Предметом охраны объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Спаса на площади», XVII в. (Ярославская область, г. Ростов, Советский пер., д. 6), являются: - местоположение храма в непосредственной близости от ансамбля Ростовского кремля, внутри квартала торговых рядов; градостроительная роль, композиционные особенности здания, являющегося исторической доминантой города, участвующего в формировании панорамы центральной части города Ростова; - историческая объёмно-пространственная линейно вытянутая с запада на восток сложная композиция здания, включающая: объём близкого к квадрату в плане бесстолпного повышенного двухсветного четверика в три световых оси на подклете, перекрытого многоскатной крышей, образующей по три щипца-фронтона над каждым фасадом, завершённый пятиглавием с луковичными главами на глухих «малых» и центральном световом барабанах; объём примыкающего к нему с востока трёхапсидного алтаря на подклете, перекрытого прямой пятивальмовой крышей с полицей; объём примыкающей к четверику с запада прямоугольной в плане, вытянутой по оси восток – запад трапезной на подклете 1830 года постройки, перекрытой двухскатной крышей; объём примыкающего с севера по периметру четверика и трапезной придела второй половины XVIII века на подклете, перекрытого в восточной части прямой вальмовой крышей, в западной части – единой с трапезной прямой двухскатной крышей, с небольшим угловым близким к квадрату в плане открытым четырёхстолпным объёмом звонницы, перекрытым восьмигранным шатром с полицей, завершённым луковичной главкой на глухом барабане; объём примыкающей к трапезной с запада (по центральной оси четверика), близкой к квадрату в плане паперти, завершённой низким восьмигранным барабаном, перекрытым низким восьмигранным шатром (форма и завершение объёма уточняются методом научной реставрации); - местоположение, габариты, конфигурация и оформление исторических прямоугольных с арочными перемычками оконных проемов на фасадах четверика и алтаря, включая подклеты, а также придела, в том числе ложных и заложенных; прямоугольных с двухлопастными арочными перемычками с гирькой в пяте оконных проемов основного яруса четверика, прямоугольных оконных проемов на фасадах трапезной, включая подклет, и подклета галереи; прямоугольных с арочными перемычками оконных и входных проёмов паперти; узких прямоугольных с арочными перемычками оконных проёмов центрального барабана четверика; прямоугольных с двухлопастными арочными перемычками с гирькой в пяте проёмов звонницы; характер исторических столярных заполнений оконных проёмов (фрагменты сохранились в окнах алтаря и восточном окне первого яруса четверика); - размеры и форма круглых в плане центрального светового и глухих «малых» барабанов пятиглавия четверика; конфигурация скатных крыш центрального куба, придела, трапезной, апсид и паперти; - капитальные стены и своды, сложенные из красного полнотелого глиняного кирпича на известковом растворе; материал частичной облицовки цоколя, карнизов и капителей – белый камень; металлические воздушные связи в помещениях; материал кровельного покрытия – фальцованный металл; покрытия кровельным железом карнизов, наличников; - композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов четверика, в том числе раскрепованный цоколь по периметру из белокаменных блоков (сохранился частично); раскрепованные угловые лопатки, в верхнем поясе меньшей ширины, два пояса поребрика, ограниченного валиками, под и над окнами второго света, широкий аркатурный пояс над верхним поясом поребрика из полуколонн с перехватами-полуваликами на стволах с арками с килевидным завершением, «разорванный» нишей-киотом с арочной перемычкой, обрамлённой полуколоннами с уступчатыми кубоватыми капителями с перехватами-полуваликами и на стволах, завершённой треугольным профилированным сандриком; антаблемент, состоящий из раскрепованного двухуступчатого пояса, завершённого полуваликом, и трёх ложных закомар в щипцах – плоских арочных перспективных ниш с килевидным обрамлением, чередующихся с короткими лопатками с уступчатыми: - оформление наличников оконных проёмов: трёхсторонние наличники подклета с боковинами, решёнными как тонкие полуколонны с выемками боковых граней, с перехватами-полуваликами, отделяющими верхнюю четверть ствола, с упрощёнными капителями, профилированные, завершённые выгнутыми профилированными «килями» сандрики, раскреповки которых образуют капители боковин; узкие трёхсторонние контрналичники, профилированные подоконные доски на кронштейнах, раскрепованные на вертикалях боковин, окон основного уровня с боковинами в виде наборных колонок из чередующихся по вертикали квадров и сдвоенных балясин, с отображёнными уступчатыми базами, с упрощёнными капителями, профилированные, завершённые выгнутыми профилированными «килями» сандрики, раскреповки которых образуют капители боковин, рамочные наличники в виде валиков окон второго уровня: - аркатурно-колончатые пояса с двухлопастными арками и полуколонками с перехватами-полуваликами, пояса бегунца и уступчатые венчающие карнизы с поясом поребрика, ограниченного валиками, глухих барабанов; аркатурно-колончатый пояс с полуколонками с перехватами-полуваликами, пояс бегунца и уступчатый венчающий карниз с поясом поребрика, ограниченного валиками, центрального светового барабана; - композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов алтаря, в том числе раскрепованный рельефно выделенный цоколь по периметру из белокаменных блоков (сохранился частично); раскрепованные лопатки и обрамляющие центральную апсиду полуколонны, два пояса поребрика, ограниченного валиками, – междуэтажный и подкарнизный; двухуступчатый венчающий карниз; оформление наличников оконных проёмов: трёхсторонние наличники подклета с боковинами, решёнными как тонкие полуколонны с упрощёнными капителями, профилированные, завершённые выгнутыми профилированными «килями» сандрики, раскреповки которых образуют капители боковин; узкие трёхсторонние контрналичники и наборные наличники окон основного уровня с боковинами, решёнными чередующимися по вертикали квадрами и кубышками, профилированные подоконные доски на кронштейнах, раскрепованные на вертикалях боковин, профилированные, завершённые выгнутыми «килями» сандрики, раскреповки которых образуют капители боковин; - композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов трапезной, в том числе восточного крыла южного фасада: широкая лопатка, раскрепованная декоративным междуэтажным поясом, междуэтажный пояс поребрика, ограниченный валиками, пояс трёхуступчатых ширинок с изразцами над ним, завершённый профилированным подоконным поясом, трёхсторонний контрналичник окна с боковинами в виде полуколонн с перетяжками по центру гладкими дыньками, обрамлёнными валиками с полочками, с капителями, образованными раскреповкой профилированного пояса, с «бровкой», переходящей в узкий двухуступчатый профилированный пояс; фасадов западного и центрального объёма трапезной: развитый уступчатый венчающий карниз, междуэтажный пояс из двух рядов кирпича; - композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов северного придела (галереи), в том числе цоколь из белокаменных блоков, раскрепованные узким поясом-валиком вверху и междуэтажным поясом поребрика, ограниченного валиками, угловые лопатки с ширинками над ним на северном фасаде, плоские лопатки в уровне подклета, разделяющие плоскость стены подклета на пять неравных прясел, двухуступчатый карниз, раскрепованный лопатками, над проёмами подклета, междуэтажный пояс трёхуступчатых ширинок с изразцами, обрамлённый внизу поясом поребрика, ограниченного валиками, и вверху профилированным подоконным поясом, боковины в виде полуколонн с кубоватыми базами и кубоватыми капителями и завершёнными абаками с профилированным карнизом; профилированные архивольты оконных проёмов, переходящие в импосты аналогичного сечения, трёхсторонние наличники в виде валика из тёсанного кирпича восточного окна и окна восточного фасада; профилированный венчающий карниз с поясом поребрика, ограниченного валиками; - композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов звонницы, в том числе нижний пояс трёхуступчатых ширинок с изразцами, заывершённый профилированным карнизом, угловые наборные колонны с приплюснутыми кубоватыми капителями с профилированными абаками; висячие гирьки арочных проёмов; профилированные архивольты, переходящие в импосты аналогичного сечения; профилированный венчающий карниз с поясом поребрика, ограниченного валиками; - композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов паперти, в том числе высокий рельефно выделенный раскрепованный цоколь из белокаменных блоков, завершённый каблучком; раскрепованный развитый профилированный венчающий карниз; раскрепованный узкий пояс-валик; широкие лопатки, оформленные по центру поясом из чередующихся вертикальных столбиков и ниш, обрамлённым валиками, и расположенными по центральной оси: прямоугольной, близкой к квадрату, профилированной филёнкой над ним и ниже – плоской нишей, обрамлённой профилированным килевидным архивольтом, боковинами в виде полуколонн с кубоватыми капителями и базами и профилированным подоконником на кронштейнах; трёхсторонние контрналичники с обработкой ребра валиком и оформление профилированным килевидным архивольтом с профилированным импостом, боковинами в виде полуколонн с кубоватыми с шейками капителями и базами и профилированным подоконным поясом на кронштейнах оконных проёмов с арочной перемычкой; оформление входного проёма профилированным килевидным архивольтом с профилированным импостом, боковинами в виде тонких полуколонн с кубоватыми с шейками капителями и базами на высоких пьедесталах; - характер обработки фасадной поверхности четверика, алтаря и северной галереи – обмазка кирпичной кладки; характер обработки фасадной поверхности трапезной и паперти – оштукатуренные поверхности наружных стен; - частично сохранившиеся рельефные керамические поливные глазурованные (зелёной глазурью, в настоящее время забелены) монохромные изразцы (включая румпу) с растительным, геометрическим и сюжетным орнаментом, их форма, материал, размеры, рельеф, колористическое решение, система расстановки с особенностями характерного набора фризов на северном фасаде галереи и южном фасаде трапезной (некоторые изразцы разбиты); - пространственно-планировочная структура храма с перекрытием четверика в виде сомкнутого свода с центральным световым барабаном, коробовыми сводами с распалубками придела и паперти, конхами и распалубками апсид алтаря, коробовыми сводами с распалубками подклета четверика и придела; - местоположение, материал, характер конструкций и оформления каменной (бетонной) лестницы паперти; - архитектурно-декоративное оформление интерьеров четверика, включая каменный киворий, оформляющий Царские врата, на столбах в виде массивных укороченных колонн на высоких пьедесталах, фронтальная плоскость которых оформлена филёнкой с рельефной цветочной розеткой, с кубоватыми с профилированными карнизами капителями и базами, с развитыми видоизменёнными кубообразными слегка вытянутыми по вертикали абаками, служащими импостами для арочных перемычек с профилированными архивольтами, со стилизованным антаблементом с упрощённым венчающим карнизом (венчающая часть кивория уточняется методами научной реставрации): - оформление Дьяконских врат порталом в виде двух аналогично оформленных столбов, поддерживающих арочную перемычку; входные проёмы с арочными перемычками; - архитектурно-декоративное оформление интерьеров придела, включая фрагмент сохранившегося перспективного портала (входного проёма бывшей северной паперти храма), в виде чередующихся кувшинов и рядов ромбовидных рельефов; входные проёмы с арочными перемычками; - архитектурно-художественное оформление интерьеров четверика орнаментальной и сюжетной фресковой росписью, включающей изображения архитектурных элементов и сооружений и изображение Христоса Вседержителя в конхе алтарной апсиды, выполненные, предположительно, в 1726 – 1764 годах артелью с участием Афанасия и Ивана Шустовых, Михаила Соплякова, Фёдора Потатуева, Дмитрия и Козьмы Иконниковых, Ивана Сарафанникова, Андрея Сапожникова и других, их техника исполнения, колористика, иконография, тексты, сопровождающие живописные композиции, клейма, храмоздатные надписи (уточняются методами научной реставрации); - характер архитектурно-художественного оформления интерьеров придела и трапезной, в том числе сохранившиеся фрагменты штукатурных профилированных потолочных карнизов и профилированных поясов плоскости стен, сохранившиеся фрагменты орнаментальной и сюжетной масляной монументальной живописи на стенах, потолках, сводах и распалубках; - характер покрытия метлахской плиткой полов паперти, сохранившиеся фрагменты покрытия; - сохранившиеся фрагменты изразцовой облицовки печи притвора придела; - характер столярных заполнений входных проёмов в алтарь (Царских и Дьяконских врат). Схемы предмета охраны объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Спаса на площади», XVII в. (Ярославская обл., г. Ростов, Советский пер., д. 6), приведены в приложении к настоящему предмету охраны.