Ансамбль Авраамиева монастыря

Предметом охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Авраамиева монастыря», XVI – XVII вв. (Ярославская область, г. Ростов, ул. Желябовская, д. 32), являются:   - местоположение и градостроительная роль ансамбля, являющегося композиционной доминантой в формировании сложившегося исторического ландшафта берега озера Неро;  - композиционная и планировочная структура монастыря, включая композиционное ядро ансамбля – Богоявленский собор с тремя приделами, композиционный акцент – Никольскую надвратную церковь со Святыми воротами, фланкированную с западной стороны двумя воротными башнями, расположенную по оси собора к западу, а также расположенные: к югу – Введенскую церковь, к северу и западу Настоятельский и Братский монастырские корпуса, некрополь близ собора с восточной стороны и монастырский сад с юга и востока;  - планировочная структура ансамбля, состоящего из непосредственно территории монастыря, ограниченной утраченными каменными стенами ограды с воротами и башнями с постройками монастыря и садом;  - уличный фронт и объёмно-пространственная композиция ансамбля монастыря, ориентированная на восприятие комплекса со стороны главного въезда с улицы Желябовской и с озера Неро;  - главная внутренняя композиционная ось, проходящая от Святых ворот с запада на восток, предполагающая глубинно-видовое раскрытие основных построек ансамбля: Никольской надвратной церкви и Богоявленского собора, Введенской церкви с правой стороны и келейных корпусов с левой стороны;  - исторический проезд на территорию монастыря через западные Святые ворота;  - наружные и внутренние визуальные связи элементов ансамбля;  - историческая планировочная структура ансамбля (с учетом воссоздания методами научной реставрации утраченных планировочных элементов ансамбля: часовни и ограды с башнями по периметру монастыря, галереи, соединяющей Богоявленский собор и Введенскую церковь при условии проведения археологических исследований);  - историческое использование ансамбля, функционально связанное с осуществлением религиозной деятельности;  - архитектурные характеристики (объемно-пространственное, планировочное, архитектурно-стилевое решение, основные строительные и отделочные материалы) следующих зданий и сооружений, расположенных в границах ансамбля (в соответствии со схемой расположения объектов в составе объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Авраамиева монастыря», XVI – XVII вв. (Ярославская обл., г. Ростов, ул. Желябовская, д. 32), приведенной в приложении к настоящему предмету охраны):  - «Надвратная Никольская церковь», 1655 г., 1830 г. (литера А), в том числе её следующие особенности:  объемно-пространственная структура сложного объёма храма со сквозным проездом, фланкированного с запада двумя воротными круглыми в плане башнями, представляющего собой бесстолпный прямоугольный в плане, вытянутый по оси запад – восток, высокий четверик на подклете с трёхапсидным алтарем, окружённый с трёх сторон двухэтажной галереей, увенчанный двухъярусной колокольней; подклет разделён на два помещения поперечной капитальной стеной с арочным проездом;  капитальные стены из крупноразмерного красного керамического кирпича; сводчатые перекрытия Святых ворот, разделенные подпружными арками, сводчатые перекрытия внутренних помещений церкви; коробовые своды подклета, крестовые своды четверика, цилиндрические своды галереи; форма, габариты вальмовой четырехскатной крыши четверика, вальмовой крыши галереи, сложной фигурной крыши (конх) алтаря; материал кровельного покрытия – фальцованный металл;  архитектурно-художественное оформление фасадов повышенного четверика церкви: местоположение, габариты, конфигурация оконных проемов, расположенных в нишах, угловые лопатки и лопатки в верхней части четверика, раскрепованный декоративный пояс с фризом из квадратных ниш, фрагменты дугообразных профилей, повторяющие форму сводов, простой венчающий карниз;  габариты и конфигурация навершия над конхой центральной апсиды в виде четырёхколонного (по две парных колонны тосканского ордера) антового портика с центральной арочной нишей, с треугольным фронтоном с круглой филёнкой в тимпане, пристроенного к восточному фасаду четверика и соединённого с колокольней, увенчанного полукуполом, завершённым небольшой луковичной главкой с крестом в уровне яруса основного звона колокольни;   композиция и архитектурно-художественное оформление основного яруса звона колокольни в виде четверика, оформленного четырьмя полуциркульными открытыми арочными проёмами с горизонтальными профилированными импостами в районе пят архивольтов и замковыми камнями (аграфами), обрамленными фланкирующими колоннами коринфского ордера с профилированным венчающим карнизом большого выноса, заканчивающегося восьмериком, увенчанным восьмигранным куполом с четырьмя люкарнами, расположенными на центральных осях фасадов (с каждой стороны света), с круглыми проемами с дугообразным обрамлением, увенчанными  треугольными фронтонами;  композиция и архитектурно-художественное оформление второго яруса колокольни в виде глухого восьмерика с базой с пинаклями по углам, который с четырех сторон оформлен полуциркульными арочными нишами с горизонтальными импостами в районе пят архивольтов и замковыми камнями, расположенных по центральным осям фасадов; с куполом, увенчанным небольшой луковичной главкой с крестом;  архитектурно-художественное оформление западного фасада: расположенные по центральной оси проездная арка Святых ворот, обрамленная простым валиком из тёсаного кирпича, высокий классический четырёхколонный портик из парно расположенных трехчетвертных колонн  упрощённого ордера с треугольным фронтоном с полукруглым тимпаном, с развитым венчающим карнизом антаблемента, с простым цоколем-стилобатом; простые лопатки с выделенными абаками; декоративный фриз полихромных изразцов, вписанных в ширинки, пояса поребрика, ограниченного полуваликами; местоположение, форма и габариты оконных проёмов первого этажа, расположенных в нишах с двухуступчатым карнизом; местоположение, форма и габариты оконных проёмов второго этажа, расположенных в двухуступчатых прямоугольных нишах;   архитектурно-художественное оформление восточного фасада: угловые лопатки и лопатки, обрамляющие апсиды алтаря; раскрепованные венчающие карнизы с поясом поребрика, обрамлённого полуваликами, в нижней части; цоколь с поясом из поребрика, обрамлённого полуваликами; местоположение, форма и габариты оконных проёмов с прямоугольными уступчатыми перспективными рамочными наличниками с дополнительными двумя уступами в верхней части и оконных проёмов в рамочных наличниках с треугольным уступчатым перспективным навершием; местоположение, форма и габариты входных проемов; архитектурно-художественное оформление южного фасада;  пространственно-планировочная структура интерьера в капитальных стенах; два перспективных портала в южной и западной стенах четверика; перспективный портал царских врат;  - «Собор Богоявленский», 1553 – 1555 гг., первая пол. XVIII в., XIХ в., ХХ в. (литера Б), включая его следующие особенности:  сложная объемно-пространственная структура четырехстолпного на высоком подклете крестовокупольного пятиглавого трёхапсидного храма с обходной галереей со стороны западного и южного фасадов, включающего повышенный объем четверика, прямоугольного в плане, слегка вытянутого по оси восток – запад с тремя пониженными апсидами с восточной стороны, из которых центральная шире боковых, перекрытого крышей с пятью световыми барабанами, увенчанными главами, примыкающей с запада и юга пониженной прямоугольной в плане галереей, объединяющей три придела: с севера – прямоугольный в плане придел Иоанна Предтечи, немного возвышенный над галереей, увенчанный трёхъярусной композицией из кокошников и небольшой главкой на барабане; с юго-запада – прямоугольный в плане Богословский придел под высокой колокольней и с юго-востока – прямоугольный в плане Авраамиевский шатровый придел, и западным притвором с прямоугольным в плане крыльцом (утраченным в советское время); исторические местоположение и габариты крыльца (с учетом его воссоздания методами научной реставрации); капитальные стены, сложенные из красного глиняного большемерного кирпича, в том числе крестовокупольное покрытие четырехстолпной части храма, образованное системой коробовых сводов; подпружные арки, несколько приподнятые над коробовыми сводами; паруса у оснований барабанов; вытянутая форма барабанов; сомкнутые своды Предтеченского и Богословского приделов; крестовые своды подклета и галереи; исторические форма и габариты крыши: четверика, апсид и галереи; материал кровельного покрытия – фальцованный металл;  архитектурно-художественное оформление фасадов четверика и подклета: лопатки с импостом для профилированных архивольтов, обрамляющих заложенные закомары с килевидным завершением, расчленяющие фасады на три прясла; междуэтажные пояса из тёсаного кирпича – нижний с профилем упрощённой аттической базы, верхний, проходящий под окнами второго света, состоящий из пяти рядов кирпичной кладки, установленных таким образом, что средний ряд выступает сильнее, чем примыкающие к нему ряды, а те, в свою очередь, – сильнее, чем крайние, пояс аналогичного сечения в уровне цоколя; перспективный портал входного проёма в центральной части северного фасада; местоположение, форма, габариты исторических оконных проемов четверика и оконных проемов подклета с перспективным оформлением амбразуры; оформление световых барабанов: профилированный венчающий карниз, ритм горизонтальных поясов, выполненных выпуском кирпича, пояса поребрика, два на большом барабане; местоположение, форма, габариты исторических оконных проемов;   композиция и архитектурно-художественное оформление алтаря: форма апсид со значительно большим радиусом в уровне подклета,  разделяющие апсиды узкие лопатки, раскрепованные межэтажные пояса из тёсаного кирпича – нижний с профилем упрощённой аттической базы,  верхний, проходящий под окнами второго света, состоящий из пяти рядов кирпичной кладки, установленных таким образом, что средний ряд выступает сильнее, чем примыкающие к нему ряды, а те, в свою очередь, – сильнее, чем крайние, пояс аналогичного сечения в уровне цоколя; трехуступчатый венчающий карниз; местоположение, форма, габариты исторических оконных проемов, наружных оконных откосов, оконных проёмов подклета с перспективным оформлением амбразуры;   композиция и архитектурно-художественное оформление западного притвора и галереи: уступчатый венчающий карниз, междуэтажный пояс, раскрепованный пояс из тёсаного кирпича в виде полувала и более узкого валика с обратной выкружкой между ними в уровне цоколя; местоположение, форма, габариты исторических оконных проемов, наружных оконных откосов, оформление окон подклета двухуступчатыми нишами;   композиция и архитектурно-художественное оформление Предтеченского придела: широкие лопатки в уровне подклета  с уменьшением их сечения в уровне четверика, раскрепованный пояс из тёсаного кирпича в виде полувала и более узкого валика с обратной выкружкой между ними в уровне цоколя; между ярусами придела раскрепованные междуэтажные пояса: трёхуступчатый и пояс из тёсаного кирпича в виде полувала и более узкого валика с обратной выкружкой между ними; венчающая композиция из трёх ярусов килевидных кокошников, опирающихся на профилированные импосты; верхний ряд кокошников в основании барабана, увенчанного главой; оформление барабана поясом-валиком и профилированным карнизом; местоположение, форма, габариты оконных проемов, наружных оконных откосов, оформление перспективного портала с килевидным завершением на западном фасаде;   композиция и архитектурно-художественное оформление многоярусного Богословского придела: в первом ярусе – лопатки, расчленяющие фасады на два прясла, раскрепованный трёхуступчатый карниз, два пояса поребрика – подоконный и междуэтажный, местоположение, форма, габариты оконных проемов, наружных оконных откосов, оформление окон подклета двухуступчатыми нишами; в уровне нижней галереи звона – лопатки, расчленяющие фасады на два прясла, с многоуступчатыми базами и профилированной капителью-импостом для профилированных архивольтов с килевидным завершением, обрамляющих ниши и проёмы галереи; местоположение, форма, габариты оконных проемов, открытые арочные проёмы галереи звона со стороны западного фасада; в уровне высокого четверика колокольни с верхней галереей звона – лопатки, расчленяющие фасады на два прясла, раскрепованный уступчатый пояс в нижней части, декоративные, слегка вогнутые кокошники – треугольники с ромбовидными завершениями, два пояса поребрика, из них мелкопрофильный прерывается в местах проёмов – бойниц с уступчатым навершием, раскрепованный профилированный пояс в нижней части галереи звона, открытая верхняя галерея звона с арочными проёмами, оформленными профилированными архивольтами с килевидным завершением, горизонтальные многоуступчатые в районе пят архивольтов импосты, местоположение, габариты, конфигурация и оформление различных по форме декоративных ниш колонн галереи звона; в уровне глухого декоративного восьмерика – оформление граней лопатками, слегка расширяющимися в верхней части, городчатый фриз в нижней части, раскрепованный профилированный пояс в верхней части, местоположение, форма, габариты исторических оконных проемов восьмерика,  местоположение и форма двухуступчатой ниши, простой горизонтальный дугообразный пояс из ряда кирпичей на юго-западной грани восьмерика, раскрепованный сложнопрофилированный венчающий карниз с дополнительными раскрепованными вставками-накладками с язычками; восьмигранный шатер с полицей; луковичная по форме двенадцатигранная глава на шейке с восьмигранным основанием;   композиция и архитектурно-художественное оформление юго-восточного Авраамиевского придела: лопатки, расчленяющие фасады на три прясла, раскрепованный трёхуступчатый карниз, два пояса поребрика – подоконный и междуэтажный, местоположение, форма, габариты оконных проемов, наружных оконных откосов, оформление окон подклета двухуступчатыми нишами; в уровне нижней галереи звона – лопатки, расчленяющие фасады на два прясла, с многоуступчатыми базами и профилированной капителью-импостом для профилированных архивольтов с килевидным завершением, обрамляющих ниши и проёмы галереи; местоположение, форма, габариты оконных проемов, открытые арочные проёмы галереи звона со стороны западного фасада;  пространственно-планировочная структура интерьеров в капитальных стенах, внутренние оконные откосы; монументальная живопись в интерьерах;  - «Введенская церковь», 1650 г., 1802 г. (литера В), включая её следующие особенности:  объемно-пространственная структура протяженного, вытянутого по оси восток – запад, прямоугольного в плане сложного трехчастного объема храма трапезного типа на высоком подклете, состоящего из прямоугольного близкого к квадрату в плане четверика, перекрытого четырёхгранным куполом, над которым возвышается четырёхгранная световая башня типа ротонды, завершающаяся четырёхгранным куполом, увенчанным двенадцатигранной главкой на четырехгранной шее, с примыкающим к четверику с востока прямоугольным близким к квадрату в плане бывшим алтарем, перекрытым вальмовой крышей на три ската, и примыкающей к четверику с запада прямоугольной в плане бывшей трапезной, перекрытой вальмовой крышей на три ската;  капитальные стены из большемерного красного керамического кирпича, сводчатые перекрытия помещений с распалубками, крестовый свод четверика, форма, местоположение распалубок, центральный распорный столб подклета, тромпы, парусные своды, форма, габариты, крыши, материал кровельного покрытия – фальцованный металл;  композиция и архитектурно-художественное оформление здания церкви, в том числе междуэтажный пояс с фризом из сплошного ряда малых ширинок в размер кирпича, образованных тёсаным кирпичом со сглаженными гранями, рельефно выделенный цоколь, акцентированный поясом из двух полуваликов тёсаного кирпича; оформление венчающих профилированных карнизов, местоположение, форма, габариты исторических арочных, прямоугольных, круглых оконных проемов, исторических входных проемов; угловые лопатки четверика, алтаря и трапезной, плоские лопатки трапезной;   композиция и архитектурно-художественное оформление четверика упрощенным слабо выступающим портиком из угловых лопаток и треугольного фронтона;  пространственно-планировочная структура интерьеров в капитальных стенах, фрагменты сохранившейся исторической фресковой росписи;  - «Корпус Настоятельский» 1838 г. (литера А4), включая его следующие особенности:  объемно-пространственная композиция двухэтажного прямоугольного в плане здания в классицистической стилистике, вытянутого по оси восток – запад, с вальмовой крышей на четыре ската со слуховым окном на северном фасаде, материал кровельного покрытия – фальцованный металл;  капитальные стены из большемерного красного керамического кирпича;   композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов, в том числе ризалит на главном (южном) фасаде, угловые лопатки, рельефно выделенный цоколь с двухуступчатыми прямоугольными нишами, двухуступчатый междуэтажный пояс, профилированный венчающий карниз большого выноса; местоположение, габариты, конфигурация и оформление первоначальных оконных и дверных проемов на фасадах здания; арочные ниши с рамочными обрамлениями, рамочные наличники оконных и дверных проемов, профилированные подоконники; высотные отметки по карнизам здания;  пространственно-планировочная структура интерьеров: историческая планировка в продольных и поперечных капитальных стенах;  - «Корпус Братский», 1806 г. (литера А3), включая его следующие особенности:  объемно-пространственная композиция Г-образного в плане одноэтажного здания, с протяженными по оси север – юг и более короткими по оси восток – запад крыльями, с высокой двускатной крышей с тремя чердачными окнами, соединёнными с галереей Никольской надвратной церкви;  капитальные стены, сложенные из большемерного красного керамического кирпича; форма, габариты прямой двускатной крыши здания с чердачными окнами, материал кровли – металл;  композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов здания, в том числе: местоположение, габариты, конфигурация и оформление первоначальных прямоугольных оконных и дверных проемов; простые рамочные наличники оконных проемов, включающие простые подоконники; высокий цоколь, развитый венчающий карниз простых форм по периметру здания;  высотные отметки по карнизам здания;  пространственно-планировочная структура интерьера: историческая планировка в капитальных стенах;  - «Братская трапезная», 1892 г. (литера А5), включая его следующие особенности:  объемно-пространственная композиция одноэтажного прямоугольного в плане, вытянутого по оси восток – запад, здания в классицистической стилистике, с вальмовой крышей на три ската, слуховым окном на восточном фасаде, соединённого встройкой с лестницей, материал кровельного покрытия – фальцованный металл;  капитальные стены из большемерного красного керамического кирпича;   композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов трапезы, в том числе угловые лопатки, рельефно выделенный цоколь, профилированный венчающий карниз; местоположение, габариты, конфигурация и оформление первоначальных прямоугольных оконных и дверных проемов на фасадах здания; рамочные наличники оконных и дверных проемов, профилированные подоконники;  пространственно-планировочная структура интерьера: историческая планировка в капитальных стенах;  - «Монастырский сад», XVIII–  XX вв., включая его следующие особенности:  композиция, планировочная и ландшафтная структура сада открытого типа, основная часть которого расположена в юго-западном крыле территории монастыря с группой старовозрастных лип вдоль южной границы монастыря, вытянутый по оси север – юг пруд с сосновой рощей по восточному берегу пруда (у восточной границы монастыря), группа из четырёх лип перед северным фасадом Богоявленского собора между южным фасадом Настоятельского корпуса и собором, исторический характер посадок лип;  - «Башня фланкирующая (южная)», 1781 г., 1880 г. (литера А1), «Башня фланкирующая (северная)», 1781 г., 1860 г. (литера А2), включая их следующие особенности:  объемно-пространственная структура круглых в плане башен, с незначительно расширяющимся кверху ярусом варниц и над ними – ярусом бойниц; декоративные горизонтальные тяги из поребрика, обрамленного валиками, горизонтальный пояс-валик в уровне нижней отметки варниц, горизонтальный пояс-валик, обрамляющий верхнюю часть проемов варниц, трёхуступчатый пояс полка-валик-полка над бойницами, венчающий трёхступенчатый карниз; местоположение, конфигурация первоначальных проемов варниц, бойниц; форма, габариты сложной фигурной крыши, завершенной шпилем, характер кровельного покрытия – фальцованный металл; капитальные стены из красного большемерного керамического кирпича;  - «Некрополь», XVII – ХХ вв., включая его следующие особенности: территория бывшего некрополя, примыкающая к алтарю Богоявленского собора с востока, местоположение утраченной часовни (с учетом возможности её воссоздания методами научной реставрации при условии проведения археологических исследований), историческое функциональное использование территории некрополя.

Полный адрес: Ярославская область, г. Ростов, ул. Желябовская, д. 32
Вид объекта: Ансамбль
Категория историко-культурного значения: Федерального значения
Первоисточник: Сведения из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации
Ссылка на первоисточник: https://opendata.mkrf.ru/opendata/7705851331-egrkn
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Регион

Возврат к списку
Обратите внимание

    Акции и купоны

    Постельное бельё

    Магазины

Регионы России
Реклама на сайте