Предметом охраны объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Спаса на городу», 1672 г. (г. Ярославль, ул. Почтовая, д. 3), являются: - местоположение и градостроительные характеристики объекта культурного наследия, его роль в композиционно-планировочной структуре города (расположен в историческом центре, на площади земляного города, в центральной части мыса при впадении р. Которосль в р. Волгу, между Спасским монастырём и Медведицким оврагом, в квартале, образованном пересечением ул. Почтовой, Андропова, Подзеленье и наб. Которосльной); местоположение церкви, являющееся перспективным заключением каждой из этих улиц; - объёмно-пространственная композиция исторически сложившихся объёмов церкви 1672 г., 1694 г., 1831 г.: первоначальный объём холодного храма (1672 г.) – почти квадратный в плане двусветный четверик, перекрытый четырёхскатной кровлей, завершенный пучинистым пятиглавием луковичной формы с крестами, на цилиндрических световых барабанах, с масштабным выделением центральной главы, занимающий центральную часть композиции сооружения; примыкающий с востока к основному объему пониженный трёхчастный алтарь, вытянутый по оси запад – восток и с большим выносом центрального объёма (по сравнению с дьяконником и жертвенником), перекрытый скатной кровлей; две высотные вертикальные «свечи»: северный придел и колокольня соответственно, примыкающие к северо-восточному и северо-западному углуосновного объёма холодного храма, датирующиеся 1672 г. и представляющие собой квадратные в плане двухъярусные четверики, несущие восьмерики и увенчанные восьмигранными шатрами с глухими восьмигранными шеями и луковичными главками с крестами; стройный силуэт колокольни (значительно выше «башни» придела) и примыкающая к приделу, единовременная ему полуциркульная, высотой в две трети четверика апсида, перекрытая односкатной кровлей, являющаяся единой с алтарями основного объёма холодного храма; прямоугольная в плане, вытянутая по оси запад – восток, одноярусная крытая галерея под скатной крышей (1672 г., 1694 г.), по высоте равная нижнему ярусу четверика колокольни; западная одноярусная крытая галерея под скатной крышей (1672 г., 1694 г.) несколько шире северной, но равная ей по высоте (большая часть галереи южной части, скрытая пристройкой западного притвора 1831 г.); южный придел (1694 г., 1831 г.), сохранивший в плане свои первоначальные габариты, ограниченный с запада пристройкой притвора, имеющий трёхчастное деление, так называемым «кораблём», со значительно вытянутой трапезной по оси запад – восток; квадратным в плане храмовым объёмом и равновеликим по ширине полукружием апсиды; пониженный силуэт придела – трапезная и алтарь, перекрытые скатными кровлями; четверик, завершённый куполом с шаровидной главкой, увенчанной крестом; западная паперть – прямоугольная в плане, одноэтажная постройка под скатной кровлей, разделенная в интерьере капитальными стенами на три почти равновеликих, близких к квадратам помещения; - композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов: северный фасад (1672 г., 1694 г., 1831 г.) с членением пилястрами и венчающими их закомарами на три равновеликие части; оконные проёмы второго света, вытянутые по высоте и завершенные перемычками лучкового типа, усиленные историческими одностворными глухими металлическими ставнями; одно окно в западном прясле, два окна – в центральном, восточное прясло скрыто пристроенной вплотную «свечой» придела; капители пилястр в основании с поясом поребрика, ограниченным по высоте тягами полувалов; закомары со сложнопрофилированными кирпичными тягами; обрез четверика стен храма без карниза; свесы четырехскатной кровли, декорированные прорезным подзором из металлических листов (XXI в.); барабаны циркульного очертания со щелевидными оконными проёмами и перемычками полуциркульного типа, декорированные аркадами по всей высоте поля барабана с полуциркульными завершениями и перехватами на стволах; венчающий карниз угловых и центрального барабанов (на угловых – пояс поребрика, ограниченный по высоте тягами полувалов, венчающийся широкой полкой незначительного выноса, на центральной – мощный полувал, далее пояс прямоугольных нишек, выше – пояс «сухарей» циркульного очертания, полка и пояс «сухарей» прямоугольного типа); высокие восьмигранные шатры северного придела и колокольни – с маленькими главками на гранёных шеях; грани шатров, декорированные гуртами, а шеи главок – многопрофильными венчающими карнизами; наличники оконных проёмов северного придела, аналогичные наличникам первого яруса колокольни (сложные с перехватами, со сдвоенным килевидным завершением); пилястры северного придела и первого яруса колокольни, с расположенными над сложнопрофилированным обрезом цоколя ширинками; наличники оконных проёмов второго яруса колокольни и северо-восточного объёма; рельефные с зелёной поливой изразцы, устроенные в ширинках яруса звона колокольни; западный фасад (1672 г., 1694 г., 1831 г.) с членением пилястрами и венчающими их закомарами на три равновеликие части; три оконных проёма второго света, вытянутые по высоте и завершенные перемычками лучкового типа, два из которых (за исключением центрального) усиленные историческими одностворными глухими металлическими ставнями; капители пилястр в основании с поясом поребрика, ограниченным по высоте тягами полувалов; закомары со сложнопрофилированными кирпичными тягами; обрез четверика стен храма без карниза; свесы четырехскатной кровли, декорированные прорезным подзором из металлических листов (XXI в.); барабаны циркульного очертания со щелевидными оконными проёмами и перемычками полуциркульного типа, декорированные аркадами по всей высоте поля барабана, с полуциркульными завершениями и перехватами на стволах. Венчающий карниз угловых и центрального барабанов (на угловых – пояс поребрика, ограниченный по высоте тягами полувалов, завершающийся широкой полкой незначительного выноса, на центральной – мощный полувал, далее пояс прямоугольных нишек, выше – пояс «сухарей» циркульного очертания, полка и пояс «сухарей» прямоугольного типа; высокий восьмигранный шатёр колокольни – с маленькой главкой на гранёных шеях; грани шатра, декорированные гуртами, а шеи главки – многопрофильным венчающим карнизом; наличник оконного проёма западного придела, аналогичный наличникам первого яруса северного фасада колокольни и северного придела (сложные с перехватами, со сдвоенным килевидным завершением); пилястры северного придела и первого яруса колокольни, с расположенными над сложнопрофилированным обрезом цоколя ширинками; наличник в виде полувала оконного проёма первого яруса колокольни; рельефные с зелёной поливой изразцы, устроенные в ширинках яруса звона колокольни; притвор храма, примыкающий к западной галерее и к западному фасаду трапезной южного придела; два входных проёма, расположенные на углах притвора в обрамлении четырёхколонных портиков с деревянным накладным антаблементом и центральной частью с двумя пилястрами, расположенными по флангам портиков; в южной части западного фасада – односветный объём южного придела (1694 г., 1831 г.), завершённый сложнопрофилированным венчающим карнизом (трапезная – с поясом поребрика в центральной части) и цоколем, аналогичным цоколю колокольни и западного придела; южный фасад (1672 г., 1694 г., 1831 г.) с членением пилястрами и венчающими их закомарами на три равновеликие части; оконные проёмы второго света, вытянутые по высоте и завершенные перемычками лучкового типа, усиленные историческими одностворными глухими металлическими ставнями (три из четырёх); одно окно в западном прясле, два окна – в центральном, восточное прясло скрыто купольной крышей с главкой и крестом в завершении; капители пилястр в основании с поясом поребрика, ограниченным по высоте тягами полувалов; закомары со сложнопрофилированными кирпичными тягами; обрез четверика стен храма без карниза; свесы четырехскатной кровли, декорированные прорезным подзором из металлических листов; барабаны циркульного очертания со щелевидными оконными проёмами и перемычками полуциркульного типа, декорированные аркадами по всей высоте поля барабана с полуциркульными завершениями и перехватами на стволах, венчающий карниз угловых и центрального барабанов (на угловых – пояс поребрика, ограниченный по высоте тягами полувалов, венчающийся широкой полкой незначительного выноса, на центральной – мощный полувал, далее пояс прямоугольных нишек, выше – пояс сухарей циркульного очертания, полка и пояс «сухарей» прямоугольного типа; высокий восьмигранный шатёр колокольни – с маленькой главкой на гранёной шее; грани шатров, декорированные гуртами, а шеи главок – многопрофильными венчающими карнизами; архивольты арочных проёмов яруса звона колокольни, дополненные поясом поребрика; профилированные наличники оконных проёмов трапезной южного придела с килевидным завершением; пилястры южного придела трапезной и односветного храма, раскрепованные в уровне цоколя и венчающего карниза трапезной, цоколя, пояса и венчающего карниза храма; восточный фасад (1672 г., 1694 г., 1831 г.) с членением пилястрами и венчающими их закомарами на три равновеликие части; киот в обрамлении профилированного наличника в центральном архивольте; капители пилястр в основании с поясом поребрика, ограниченным по высоте тягами полувалов; закомары со сложнопрофилированными кирпичными тягами; обрез четверика стен храма без карниза; свесы четырехскатной кровли, декорированные прорезным подзором из металлических листов; барабаны циркульного очертания со щелевидными оконными проёмами и перемычками полуциркульного типа, декорированные аркадами по всей высоте поля барабана с полуциркульными завершениями и перехватами на стволах; венчающий карниз угловых и центрального барабанов (на угловых – пояс поребрика, ограниченный по высоте тягами полувалов, венчающийся широкой полкой незначительного выноса, на центральной – мощный полувал, далее пояс прямоугольных нишек, выше – пояс «сухарей» циркульного очертания, полка и пояс «сухарей» прямоугольного типа; высокий восьмигранный шатёр колокольни – с маленькой главкой на гранёной шее; грани шатров, декорированные гуртами, а шеи главок – многопрофильными венчающими карнизами; архивольты арочных проёмов яруса звона колокольни, дополненные поясом поребрика; пять полукружий апсид (южного придела (1694 г.) и четыре – первоначального периода строительства (1672 г.)) с расположенными в них оконными проёмами в обрамлении профилированных наличников с килевидным завершением; пилястры, раскрепованные в уровне цоколя, межэтажного пояса и венчающего карниза южного придела, цоколя, пояса и венчающего карниза четырёх полукружий первоначального объёма; - местоположение, форма, габариты световых осей и их количество по фасадам: северный фасад – пять оконных проёмов в уровне первого света северного придела, северо-восточного шатра и колокольни; три оконных проёма второго света храма и один оконный проём – второго яруса колокольни; западный фасад – один оконный проём западной галереи, два малых оконных проёма первого яруса колокольни и два дверных проёма притвора; три оконных проёма второго света храма и один – второго яруса четверика колокольни; южный фасад – пять оконных проёмов односветного южного придела, четыре оконных проёма второго света храма; восточный фасад – пять оконных проёмов в каждом полукружии апсид; один проём в барабане центральной главы, восемь проёмов яруса звона и столько же – слухов шатра колокольни; - материал и характер отделки фасадных поверхностей – известковая обмазка кирпичной кладки гладких фасадных поверхностей и профилированного архитектурного декора; - конструкции и материал капитальных стен – кирпичная кладка стен на известковом растворе; - историческое местоположение печей, печные трубы: силуэтные характеристики, материал (кирпич, известковая обмазка, дымники – металл), художественное оформление и колористическое решение; - материал кровельного покрытия объемов всех исторических периодов, за исключением кровли апсиды южного придела: листовое кровельное железо; оцинкованные стальные листы (кровли западного притвора и южного придела); цвет кровельного покрытия – зеленый; - кровельное покрытие глав – в объемную шашку, окрашенное в зеленый цвет; - местоположение, форма (рисунок), материал (деревянные с медным покрытием и последующим золочением) крестов в завершении глав; - металлическая двустворчатая дверь и двустворчатая металлическая решётка из храма в западный придел; четырёхстворчатая металлическая решётка из западного притвора в западный придел; металлические заполнения дверных проемов западной галереи (в колокольню и северную галерею), металлические заполнения дверных проемов западного притвора; - кованые металлические решётки яруса звона колокольни, решётки оконных проёмов из прута и кубоватые (за исключением оконных решеток южного придела храмового объема и апсиды); - ставни оконных проёмов второго света храма, ставни южного придела: их форма, местоположение, характер декоративного оформления, материал (железо), колористическое решение (зеленый цвет); - фресковые росписи (схема расположения монументальной живописи объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Спаса на городу», 1672 г. (г. Ярославль, ул. Почтовая, д. 3), и их фотофиксация приведены в приложении к настоящему предмету охраны).