Главный дом усадьбы Холщевниковых. Дом Ярославского Уездного Земства.

Предметом охраны объекта культурного наследия регионального значения (памятника) «Главный дом усадьбы Холщевниковых. Дом Ярославского Уездного Земства», 1842 г., 1914 г., 1960-е гг.» (г. Ярославль, ул. Собинова, д. 5 (лит. А)) являются: - композиционные особенности здания, участвующего в формировании разреженной линии застройки улицы Собинова, являющегося архитектурной и композиционной доминантой ансамбля исторической усадьбы;- объёмно-пространственная композиция исторической (западной) части здания (лит. А) (пристройка (лит. А1) 1977 года постройки в предмет охраны не входит): трёхэтажного с подвалом объёма, прямоугольного в плане с плоским центральным ризалитом на лицевом (западном) фасаде и центральным выступом на дворовом (восточном) фасаде (в настоящее время к восточному фасаду примыкает через узкий переход поздний объём, не входящий в предмет охраны) с примыкающей к южному фасаду по линии западного фасада оградой; конфигурация прямой четырёхскатной крыши здания; характер кровельного покрытия – металл;- местоположение, габариты, конфигурация и оформление входных и оконных проёмов на фасадах исторической (западной) части здания        (лит. А): прямоугольная форма и осевое расположение проёмов, в том числе заложенных проёмов подвала; характер исторической расстекловки заполнений оконных проёмов;- капитальные стены из красного глиняного кирпича, в том числе сложенного способом цепной перевязки, в том числе размером 25,5 11 × 7,5 (8) см (в помещении подвала); 27 × 12,5 (13) × 7,5 см (сомкнутый свод в подвале); 26 (26,5) × 12 (12,5) × 7 см (северная стена подвала);- композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов исторической (западной) части здания (лит. А), в том числе декор, расположенный по периметру объёма: рельефно выделенный цоколь с профилированным завершением; профилированный карниз между первым и вторым этажами; профилированная архитравная и слабопрофилированная карнизная тяги, выделяющие фриз между вторым и третьим этажами; оформление боковых (северного и южного) фасадов, а также боковых частей дворового (восточного) фасада прямоугольными лепными композициями, расположенными на световых осях, состоящими из центральных женских маскаронов, обрамлённых перекрещивающимися рогами изобилия с боковыми симметричными завитками тонких акантовых стрел с цветками на концах и небольшими стилизованными листьями вдоль стебля; оформление оконных проёмов на боковых фасадах подоконными полками, на двух нижних этажах – профилированными; оформление фасада исторического восточного выступа (лестничной клетки) в южной части профилированным междуэтажным карнизом;- композиция и архитектурно-художественное оформление лицевого (западного) фасада исторической (западной) части здания (лит. А), в том числе:оформление центрального ризалита: трёхсторонние наличники с повышенными перемычками-фризами, незначительно выступающими за линию боковин, завершённые узкими прямыми профилированными сандриками в оформлении оконных проёмов первого этажа; слабопрофилированная подоконная тяга первого этажа; прямоугольный руст первого этажа до линии сандриков; обрамление дверного проёма парадного входа: боковые пилястры над подоконной полкой без баз с шейками, выделенными тонкими тягами, и упрощёнными капителями; фриз между пилястрами с прямоугольной нишей; антаблемент, состоящий из архитрава и широкого гладкого фриза, разделённых тонкой тягой, профилированная подкарнизная тяга и небольшой профилированный карниз; оформление второго этажа пилястрами на профилированных базах с шейками, отделёнными профилированными тягами и профилированными капителями; прямоугольные горизонтальные плоские ниши и тяга простого профиля под оконными проёмами; оформление оконных проёмов профилированными подоконными полками; над оконными проёмами на световых осях лепные композиции из центрального стилизованного цветка аканта с лирой в середине, обрамлённого выгнутыми упрощёнными акантовыми листьями и фланкированного крупными завитками тонких акантовых стрел с цветками на концах и тонкими листьями по линии стебля; на уровне нижней кромки профилированной тяги пилястр, выделяющей шейку, тяга простого профиля, с расположенными над ней ромбовидными горизонтальными лепными композициями из четырёхлепестковой акантовой розетки, вписанной в ромб, и обрамляющих её тонких стеблей-завитков с отходящими наружу упрощёнными небольшими листьями и горизонтальных стилизованных стрел; над капителями пилястр профилированный архитрав, выделяющий фриз, заполненный чередующимися прямоугольными горизонтальными гладкими «досками» и квадратными «досками» на вертикалях пилястр с круглыми нишами в центре, заполненными цветочными многолепестковыми розетками; фриз завершён слабопрофилированной тягой;оформление боковых сторон первого этажа, в том числе оконных проёмов профилированными подоконными полками на «камешках»; над проёмами в прямоугольных горизонтальных нишах на световых осях лепные композиции из центрального венка из пары лавровых веток с небольшим медальоном и лентой под ним, со стрелой аканта в середине и тройным акантовым цветком над ним, фланкированного симметричными широкими рогами изобилия, с густыми пучками листьев; подкарнизный пояс между первым и вторым этажами, выделенный профилированной тягой и заполненный меандром; оформление второго этажа широкой плоской нишей, охватывающей все оконные проёмы, пилястрами с базами и коринфскими капителями в простенках (в том числе полупилястры в углах ниши), подоконными «досками», прямоугольными горизонтальными с прямоугольными плоскими нишами; тягой простого профиля под окнами; профилированными подоконными полками; широкой единой «доской» над пилястрами в верхней части оконной ниши с помещённым в плоскую нишу орнаментом в виде крупного центрального рокайля с расходящимися от него завитками тонких акантовых стрел с цветками на концах и некрупными упрощёнными акантовыми листьями по линии стеблей; профилированный архитрав, выделяющий фриз, оформленный плоской горизонтальной сдвоенной вглубь нишей, и завершённый тягой упрощённого профиля;- характер обработки фасадной поверхности – оштукатуренные поверхности наружных стен; облицовка цоколя блоками белого камня;- сохранившаяся историческая планировка в капитальных стенах: продольная стена, разделяющая корпус на примерно равные лицевую и дворовую части; поперечные стены, выделяющие по три боковых оси по сторонам центрального ризалита (в лицевой части на втором этаже западная часть поперечной стены отсутствует, объединённое помещение образует большой зал); поперечная капитальная стена, разделяющая дворовый выступ западного корпуса на две части, выделяя объём парадной лестницы; на первом этаже продольная стена, выделяющая восточные помещения дворового выступа;- местоположение, материал и характер оформления исторической парадной лестницы, разветвлённой с поворотами, в том числе сохранившиеся исторические каменные проступи узких маршей; сохранившиеся исторические элементы ограждений лестницы (части кованой решётки);- сводчатые перекрытия помещений подвального этажа, в том числе перекрытие северо-восточного помещения подвала коробовым сводом со шелыгой, ориентированной по оси север-юг; перекрытие помещения подвала № 7 коробовым сводом со шелыгой, ориентированной по оси север-юг; перекрытие ребристыми кирпичными по металлическим двутаврам сводами помещения в восточной части подвала под парадной лестницей; перекрытие юго-восточных помещений подвала (на поэтажном плане № 13, № 14 и расположенная между ними часть помещения № 10 в границах капитальных стен) сомкнутым сводом; перекрытие северо-восточных помещений первого этажа (на поэтажном плане № 12 – 16 разделены перегородками, исторически – единое помещение) сомкнутым сводом            с распалубками;- архитектурно-художественное оформление интерьера, в том числе напольное покрытие лещадной плиткой нижней площадки лестницы; напольное покрытие промежуточной между первым и вторым этажами площадки двухцветной метлахской плиткой (восьмигранные со «срезанными» углами светлые плитки дополнены небольшими квадратными серыми плитками, восполняющими углы, периметр площадки выложен серыми плитками); в помещениях обоих этажей сохранившиеся потолочные тяги с падугами; исторические столярные заполнения внутренних дверных проёмов первого этажа (в том числе входа на лестницу в подвал); характер исторических столярных заполнений дверных проёмов второго этажа.
 

Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Возврат к списку




Реклама на сайте