Главный дом

Предметом охраны объекта культурного наследия регионального значения (памятника) «Главный дом», 2-я пол. XVIII в. (Ярославская область, Переславский район, с. Смоленское, ул. Парковая, д. 1), входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения (ансамбля) «Ансамбль усадьбы Свиньиных-Козловских», XVIII – 1-я пол. XIX в. (Ярославская область, Переславский район, с. Смоленское, ул. Парковая, д. 1), являются: - местоположение и градостроительная роль здания, участвующего в формировании панорамы усадебного комплекса со стороны подъездных путей;- композиционные особенности здания, являющегося архитектурной доминантой и композиционным центром комплекса усадьбы, участвующего в формировании основной композиционной оси ансамбля; - объёмно-пространственная композиция двух-, трёхэтажного подковообразного в плане здания, состоящего из основного объёма, прямоугольного, близкого к квадрату в плане, двухэтажного господского дома с примыкающими к южной части центрального объема с востока и  запада дугообразными двухэтажными галереями-переходами, заканчивающимися сложными в плане, расположенными по оси восток – запад двухэтажными с цокольным этажом флигелями, состоящими из центральной восьмигранной слегка вытянутой по оси восток – запад части и примыкающих к ней по этой оси двух прямоугольных в плане двухэтажных объёмов, увенчанными одноэтажными восьмигранными башнями, с прямоугольной, близкой к квадрату в плане, двухэтажной пристройкой конца XIX века к восточному флигелю, с прямоугольной в плане одноэтажной пристройкой (не входит в предмет охраны); плоские ризалиты в одну световую ось фасадов флигелей, выходящих в парадный двор; исторические форма, габариты, конфигурация прямой четырёхскатной вальмовой крыши здания с примыкающими вальмовыми крышами галерей и флигелей; исторические форма, габариты, конфигурация (уточняются методами научной реставрации) сложных восьмигранных мансардных крыш (с переломом) и венчающие элементы башен флигелей: крест восточной и шпиль с прапорцем в виде «ежа», символизировавшего Вифлеемскую звезду, западной; историческая конфигурация трёхвальмовой прямой крыши пристройки к восточному флигелю; характер кровельного покрытия – листовой металл;- местоположение, габариты, конфигурация и оформление исторических входных и оконных проёмов на фасадах флигелей, галерей и западном, северном и восточном фасадах основного объёма, в том числе ложных и заложенных: форма, размеры и осевое месторасположение прямоугольных оконных проёмов первого и второго этажей, меньших по размерам прямоугольных оконных проёмов башен флигелей; характер исторических столярных заполнений оконных проёмов; - местоположение, габариты, конфигурация и оформление исторических входных и оконных проёмов на южном фасаде основного объёма, в том числе ложных и заложенных: форма, размеры и осевое расположение широких прямоугольных с арочными полуциркульными перемычками проёмов первого этажа, осевое расположение и форма широких прямоугольных проёмов второго этажа; характер исторических столярных заполнений оконных проёмов; - форма, размеры и местоположение слуховых окон крыши: полуциркульной формы на основном объёме – одного на северной вальме и двух небольших симметричных на южной вальме, а также слуховых окон лучковой формы в уровне второго этажа и люкарн флигелей; характер исторических столярных заполнений оконных проёмов; - местоположение, габариты, конфигурация и оформление исторических входных и оконных проёмов двухэтажной пристройки конца XIX века к южному фасаду восточного флигеля, в том числе форма, размеры и осевое расположение прямоугольных оконных проёмов первого и второго этажей; характер исторических столярных заполнений оконных проёмов; - капитальные стены этажей из красного полнотелого глиняного кирпича на известковом растворе; платформа цоколя из гранитных блоков;- композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов флигелей, галерей, а также западного, северного и восточного фасадов основного объёма, в том числе рельефно выделенный цоколь по периметру; раскреповка и форма скруглённых внешних углов флигелей, рустованных в уровне первого этажа; пилястры в уровне первого этажа северного фасада в размер утраченного балкона-террасы в три центральных оси окон; оформление пяти центральных окон первого этажа северного фасада главного дома простыми нишами; оформление оконных проёмов первого этажа, в том числе ложных и заложенных, за исключением пяти центральных окон северного фасада главного дома простыми нишами с накладными каннелированными досками-сандриками над проёмами; развитый тонкопрофилированный раскрепованный междуэтажный пояс; развитый профилированный венчающий карниз с поясом из блоков белого камня, оформленным модульонами, широкий простой трёхуступчатый подкарнизный фриз; оформление окна второго этажа южного фасада центральной грани восточного флигеля нишей с полуциркульным завершением; оформление южного и северного фасадов восьмигранных башен флигелей узкой контртягой простого профиля в уровне середины окон и накладными досками прямоугольной формы в уровне верхней половины окон и выше; узкий профилированный венчающий карниз с простым фризом башен флигелей;- композиция и архитектурно-художественное оформление южного фасада основного объёма, в том числе невысокий рельефно выделенный цоколь; пилястры большого ордера с профилированными базами, гладкими стволами, полуваликами, выделяющими «шейку» и тонкими профилированными капителями; узкий междуэтажный пояс простого сечения, узкий уступчатый венчающий карниз в виде стилизованного антаблемента; оформление окон первого этажа узкими трёхсторонними нишами; - оформление фасадов двухэтажной пристройки конца XIX века к южному фасаду восточного флигеля, в том числе рельефно выделенный цоколь; тонкопрофилированный междуэтажный пояс; развитый профилированный венчающий карниз;- характер обработки фасадной поверхности: оштукатуренные поверхности наружных стен; - пространственно-планировочная структура интерьера здания: историческая коридорная планировка в капитальных стенах, частично закреплённая сводами в помещениях первого этажа и потолочными тягами и карнизами в уровне второго этажа;- материал и оформление парадной деревянной двухмаршевой лестницы; ограждение из прямоугольных в плане столбов с базами, украшенных тонкой нишей в форме ромба, точёных балясин и поручней;- местоположение, материал и оформление лестниц конца XIX века из известняковых плит с металлическим ограждением в западном флигеле и восточной галерее в месте её примыкания к восточному флигелю;- архитектурно-художественное оформление интерьера центрального, в плане близкого к квадрату, помещения первого этажа (помещение № 17 на поэтажных планах помещений объекта культурного наследия регионального значения (памятника) «Главный дом», 2-я пол. XVIII в. (Ярославская область, Переславский район, с. Смоленское, ул. Парковая, д. 1), входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения (ансамбля) «Ансамбль усадьбы Свиньиных-Козловских», XVIII – 1-я пол. XIX в., приведённых в приложении к настоящему предмету охраны (далее – поэтажные планы), в том числе выступающая подпружная арка продольной капитальной стены; крестовый свод с центральной кольцевой упрощенной розеткой и профилированными диагональными рёбрами; - архитектурно-художественное оформление интерьера помещения первого этажа с двумя оконными проёмами, выходящими в коридор главного дома (помещение № 24 на поэтажных планах), в плане близкого к квадрату, в том числе простенки продольной капитальной стены со скругленными гранями между проёмами, крестовый свод со щековыми распалубками стрельчатой формы с рёбрами, акцентированными профилированными тягами;- архитектурно-художественное оформление интерьера помещения первого этажа, примыкающего к восточной капитальной стене главного дома, с оконным проёмом, выходящим в коридор (помещение № 25 на поэтажных планах), в плане близкого к квадрату, в том числе простенки продольной капитальной стены со скругленными гранями между проёмами, крестовый свод со щековыми распалубками стрельчатой формы с рёбрами, акцентированными профилированными тягами;- перекрытия помещений первого этажа: вытянутого вдоль всего объёма главного дома по оси восток – запад помещения-вестибюля (помещение № 13 на поэтажных планах), помещений в юго-западной части главного дома (помещения № 14, № 15, № 16 на поэтажных планах) и прямоугольного в плане помещения западного флигеля (помещение № 1 на поэтажных планах) сводами Монье;- архитектурно-художественное оформление интерьера центрального, близкого к квадрату в плане, зала первого этажа в три оси окон северного фасада главного дома (помещение № 21 на поэтажных планах), в том числе сводчатое перекрытие с центральной кольцевой упрощенной розеткой, отходящие от неё по направлению к углам помещения тонкие трёхгранные тяги рёбер крестового свода, щековые распалубки стрельчатой формы с рёбрами, акцентированными трёхгранными тягами (в виде стилизованных нервюр);- архитектурно-художественное оформление интерьера центрального помещения первого этажа в две оси окон северного фасада главного дома (помещение № 20 на поэтажных планах), в том числе сомкнутый свод со шелыгой и щековыми распалубками стрельчатой формы с акцентированными профилированными тягами рёбрами;- архитектурно-художественное оформление интерьера углового западного прямоугольного в плане помещения первого этажа (помещение № 19 на поэтажных планах) сомкнутым сводом со шелыгой и щековыми распалубками стрельчатой формы – угловыми и над проёмами;- архитектурно-художественное оформление интерьера углового восточного прямоугольного в плане помещения первого этажа (помещение № 22 на поэтажных планах), в том числе сомкнутый свод со щековыми распалубками стрельчатой формы с рёбрами, акцентированными профилированными тягами над углами и проёмами; - цилиндрические своды с поперечными металлическими связями коридоров галерей первого этажа, цилиндрический свод и трёхцентровые подпружные арки помещения с окном по первой световой оси со стороны северного фасада галереи (помещения № 28, № 38 на поэтажных планах) и лестничной площадки восточной галереи первого этажа;- архитектурно-художественное оформление интерьера помещения первого этажа с окном по первой световой оси со стороны северного фасада восточной галереи (помещение № 20 на поэтажных планах), в том числе трехцентровой арочный входной проём, перекрытие помещения сомкнутым сводом; - архитектурно-художественное оформление интерьера помещения восточной галереи первого этажа в две световых оси окон (помещение № 29 на поэтажных планах), в том числе сомкнутый свод со щековыми распалубками стрельчатой формы;- архитектурно-художественное оформление интерьера помещений западного флигеля, в том числе цилиндрические своды со щековыми распалубками прямоугольного в плане помещения первого этажа (помещение № 3 на поэтажных планах), сомкнутый свод со щековыми распалубками стрельчатой формы восьмигранного в плане помещения первого этажа (помещение № 2 на поэтажных планах), подпружные арки помещений второго этажа;- архитектурно-художественное оформление интерьера помещений восточного флигеля, в том числе цилиндрические своды со щековыми распалубками стрельчатой формы с рёбрами, акцентированными профилированными тягами, трёхцентровые подпружные арки, профилированные наличники, доходящие до уровня 0,5 м от пола помещений подпружных арок и оконных проёмов алтарного помещения первого этажа, каменное покрытие пола с полихромным мозаичным геометрическим орнаментом в виде симметричной композиции с прямоугольником с канвой на основе меандра по центральной оси и кругами, с темой разноцветных вифлиемских звёзд, с черным мозаичным контуром по периметру помещений, с солеёй полуциркульной формы, приподнятой относительно уровня пола на высоту ступени (бывшей теплой церкви во имя святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова); подпружные арки циркульной формы, скреплённые металлическими связями, сомкнутый свод двухсветного основного объёма храма; сомкнутый свод, профилированный карниз с дентикулами и простым фризом, штукатурные профилированные филенки, фрагменты настенных масляных росписей притвора; каменное покрытие пола с полихромным мозаичным геометрическим орнаментом в виде симметричной композиции с прямоугольником со сложным рисунком на основе пересекающихся окружностей и кругов с канвой на основе меандра по центральной оси, наложенным на круги-звезды, с черным мозаичным контуром по периметру помещений, с солеёй полуциркульной формы, приподнятой относительно уровня пола на высоту ступени верхней церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы; - архитектурно-художественное оформление интерьера помещения второго этажа пристройки конца XIX века (помещение № 30 на поэтажных планах), в том числе сложный профилированный карниз, фрагмент покрытия пола из каменных плит со следами гнезд бывшего ограждения, фрагмент покрытия пола наборным паркетом ромбовидной формы;- архитектурно-художественное оформление интерьера коридора второго этажа, в том числе девять арочных проёмов циркульной формы в продольной стене, два трёхцентровых арочных проёма с профилированными наличниками до уровня около 1,5 м от пола центральной части коридора, потолочные лепные тяги; - арочный входной проём циркульной формы в помещении лестницы; трёхцентровой арочный проём центральной части второго этажа главного дома (помещение № 14 на поэтажных планах); - потолочные лепные тяги в некоторых помещениях второго этажа (помещения № 8, № 9, № 12, № 13, № 14, № 15, № 16, № 18 на поэтажных планах);- печи в некоторых помещениях второго этажа (помещения № 12, № 13, № 14, № 15, № 16, № 18, № 21 на поэтажных планах), облицованные гладкими белыми изразцами, сохранившаяся печная фурнитура;- исторические филёнчатые двери, первоначальная филёнчатая дверь с оформлением средника стилизованными каннелюрами, аналогичными фасадному декору, в кабинете восточной галереи (помещение № 23 на поэтажных планах), сохранившиеся исторические, в том числе первоначальные, столярные заполнения оконных и дверных проёмов, дубовые подоконники.
 

Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Возврат к списку




Реклама на сайте