Богадельня при Иверской церкви

Предметом охраны объекта культурного наследия регионального значения «Богадельня при Иверской церкви», 1-я пол. XIX в., 1880-е гг. (Ярославская область, г. Рыбинск, ул. Карякинская, д. 1), являются:    - композиционные особенности здания, участвующего в формировании линий застройки улиц Гоголя и Карякинской, формирующего угол исторического квартала;    - историческая сложная объёмно-пространственная композиция двухэтажного с подвалом в южной части здания, Г-образного в плане, состоящего из углового (первоначального), северного и южного более узкого с суженной южной осью объёмов, с исторической пристройкой, примыкающей к западному дворовому фасаду угловой части; с ризалитами на лицевых (восточном и северном) фасадах: на восточном фасаде – северный входной с сохранившимися двумя ступенями крыльца и плоский южный ризалиты, на северном фасаде – плоский ризалит; форма, конфигурация, габариты прямой вальмовой крыши с крупными фигурными слуховыми окнами над ризалитами восточного фасада и четырёхгранным куполом с цилиндрическим барабаном в проекции северного ризалита восточного фасада; характер исторического завершения северного ризалита восточного фасада (домовой церкви); характер кровельного покрытия – металл;    - местоположение, габариты, конфигурация и оформление оконных и дверных проёмов на лицевых и дворовых фасадах здания: форма и осевое расположение оконных проёмов с арочными перемычками; прямоугольная форма и осевое расположение исторических дверных проёмов на фасадах здания и оконного проёма второго этажа ризалита на северном фасаде; форма и расположение оконных проёмов с лучковыми перемычками на втором этаже на торцевом западном фасаде и на северной оси западного дворового фасада южного объёма на втором этаже; характер столярных заполнений оконных проёмов: шестичастные равноячеистые рамы и арочные фрамуги с раздвоенным средником лекальных очертаний, образующим стрельчатые боковые ячейки фрамуги;    - местоположение, габариты, конфигурация, форма и оформление слуховых окон с арочными перемычками над ризалитами восточного фасада;    - капитальные стены из красного глиняного кирпича размером 24 (24,54; 25) × 12 (12,5; 13) × 7 (6,5; 7,5) см, сложенного способом цепной перевязки; блоки белого камня в облицовке цоколя на лицевых фасадах;    - композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов декором, расположенным по периметру здания (кроме южной торцевой стены): рельефно выделенный цоколь на лицевых (северном и восточном) фасадах с продухами (преимущественно заложены), облицованный блоками белого камня; междуэтажный профилированный с крупной полкой карниз с гладким выступом-полкой над ним; антаблемент, состоящий из фриза с рядом прямоугольных, близких к квадрату ширинок (на ризалите северного фасада без ширинок), ряда мелких дентикул и профилированного карниза с крупной выступающей полкой (кроме фасадов дворовой пристройки, на которых антаблемент отсутствует);    - композиция и архитектурно-художественное оформление лицевых и дворовых фасадов здания, в том числе профилированные наличники оконных проёмов лицевых фасадов с выпущенными вниз (до цоколя и междуэтажного карниза соответственно) боковинами, у окон первого этажа лицевых фасадов ограничивающими плоские филёнчатые подоконные ниши, у второго этажа образующие импосты – «камешки» на уровне надкарнизной полки; прямые профилированные сандрики в завершении наличников второго этажа; тонкие профилированные наличники оконных проёмов первого этажа дворовых фасадов; «кирпичный» руст лицевых фасадов на уровне первого этажа; завершение северного ризалита на восточном фасаде прямым аттиком с профилированным карнизом и прямоугольным основанием четырёхгранного купола с плоской прямоугольной горизонтальной нишей на лицевой стороне и профилированной карнизной тягой; оформление слухового окна на восточной стороне купола килевидным с «плечиками» щипцом; тяга упрощённого профиля в простенках у проёма слухового окна на уровне пят архивольта; завершение южного ризалита на восточном фасаде фигурным слуховым окном, трёхчастным с арочной центральной частью и боковыми «плечиками», дополненными небольшими архивольтами; плоские прямоугольные, близкие к квадрату ниши по сторонам проёма слухового окна; характер завершения слухового окна рельефно выделенным фризом и профилированным карнизом;    - характер исторической обработки фасадной поверхности – оштукатуренные поверхности наружных стен, кроме южной торцевой стены;    - художественный металл:    литой чугунный зонт на двух колоннах, исторически располагавшийся у входа на восточном фасаде: двухскатный с «плечиками», с двумя рядами литого орнамента на подзоре: верхний ряд глухого орнамента из вертикально поставленных «червонок», образованных листьями аканта, с рядом бус по верхней кромке орнамента и рядом «чечевицы» с лилиями по нижней кромке; нижний ряд ажурного орнамента из расходящихся раздвоенных завитков акантовых листьев с центральной розеткой – рокайлем: литые колонны зонта на гранёных плинтах, с профилированной композицией в нижней части, состоящей из (снизу вверх) полувалика с выкружкой и полуваликом, гранёного перехода, двух рядов перевёрнутых лепестков, верхний из которых выпуклый, и сужающегося ряда коротких вертикальных лепестков с широким коротким конусовидным каннелированным переходом над ним, ряда крупных плоских бус с валиком, полочкой и широкой выкружкой, «кувшина» с вертикальным акантовым орнаментом, выступающего ряда бус и полочки с бусами;  ствол колонны каннелирован; композиция в верхней части состоит из нескольких рядов разнонаправленных вертикальных лепестков разной степени рельефности, рядов бус, прямого завершения, оформленного вертикальными акантовыми листьями: двухскатный металлический козырёк, исторически располагавшийся над северным входом, где в настоящее время находится зонт парадного входа: лицевой фриз козырька лучковый, боковые – прямые; ажурная диагональная решётка на фризе с перехватами в местах пересечения прутьев, в центре фриза расположена круглая розетка, заполненная парой поставленных на бок волют, соединённых перехватами, с центральной осью, состоящей из вертикального ряда ромбов; вертикальные полукруглые боковые розетки, оформленные аналогично центральной розетке, представляют собой половины центрального мотива; подзор фриза выполнен из фестонов с лилиями; кронштейны козырька лекальных очертаний, состоящие из крупного углового завитка, опирающегося на завиток нижнего вертикального прута, сдвоенного горизонтального прута, с раздвоенным завитком на внешнем конце, соединённых волютой с центральным завитком: над дверным проёмом на дворовом западном фасаде исторические кронштейны: вертикальный и горизонтальный ажурные орнаменты состоят из некрупных колец с вертикальной перемычкой и небольшой розеткой-«пуговкой» в центре, чередующихся с короткими вертикальными прутами, соединённых горизонтальными перехватами; центральный мотив подкоса симметричен относительно диагонального короткого прута и состоит из «червонок», образованных завитками; от центрального мотива вперёд и вниз отходят раздвоенные S-образные завитки, наружную кромку кронштейна образует диагональный прут лекальных очертаний с маленькими завитками на концах: две исторические чугунные литые колонны под площадкой наружной пожарной лестницы с базами-валиками, каннелированными стволами, шейками, выделенными тонкими полочками с полуваликами и оформленными редкими цветочными розетками, с полуваликом и плоским перехватом под прямоугольной абакой в завершении:  - историческая коридорно-секционная планировка в капитальных стенах, в том числе разделяющих исторические объёмы, выделяющих помещения, выделяющих центральные коридоры в южной части здания;    - сохранившиеся перекрытия подвала кирпичными ребристыми сводами по металлическим балкам в южной части;    - местоположение, конструкции, материал и оформление сохранившихся исторических лестниц: местоположение и материал исторической парадной лестницы в восточной части углового объёма; ребристый свод площадки чёрной лестницы в западном помещении южного объёма;    - сохранившееся архитектурно-художественное оформление интерьера, в том числе оформление помещения первого этажа северного объёма (помещение № 65 на поэтажных планах помещений объекта культурного наследия регионального значения «Богадельня при Иверской церкви», 1-я пол. XIX в., 1880-е гг. (Ярославская область, г. Рыбинск, ул. Карякинская, д. 1), далее – поэтажные планы), угловая изразцовая печь, профилированные карнизные тяги по периметру помещения, профилированные потолочные тяги, образующие фигурный плафон, профилированная концентрическая розетка в центре потолка;    - оформление помещения первого этажа, выделенного перегородками, периметральными профилированными карнизными и потолочными тягами (помещение № 68 на поэтажных планах);    - исторические прямоугольные и арочные проёмы в капитальных стенах, в том числе заложенные или частично заложенные;    - угловое зеркало печи и исторические вентиляционные конструкции в помещении второго этажа (помещение № 48 на поэтажных планах); смежные печи с изразцовой облицовкой в помещении первого этажа (помещение № 48 на поэтажных планах);    - движимое имущество в составе памятника: два исторических напольных зеркала в фигурных резных деревянных рамах с подзеркальными столиками на резных ножках, один из которых с мраморной накладкой столешницы:

Полный адрес: Ярославская область, г. Рыбинск, Карякинская улица, дом 1/улица Гоголя, дом 52
Время создания: 1-ая половина XIX в.-1880-е гг.
Вид объекта: Памятник
Категория историко-культурного значения: Регионального значения
Общая видовая принадлежность: Памятник градостроительства и архитектуры
Первоисточник: Сведения из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации
Ссылка на первоисточник: https://opendata.mkrf.ru/opendata/7705851331-egrkn
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Регион

Возврат к списку
Обратите внимание

    Акции и купоны

    Постельное бельё

    Магазины

Регионы России
Реклама на сайте