Здание больницы Приказа общественного призрения - центральный корпус губернской земской больницы
Поделитесь информацией с друзьями, пожалуйста!
Предметом охраны объекта культурного наследия местного (муниципального) значения (памятника) «Здание больницы Приказа общественного призрения – центральный корпус губернской земской больницы», 1850 – 1856 гг., начало ХХ в., в составе объекта культурного наследия местного (муниципального) значения (ансамбля) «Губернская земская больница», середина XIX – начало ХХ вв. (г. Ярославль, ул. Загородный Сад, д. 11), являются: - градостроительное значение объекта, являющегося градостроительной доминантой северной стороны улицы Загородный Сад; композиционные особенности здания, являющегося архитектурной доминантой ансамбля, участвующего в формировании его застройки и составляющего основу одного из основных видовых раскрытий ансамбля с улицы Загородный Сад; - первоначальная объёмно-пространственная композиция трёхэтажного прямоугольного в плане вытянутого по оси северо-восток – юго-запад каменного здания с двумя симметричными прямоугольными в плане выступами-ризалитами торцевых фасадов, с развитой вытянутой параллельно основному корпусу пристройкой начала ХX века со стороны дворового фасада, соединённой с ним переходом и надстроенной в советский период двумя этажами (не входит в предмет охраны), прямоугольным в плане парадным крыльцом середины ХХ века со стороны лицевого фасада (не входит в предмет охраны) и поздней одноэтажной пристройкой к торцевому (северо-восточному) фасаду (не входит в предмет охраны), перекрытому вальмовой крышей с пологими скатами и 16 слуховыми окнами с высокими треугольными фронтонами в 7 осей по лицевому и дворовому фасадам и по одному симметрично расположенному на торцевых вальмах; характер кровельного покрытия – фальцованный металл; - капитальные стены из красного полнотелого глиняного кирпича на известковом растворе; - местоположение, габариты, конфигурация и характер оформления исторических входных и оконных проёмов, в том числе ложных и заложенных: форма, размеры и осевое месторасположение прямоугольных окон и прямоугольных дверных проёмов на фасадах здания; - композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов здания, в том числе рельефно выделенный раскрепованный цоколь из белокаменных блоков, завершенный простым узким поясом прямоугольного профиля; раскрепованные полустолбы квадратного сечения со скошенными углами с базами на углах здания; раскрепованный упрощённый междуэтажный пояс, отделяющий цокольный этаж; подоконный пояс третьего этажа, прерывающийся пилястрами; профилированный венчающий белокаменный карниз с широким фризом; широкие простые рамочные наличники окон первого этажа; трёхсторонние наличники окон второго и третьего этажей; пилястры, раскрепованные поясом между первым (цокольным) и вторым этажами, профилированные сандрики, подоконники и развитые подоконные доски сдвоенных окон второго этажа лицевого (юго-восточного) и дворового (северо-западного) фасадов; раскрепованные угловые лопатки, трёхсторонние профилированные наличники с профилированным карнизом-сандриком окон центрального плоского ризалита первого этажа лицевых (северо-восточного и юго-западного) фасадов, выступов-ризалитов торцевых фасадов; - характер обработки фасадной поверхности – неоштукатуренные поверхности наружных стен с обмазкой и покраской, оштукатуренные элементы декоративного убранства фасадов; - историческая планировка в капитальных стенах, арочные проёмы в продольном направлении в помещениях первого этажа со стороны лицевого фасада; - художественный металл: парадная трёхмаршевая литая чугунная лестница вестибюля, в том числе цилиндрические чугунные столбы с профилированными базами, разделенные симметрично обрамлёнными профилированными поясами, фризом с четырьмя четырёхлепестковыми розетками, завершенные астрагалом, с капителями в виде четырёх волютообразных завитков, направленных и примыкающих к осевому цилиндрическому стержню, перехваченных узким валиком с полочкой, с соцветиями из четырёх вертикальных лепестков между ними; профилированный абак стилизованного коринфского ордера, украшенный четырехлепесковыми розетками; опорная колонна под лестничной площадкой в уровне первого этажа, завершённая фантазийной капителью в виде фриза с абаком, аналогичным фризу центральной части колонн; чугунное ограждение, разделённое горизонтальными тягами на три неравных части: верхнюю узкую, заполненную симметрично расположенными волютообразными завитками из листьев аканта с четырёхлепестковой розеткой в центре волютного завитка, центральную широкую, заполненную чередующимися вертикальными элементами в виде симметричных, направленных друг к другу, вытянутых листьев аканта с перехватом в центральной части и направленных друг к другу волют из акантовых листьев с вытянутой по вертикали ромбовидной четырёхлепестковой розеткой в центре волюты, с S-образными мелкими завитками внизу, продолжающихся в нижней части ограждения в виде опоры из двух мелких завитков с перемычкой; рифлёное чугунное покрытие ступеней и площадок ромбовидного рисунка на основе выемок-бороздок; - литая чугунная декоративная композиция «фонтан» в виде чаши с бортиками, украшенными рельефом из мотивов листьев аканта, на конусообразной каннелированной ножке с вазоном в месте примыкания и фигурным восьмигранным профилированным пьедесталом, завершённая латунной скульптурой в виде женской фигуры, держащей в поднятых руках чашу.