Предметом охраны объекта культурного наследия регионального значения «Церковь Спаса Нерукотворного («Спасо-Пробоинская»)», 1696 – 1705 гг. (г. Ярославль, пл. Челюскинцев, д. 15), являются: - композиционные особенности здания, участвующего в формировании исторического силуэта и панорамы правого берега г. Ярославля со стороны реки Волги, фронта застройки площади Челюскинцев (территория объекта всемирного наследия ЮНЕСКО), являющегося её архитектурной доминантой; - историческая линейная, вытянутая по оси восток-запад, объёмно-пространственная композиция сложного прямоугольного в плане здания, расположенного на подклете, состоящего из повышенного четверика с алтарной частью, трапезной, южного придела над галереей в нижнем ярусе, юго-западного притвора, двух нижних сохранившихся ярусов колокольни, и северо-западной пристройки на подклете; историческая форма, габариты и расположение глав алтаря, четверика, южного придела и колокольни (уточняются методами научной реставрации); - продольные и поперечные капитальные стены из красного глиняного кирпича на известковом растворе, в том числе большемерного – размером 30 (31) × 15 × 8 см, сложенного способом верстовой кладки, размером 28 (27) × 14 × 8 (7) см на известковом растворе, сложенного способом верстовой кладки), размером 26 (25) × 12 × 6,5 см на сложном растворе начала XX века; - габариты и конфигурация четырехскатной крыши четверика, двускатной крыши трапезной, крыши алтаря сложной формы с учётом формы крайних абсид, четырёхскатных крыш двух повышенных квадратных в плане объёмов над южным приделом и односкатной крыши южного придела, односкатной крыши юго-западного притвора, односкатной крыши северо-западной пристройки; - материал и характер кровли – металлический лист, кровля – фальцевая; - форма, габариты и конфигурация исторических перекрытий: коробовые своды и своды Монье подклета четверика; сомкнутый свод верхнего яруса четверика; коробовые двухлотковые с распалубками своды алтаря; коробовые своды трапезной и сегментные южного придела; плоское межэтажное перекрытие южной галереи; коробовые своды юго-западного притвора и северо-западной пристройки; кованые воздушные связи, заведенные в пяты сводов и арок; своды Монье над помещением в нижнем ярусе под колокольней и под западным притвором, а также конструкции лестницы с каменными ступенями по металлическим косоурам и балкам; - кованые решетки в двух арочных окнах в западной стене помещения подклета; характер решеток с прямоугольной ячейкой в окнах второго яруса трапезной и кованые решетки с прямоугольной ячейкой в заложенных окнах западной стены подклета; - местоположение, габариты, конфигурация и оформление исторических входных и оконных проёмов, в том числе заложенных: лучковый арочный проем конца XIX в. в западной стене четверика между трапезной и четвериком; осевое расположение и форма прямоугольных с арочными перемычками с широкими откосами окон верхнего яруса четверика, расположенных в наружных плоскостях стен северного и южного фасадов; осевое расположение и форма арочных окон верхнего яруса трапезной на северном фасаде, а также заложенных окон в южной стене трапезной; осевое расположение и конфигурация прямоугольных с широкими откосами с арочными перемычками окон верхнего яруса алтаря; осевое расположение и конфигурация прямоугольных с широкими откосами окон второго этажа южного придела с арочными перемычками верхних откосов; осевое расположение и конфигурация арочных окон юго-западного притвора; габариты и местоположение исторических оконных проёмов подклета трапезной; габариты, форма и местоположение больших арочных проёмов южной галереи; осевое расположение и форма прямоугольных входных проёмов на западном фасаде; расположение и форма прямоугольных входных проёмов с арочными перемычками на южном фасаде четверика, алтаря; осевое расположение и форма входного проема с арочной перемычкой на восточном фасаде южной галереи; осевое расположение и форма входного проема с арочной перемычкой на южном фасаде южной галереи; месторасположение, клинчатая перемычка прямоугольного оконного проема на нижнем ярусе по оси западного фасада; - композиционное решение, архитектурно-художественное оформление фасадов, в том числе декор, расположенный по периметру здания: белокаменный цоколь юго-западного притвора с профилировкой в виде двух поясов в форме валика; профилированный цоколь восточного фасада, облицованный белокаменными плитами; профилированный в виде полувала из тесаного кирпича межэтажный пояс алтаря; профилированный из тёсаного кирпича карниз алтаря, раскрепованный полуколоннами между апсидами; профилированный, раскрепованный угловыми лопатками пояс четверика, с ложными профилированными штукатурными тягами по тесаному кирпичу закомарами на нем, с килевидными завершениями и арочным киотом в виде ниши по оси каждого фасада в районе фриза на северном, южном, восточном и западном фасадах с фрагментами монументальной живописи; профилированный карниз четверика; фрагмент профилированного карниза западного фасада трапезной; сложно профилированный карниз южного придела с раскреповками в районе пилястр; ложные закомары в форме углубленных профилированных ниш на южном и восточном фасадах южного придела на профилированных тягах; два объема с поясом ложных закомар, выступающие над южным приделом и завершающиеся профилированными карнизами; декоративное оформление южного и западного фасадов юго-западного притвора, состоящего из профилированного подоконного пояса, сложно профилированных белокаменных архивольтов арочных окон, опирающихся на белокаменные кувшинообразные выступающие из плоскости фасадов полуколонны в простенках между окон, декоративных рядов «сухариков» над окнами второго этажа, одного ряда городков, поребрика в нижней части сложно профилированного карниза, ниш с встроенными полуколоннами на юго-западном и северо-западном углах юго-западного притвора, с расположением в них белокаменного вертикального валика полуколонн с базой и капителью, опоясанных поперечными поясами-валиками с расширением в виде кубышки в центральной части; гладкие угловые лопатки на фасадах четверика и трапезной; оформление фасадов алтаря: оформление широкими неглубокими нишами плоскостей апсид нижнего яруса алтаря; проходящий по южному, восточному и северному фасадам алтаря межэтажный пояс в виде полувала; встроенные полуколонны верхнего яруса, находящиеся между апсидами; раскрепованный колоннами антаблемент, состоящий из нижнего валика и отстоящего от него на некотором расстоянии профилированного карниза из тесаного кирпича; оформление четырёхколонного (северная колонна утрачена) портика западного фасада в стилистике классицизма, состоящего из колонн композитного ордера с капителями и базами на белокаменном основании; профилированный штукатурный наличник над окном (изначально дверь) верхнего яруса по оси западного фасада колокольни; - характер обработки фасадной поверхности: оштукатуренная поверхность наружных стен всех фасадов; облицовка белым камнем цоколя алтаря и юго-западного притвора, штукатурная профилировка карнизных и венчающих элементов четверика, южного придела, юго-западного притвора. - планировочная структура здания в капитальных исторических стенах; расположение, форма и конфигурация исторических дверных проемов и ниш нижнего (подклетного) и верхнего ярусов интерьера: дверные проемы с арочными перемычками и широкими откосами южной стены подклета трапезной; ниши в стенах с арочными перемычками и распалубками в сводах подклета; дверной проем с арочной перемычкой на нижнем ярусе между галереей и входом на лестничную клетку; арочный дверной проем на промежуточной лестничной площадке парадной лестницы между нижним и верхним ярусом; арочный дверной проем на верхнем ярусе между лестничной клеткой и трапезной; дверной проем входа в свечную лавку на верхнем ярусе в северо-западном углу трапезной; - оформление интерьеров: фрагменты плиточного покрытия пола начала XX в. на втором этаже трапезной и четверика; каменные плиты в ступенях парадной лестницы и площадки перед ней; габариты, форма, декор исторических дверных столярных заполнений: дверного столярного заполнения между галереей первого этажа и лестничной клеткой; дверного столярного заполнения при входе в трапезную часть храма на верхнем ярусе; сохранившиеся фрагменты монументальной живописи в алтарной части, четверике и трапезной, в лестничной клетке и переходе к входу в трапезную.