объёмно-пространственная композиция трёхэтажного здания, представляющего собой в плане прямоугольную трапецию со скошенным северо-восточным углом и двумя лицевыми фасадами: северным и восточным; четырёхскатная форма, габариты и высотные отметки по коньку, существующий угол наклона скатов прямой вальмовой крыши с вальмой над скошенным углом;- местоположение, габариты, конфигурация и оформление первоначальных оконных и дверных проёмов на фасадах: прямоугольная форма с арочными перемычками и осевое расположение оконных проёмов первого этажа северного и восточного фасадов; прямоугольная форма с арочными перемычками дверных проёмов первого этажа на северо-восточном углу и второй западной оси северного фасада; прямоугольная форма и осевое расположение крупных оконных проёмов второго этажа лицевых (северного, восточного, северо-восточного скошенного угла) фасадов; прямоугольная с лучковыми перемычками форма оконных проёмов третьего этажа лицевых фасадов; форма, расположение, в том числе со смещением по вертикали оконных проёмов лестничной клетки, первоначальных проёмов на дворовых (западном и южном) фасадах; характер столярных заполнений оконных проёмов;- материал капитальных стен – красный глиняный кирпич размером 25 × 12 × 6,5 см, сложенный способом крестовой кладки; материал кровли – металл;- композиция и архитектурно-художественное оформление лицевых (восточного, северного и северо-восточного угла) фасадов, включая повышенный до окон первого этажа гладкий цоколь, выделенный полкой простого профиля (целесообразно восстановить при проведении научной реставрации); «кирпичный» руст первого этажа северного и восточного фасадов; подоконный пояс второго этажа, ограниченный профилированными тягами, заполненный лепным орнаментом из восьмилепестковых цветочных розеток, помещённых в кольца, соединённых плоскими круглыми розетками с «бусинами», дополненными сверху и снизу отображёнными французскими лилиями; трёхсторонние сдвоенные наличники окон первого этажа: внутренние – мелкопрофилированные с арочной перемычкой, отделённые от внешних тягой-валиком, внешние – прямые с повышенной перемычкой, завершённой лучковым сандриком, с протяжёнными профилированными филёнками на боковинах, профилированными сандриками с рядом ов на киматии и фризе на фигурных кронштейнах с квадратными выступающими верхними частями – «камешками», лицевая грань которых оформлена небольшим плоским выступом и цветочной розеткой, подкосом в форме акантового листа, направленного вверх, с загнутым наружу верхним концом, опирающегося заглублённые в филёнку профилированные тяги, стилизованные под черенок акантового листа; угловые розетки над архивольтом внутреннего наличника, в углах, образованных его кривизной, в форме розы, развёрнутой в профиль, с двумя симметричными завитками акантовых листьев; оформление входного проёма на второй западной оси северного фасада профилированным архивольтом с «плечиками»; оформление входного проёма на северо-восточном углу широким профилированным архивольтом, опирающимся на импосты-полувалики, завершающие каннелированные «висячие» пилястры; ленточный руст второго этажа северо-восточного угла; трёхсторонние профилированные наличники окон второго этажа на небольших гладких импостах с малым мысиком, оформленным лепным орнаментом в форме шнура, с повышенной перемычкой, завершённой прямым профилированным сандриком с рядом дентикул, фигурными кронштейнами, состоящими из квадратных выступающих верхних частей – «камешков», лицевая грань которых оформлена небольшим плоским выступом и цветочной розеткой, завершённых профилированными абаками, опирающихся на подкосы в форме акантового листа, направленного вверх, с загнутым наружу верхним концом, с профилированной филёнкой на фризе, в которой размещена лепная композиция из львиного маскарона с симметричными растительными орнаментами по сторонам; рамочные наличники окон третьего этажа (в том числе окна на северной оси западного фасада) с перемычкой и верхней частью боковин, оформленными поясом с лепными орнаментом растительного характера, соединяющим наличники на уровне верхней кромки оконных проёмов; контрналичниками; профилированной нижней частью боковин и подоконной доской; выпущенными вниз «полотенцами» боковин с тремя трапециевидными «каплями»-подвесками; фигурным замковым камнем в перемычках с профилированным карнизом, филёнкой, заполненной квадром бриллиантового руста на лицевой грани, и лекально вогнутым каннелированным кронштейном на уровне контрналичников; крупными квадратными перехватами в средней части боковин наличников с профилированными филёнками с небольшой цветочной розеткой в центре на простых прямоугольных кронштейнах с профилированной нижней гранью; оформление третьего этажа северо-восточного угла: трёхсторонние наличники оконного проёма с перемычкой и верхней частью боковин, оформленными поясом с лепными орнаментом растительного характера, соединяющим наличники на уровне верхней кромки оконных проёмов; контрналичниками; профилированной удлинённой подоконной доской-сандриком, раскрепованной на углах и вертикалях боковин, с небольшими трапециевидными «камешками» под боковинами и кронштейнами-«полотенцами» с четырьмя трапециевидными «каплями»-подвесками; с горизонтально рустованными до декоративного пояса боковинами-пилястрами, завершёнными профилированными карнизами; тонкие короткие (до декоративного пояса) угловые горизонтально рустованные пилястры с чередующимися гладкими и «бриллиантовыми» квадрами, завершённые профилированными капителями; две симметричные незначительно провисающие цветочные гирлянды над перемычкой наличника с ниспадающими цветочными гирляндами-«подвесками» на углах; профилированный венчающий карниз с рядом ов и дентикул и подшивной горизонтальной плитой значительного выноса;- характер обработки фасадной поверхности: оштукатуренные поверхности наружных стен;- пространственно-планировочная структура интерьера: историческая планировка в капитальных стенах: продольная стена разделяет здание на южную и северную части, в южной части капитальными стенами выделен объём лестничной клетки;- местоположение, материал и оформление лестницы в центре западной части здания.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.