Предметом охраны объекта культурного наследия федерального значения «Воскресенский собор» (Ярославская область, Тутаевский район, г. Тутаев, Соборная пл., д. 13) в составе объекта культурного наследия федерального значения (ансамбля) «Воскресенский собор, ограды и колокольня», 1670 г. (Ярославская область, Тутаевский район, г. Тутаев, Соборная пл., д. 13) (далее – предмет охраны), являются: 1. Местоположение и градостроительная роль Воскресенского собора, расположенного на Борисоглебской стороне города Тутаева, на улице Соборной, являющегося композиционным центром ансамбля и градостроительной доминантой Борисоглебской стороны, участвующего в формировании городских панорам.2. Историческая сложная объемно-пространственная композиция двухэтажного пятикупольного храма, окруженного с трех сторон двухъярусными галереями-папертями, которые в восточной части завершаются приделами, состоящего из нижнего теплого храма трапезного типа 1652 года постройки с трехапсидной алтарной пристройкой в восточной части, имеющего в плане форму вытянутого прямоугольника, и прямоугольного в плане верхнего холодного храма 1670-х годов постройки; композиция храма усложнена крыльцами, расположенными с южной и западной сторон, ведущими в верхний храм, контрфорсами, устроенными с северо-восточной стороны храма в начале XIX века для дополнительного укрепления. 3. Характер и конфигурация крыш: четырехскатная крыша четверика и приделов, скатная – алтарных частей и галереи, бочкообразная – крылец; историческая форма глав четверика (уточняется реставрационными методами), алтарной части и приделов с чешуйчатым металлическим покрытием; материал кровельного покрытия – фальцованный металл, колористическое решение – зеленый цвет крыш и куполов (ярь-медянка).4. Характер гладких восьмиконечных позолоченных металлических крестов на главах собора, их форма и габариты.5. Конструктивные характеристики:- конструкции и материал капитальных стен и перекрытий: красный полнотелый большемерный кирпич, в отделке фасадов – лекальный кирпич (уточняется реставрационными методами) 1652 г. и 1670-х гг., XVIII – XIX вв. (ризница нижнего храма); материал контрфорсов – красный большемерный кирпич XIX в. Расположение конструкций и материалов капитальных стен и перекрытий отражено на схемах верхнего и нижнего храмов объекта культурного наследия федерального значения «Воскресенский собор» (Ярославская область, Тутаевский район, г. Тутаев, Соборная пл., д. 13) в составе объекта культурного наследия федерального значения (ансамбля) «Воскресенский собор, ограды и колокольня», 1670 г. (Ярославская область, Тутаевский район, г. Тутаев, Соборная пл., д. 13) (далее – схемы верхнего и нижнего храмов), являющихся приложением 1 к предмету охраны;- конструктивные элементы из красного полнотелого кирпича: столпы, подпружные арки, паруса, своды (крестово-купольная система сводов, коробовые, в том числе с распалубками, сомкнутые, цилиндрические своды), конхи апсид.6. Местоположение, конфигурация, габариты оконных (в том числе ложных и заложенных) и дверных проемов на фасадах: прямоугольные с клинчатой перемычкой, прямоугольные с арочным и лучковым завершением, круглые и коробовой формы, прямоугольные с арочным завершением дверные проемы галереи, характер столярного заполнения оконных проемов и дверных проемов нижней галереи (паперти) с остеклением.7. Композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов:- по периметру собора: рельефно выделенный цоколь, завершенный поясом поребрика, частично – жгутом и поясом поребрика;- нижней галереи (паперти): бровки над крупными арочными проемами (пояс поребрика, обрамленный валиками); вертикально расположенные между арочными проемами ширинки с изразцами; профилированный карниз с поясом поребрика; пояс из профилированных ширинок с изразцами между верхней и нижней галереями (профилировка с разнообразным орнаментом: елочкой, жгутом, ромбиками, кружочками);- верхней галереи: на западном и северном фасадах: профилированная аркада, включающая пояс из ромбов в двух валиках (на западном фасаде) и пояс поребрика в двух валиках (на северном фасаде); пучки полуколонок в межоконных пространствах, перехваченных валиками (на северном фасаде – со стилизованными капителями); архивольты оконных проемов, опирающиеся на пилястры с профилированными капителями (на западном и частично северном фасаде – с поясом ромбов); изразцы над простенками между арками; многоступенчатый профилированный карниз с поясами поребрика и валиками;на южном фасаде: профилированная аркада, включающая пояс из ромбов и валиков, опирающаяся на пучки полуколонок в простенках арок и на углах, с перехватами в виде жгута и резными кирпичными дыньками, с упрощенной капителью с поясом кружочков; двойные профилированные арочки оконных проемов с висячими гирьками, опирающиеся на пилястры со стилизованными капителями с поясом кружочков и ромбов; изразцы между арками и в тимпанах двойных арочек; многоступенчатый межэтажный карниз с поясом поребрика и жгутом;- четверика верхнего храма: на южном фасаде: резные часто перехваченные полуколонки, в том числе одиночные висячие полуколонки, вертикально расположенный на фасаде горох (фрагментарно утрачен);на остальных фасадах: редко перехваченные гладкие полуколонки (частично с поребриком); широкие полуколонки с перехватами на углах (профилировка полуколонок: поребрик, валик, жгут); профилированные наличники оконных проемов с навершием в виде тройных кокошников (боковые окна: два кокошника с коруной в центре) на южном фасаде, в виде двойных кокошников с поребриком в профилировке – на северном и западном фасадах, с двойными полуколонками (с поясом поребрика на северном фасаде, кругов и ромбов – на западном фасаде, поребрика, кругов и ромбов – на южном фасаде);многоступенчатый профилированный межэтажный карниз, включающий поребрик, валики и зубцы; фриз из ложных закомар с тонкими архивольтами, с крупными балясиновидными деталями (в профилировке поребрик и валики); барабаны пятиглавия: килевидные кокошники в основании барабанов, колончатые пояса (вместо аркатуры – килевидные кокошники, между окон – с поребриком), полуколонки с перехватами в обрамлении окон и в простенках между окон (кроме центрального барабана); карниз центрального барабана включает валики, пояс поребрика и зубцов, остальных барабанов – валики и пояс поребрика;- алтарной части нижнего храма: граненые полуколонны с перехватами, разделяющие полукружия алтаря; профилированное обрамление оконных проемов с профилированным килевидным кокошником в навершии (ромб, круг в тимпане); ступенчатый профилированный карниз с поясом зубцов;- алтарной части верхнего храма: гладкие полуколонны, разделяющие полукружия алтаря; профилированные наличники оконных проемов с валиком, ромбом и кружочками, профилированные килевидные кокошники в навершии (два по бокам и три в центральной части); многоступенчатый профилированный карниз с валиком, поребриком, зубцами; оформление барабана (пояс килевидных кокошников с профилировкой в виде поребрика в основании барабана, пояс в виде валика, стилизованные вертикальные висячие колонки с перехватами, профилированный карниз с поясом поребрика и зубцов);- придела святого Николая Чудотворца: профилированные наличники оконных проемов с поясом ромбов и тремя кокошниками в навершии; изразцы; пучки полуколонок с перехватами в виде жгута и резными дыньками в оформлении угла; киот в металлическом обрамлении; прямоугольные ниши над киотом; фриз, оформленный поясом из килевидных кокошников с поребриком, ромбами, горохом и перехватами (на южном фасаде), с поребриком (на восточном фасаде); ступенчатый карниз с поясом поребрика, валиков и зубцов; оформление барабана (арки в виде колонок, заполненных поребриком, в основании барабана; пояс в виде валика; ступенчатый карниз);- придела святых апостолов Петра и Павла: гладкие полуколонки с перехватами в оформлении угла; профилированные наличники оконных проемов с поясом ромбов (на восточном фасаде) и кругов (на северном фасаде) с навершием в виде двух профилированных кокошников; изразцы; междуэтажный карниз, состоящий из поясов поребрика и валиков; фриз из профилированных кокошников; ступенчатый карниз с поясом ниш; оформление барабана, сходное с барабаном придела святого Николая Чудотворца; оформление валиком маленького прямоугольного с двойным арочным завершением оконного проема на восточном фасаде;- западного крыльца: со стороны главного входа: двойная профилированная (валики и ромбы) арка с висячей гирькой, опирающаяся на плоские стилизованные пилястры с упрощенными капителями; круглый изразец над двойной аркой; боковые пилястры с вертикально расположенными ширинками, заполненными изразцами и фигурными кирпичными резными деталями со стилизованной капителью с поясом поребрика и валиками с базой с поясом поребрика, валика и жгута; гладкие и граненые полуколонки с перехватами в виде жгута и валика; профилированный карниз (профилировка: полка, ромбы, валик); историческое месторасположение лестницы, ее форма (четырехгранная) и оформление площадки камнем;с южной и северной сторон: вертикально и горизонтально расположенные ширинки с изразцами (в том числе в форме равноконечного креста) и резными кирпичными деталями; пучки гладких и граненых полуколонок с перехватами в виде жгута и валика; вертикальные и горизонтальные пояса поребрика, частично жгута; профилированные (валики, поребрик) архивольты оконных проемов, опирающиеся на плоские стилизованные пилястры с упрощенной капителью; наличники прямоугольных окон первого яруса, замковые камни прямоугольных окон первого яруса; профилированный ступенчатый карниз (поребрик, валики);- южного крыльца:со стороны главного входа: двойная профилированная (валики и ромбы) арка с висячей гирькой, опирающаяся на плоские стилизованные пилястры с упрощенными капителями; круглый изразец над двойной аркой; боковые пилястры с вертикально расположенными ширинками, заполненными изразцами и фигурными кирпичными резными деталями со стилизованной капителью с поясом поребрика и валиками с базой с поясом поребрика и жгута; гладкие и граненые полуколонки с перехватами в виде валика и жгута; профилированный карниз с поясом ромбов и валиков; историческое месторасположение лестницы, ее форма (четырехгранная) и оформление площадки камнем;с западной и восточной сторон: вертикально и горизонтально расположенные ширинки с изразцами (в том числе в форме равноконечного креста) и резными кирпичными деталями; пучки гладких и граненых полуколонок с перехватами в виде валика и жгута; вертикальные и горизонтальные пояса поребрика и частично жгута; профилированные (валики, поребрик) архивольты оконных проемов, опирающиеся на плоские стилизованные пилястры с упрощенными капителями; наличники прямоугольных с арочным завершением окон первого яруса с килевидным навершием; простые наличники арочных окон первого яруса; профилированный ступенчатый карниз (поребрик, валики).8. Характер обработки фасадной поверхности – известковая обмазка; колористическое решение фасадов: основной цвет стен – охра, выделение декоративных элементов белым цветом, полихромная окраска элементов фриза четверика верхнего храма (цвета уточняются реставрационными методами).9. Монументальная живопись на фасадах, ее местоположение, сюжеты, техника исполнения (фреско-темперная): роспись в закомарах с сюжетами двунадесятых праздников (темпера); изображение святого Николая Чудотворца в киоте (придел святого Николая Чудотворца); месторасположение фресковых росписей в тимпанах фронтонов западного и южного крылец (с возможностью воссоздания реставрационными методами).10. Кованые элементы на фасадах: металлические ставни, исторические решетки оконных проемов (кубоватые, с квадратными звеньями), металлические воздушные связи крылец.11. Характер материала и рисунок металлических подзоров.12. Историческая пространственно-планировочная структура интерьеров (в соответствии со схемами верхнего и нижнего храмов).13. Местоположение, конструкции, характер материала (дерево) лестниц их габариты и форма ступеней крылец, профилированные деревянные перила.14. Местоположение, содержание и характер исполнения храмозданных надписей в нижнем и верхнем храме (в соответствии со схемами верхнего и нижнего храмов).15. Местоположение, конфигурация, габариты оконных, дверных проемов и ниш в интерьерах (в том числе заложенных): входные проемы арочной и коробовой формы, сейфовые ниши прямоугольной формы и арочные ниши в нижнем храме, оконные проемы четверика коробовой формы, арочные входные проемы, арочные ниши (в том числе сейфовые) в верхнем храме.16. Характер исторического оформления интерьеров:- нижнего храма: профилированные наличники оконных проемов, тянутые профилированные элементы на сводах, профилированное обрамление входных проемов и ниш, профилировка в основании столпов, оформление фриза и карниза столпов, оформление фриза и карниза северо-восточного и юго-восточного углов трапезной;фрагменты межэтажных тяг объема 1652 года;профилированные с треугольным завершением наличники объема 1652 года;оформление исторических порталов входных проемов (северного и южного) с килевидным завершением с полками, валиками ромбами в профилировке; подкрестные ниши трапезной;историческое столярное заполнение дверных проемов, характер расстекловки;- верхнего храма:входные порталы из лекального кирпича (на западном портале – резное белокаменное изображение двуглавого орла);профилированные наличники оконных проемов: жгут, валик; валик, изразцы; жгут, валик, дыньки, муравленые изразцы, ромбы, круги – в оформлении окон южного фасада с двойными килевидными кокошниками в завершении;профилированный цоколь четверика;исторические столярные заполнения оконных проемов, характер расстекловки.17. Исторические печи в интерьерах собора (расположение печей отражено на схемах верхнего и нижнего храмов).18. Напольное покрытие – сохранившиеся чугунные плиты в верхнем храме; фрагментарно сохранившаяся историческая плинфа в галерее верхнего храма.19. Местоположение, габариты, характер материала (дерево), декоративное оформление иконостасов:- нижнего храма: центральный иконостас – ампирный первой половины XIX в.;иконостас южного придела священномученика Харлампия – в стиле позднего ампира XIX в.;иконостас северного придела святого Иоанна Предтечи – в стиле позднего ампира XIX в.;- верхнего храма: центральный («флемский») иконостас – восьмиярусный, конца XVII в. – начала XVIII в., выполненный в технике рельефной сквозной резьбы (главный элемент колонн – виноградная лоза);иконостас в приделе святых апостолов Петра и Павла – тябловый двухъярусный, XIX в.;иконостас над резными вратами придела святых князей Бориса и Глеба – двухъярусный с аркой, XIX в.;иконостас в приделе святого Николая Чудотворца – тябловый, двухъярусный, XIX в.20. Киоты в интерьерах собора, их местоположение, характер материала (дерево), историческое декоративное оформление, стилистика и техника исполнения.21. Иконы, мебель, книги и утварь, исторически находящиеся в соборе, указанные в перечне икон, мебели, книг и утвари, исторически находящихся в объекте культурного наследия федерального значения «Воскресенский собор» (Ярославская область, Тутаевский район, г. Тутаев, Соборная пл., д. 13) в составе объекта культурного наследия федерального значения (ансамбля) «Воскресенский собор, ограды и колокольня», 1670 г. (Ярославская область, Тутаевский район, г. Тутаев, Соборная пл., д. 13), приведенном в приложении 2 к предмету охраны.22. Деревянные лавки XVIII в. по периметру галереи.23. Деревянные хоры в алтаре верхнего храма.24. Монументальная живопись нижнего храма, в том числе:- деисусный ряд XVII в. в технике фреско-темперной живописи на стене над центральным иконостасом;- смешанная техника (фреско-темперная и масляная живопись): на наружной стене над западным порталом – Иверская икона Божией Матери с предстоящими; в распалубке над Иверской иконой – образ «Отечество»; в трапезной части на восточной стене над аркой – изображение «Спас Нерукотворный с ангелами», над ним в распалубке свода – Спас «Благое Молчание»; на стене справа от изображения «Спас Нерукотворный» – предстоящие переносному кресту; в четверике нижнего храма над центральной западной аркой – икона Божией Матери «Знамение»; над северным входом четверика нижнего храма – образы Корсунской Божией Матери с преподобным Сергием Радонежским и великомученицей царицей Феодорой по сторонам, над южным входом собственно церкви – образы Спаса Вседержителя со святителем Иоанном Милостивым и преподобным Серафимом Саровским по сторонам; справа от северного портала на наружной стене – композиция «Спас Вседержитель с предстоящими Божией Матерью и Иоанном Предтечей»; в алтаре – фигуры московских митрополитов.25. Монументальная живопись верхнего храма (четверика, алтаря, галереи, крылец и откосов окон) конца 1670-х гг., выполненная в технике фреско темперной и клеевой (частично в южном крыльце) живописи коврового типа. Иконографический состав и расположение росписей:- южное крыльцо – сюжеты Апокалипсиса (Откровения Иоанна Богослова);- западное крыльцо – сюжеты на тему исхода евреев из Египта;- своды южной галереи: история Тихвинской иконы Божией Матери, сюжеты сотворения мира, изображения «Жизнь прародителей Адама и Евы в раю и их грехопадение», «История Каина и Авеля», «История Еноха», «История праведного Ноя (Всемирного потопа)»;- южная галерея: восточная стена, вокруг портала предела святого Николая Чудотворца – композиция «О Тебе радуется, Благодатная», стена южной галереи – композиция «Живоносный источник», изображение образа Богородицы «Что Тя наречем, Обрадованная» с предстоящими вселенскими и московскими святителями, слева от южного портала – композиции «Красен добротою паче сынов человеческих», «Отче наш»;- южная галерея, простенки окон, люнеты: живописный цикл «История о новгородском белом клобуке»;- западная галерея, своды: продолжение росписи «История праведного Ноя (Всемирный потоп)», композиции «Строительство Вавилонской башни», «История праотцев Авраама, Лота и Иакова», образ Господа Саваофа, расположенный в распалубке над входом в западную галерею;- стена западной галереи: справа и слева от центрального портала – ангелы господни со свитками, справа от центрального портала – композиция «Яко Твое есть царство и сила, и слава во веки. Аминь» (последний стих молитвы «Отче наш»), слева от центрального портала – композиции «Видение пророка Иезекииля», «Притча об исходе души праведника и грешника», простенки и люнеты окон западной галереи – живописный цикл «История Крещения Руси (Корсунская легенда)», заповеди блаженств;- северная галерея, своды: композиция «История Иосифа Прекрасного»;- северная галерея: восточная стена вокруг портала придела святых апостолов Петра и Павла – композиция «Сошествие Святого Духа на апостолов», стена северной галереи – композиция «Повесть о Евлогии-каменосечце», над ней – «Лоно Авраамово», Песнь песней Соломона, «История пророка Ионы», в простенках окон и люнетах – живописные циклы «История Юдифи», «История Сусанны», «История Есфири» (в простенках – образы святых);- изображения святых в откосах окон галереи, огнеликих херувимов – в зените оконных арок; - по периметру внешних стен галерей и крылец в нижней части – изображение полотенец;- четверик: в главном куполе – «Спас Вседержитель», в малых – Пресвятая Богородица «Знамение» и «Спас Эммануил»; в барабанах – праотцы; в парусах – евангелисты; на подпружных арках – апостолы из числа семидесяти; в зените арок и оконных откосах – изображения святых и огнеликие херувимы;на сводах – сюжеты двунадесятых праздников, на западной части свода – композиция «Премудрость созда Себе Храм»; на шести живописных ярусах южной и северной стен галереи: на четырех верхних – Евангельский цикл с сюжетами земной жизни Христа, страстями Иисуса Христа, притчами, явлениями Иисуса Христа ученикам после Воскресения; на четвертом ярусе на южной стене – семь Вселенских соборов; на пятом ярусе, предназначенном для развески икон, изображений нет (в настоящее время закрыт пристенными иконостасами); на шестом (нижнем) ярусе – изображение полотенец (по периметру стен); на западной стене – композиция Страшного суда;на столпах – святые русские князья, воины-мученики (три живописных яруса);- алтарь: в жертвеннике – композиции «Се Агнец Божий», «Распятие Господа Иисуса Христа с двумя разбойниками», изображения святых диаконов и святителей; в центральном алтаре – «Великий вход» с предстоящими ликами святых, «Иисус Христос – Великий Архиерей, прошедший Небеса», «Евхаристия»; в диаконнике – «Воскресение Христово с сошествием во ад», сюжеты на темы чудесных воскрешений, изображения святителей, деисусный чин;- полихромная раскраска с орнаментальным рисунком порталов, наличников окон и цокольной части четверика (колористическое решение уточняется реставрационными методами).26. Кованые элементы в интерьерах: металлические воздушные связи, решетки оконных и дверных проемов (кубоватой, прямоугольной формы, с рисунком в виде ромбов и с витыми элементами), исторические двери, дверцы сейфов, историческая печная фурнитура и фурнитура дверных проемов, исторические ограждения.27. Характер исторического использования объекта – религиозная деятельность.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.