Ансамбль Толгского монастыря

Предметом охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Толгского монастыря», XVII – XVIII вв. (г. Ярославль, пос. Толга, 1),  являются:   - местоположение и градостроительная роль ансамбля, являющегося композиционной доминантой в формировании ландшафтной композиции  берега реки Волги в районе пос. Толга;  - планировочная структура ансамбля, состоящего из двух самостоятельных частей, ограниченных каменными стенами и разделенных каменной оградой: территория монастыря и территория сада;   - композиционная и планировочная структура монастыря, включая композиционное ядро ансамбля – Введенский собор с колокольней и переходами, расположенные от него к северу Спасская церковь, к югу – Крестовоздвиженская церковь, расположенные вдоль западной и восточной ограды монастырские корпуса, с композиционным акцентом – надвратной Никольской церковью со Святыми воротами, фланкированными с западной стороны двумя башнями;  - «Монастырский сад», XVI – XIX вв.: композиция, планировочная и ландшафтная структура сада закрытого типа, близкого к прямоугольному в плане, примыкающему к территории монастыря с юга, обнесенного с трех сторон каменной оградой сада с круглыми башнями по углам южной стены; система из 4 прудов, разделенных узкими дамбами, подковообразной формы с закруглением в южной части, круговая посадка лип по центру композиции, исторический характер посадок кедра;    - архитектурные характеристики (архитектурно-стилевое, колористическое решение, основные строительные и отделочные материалы) зданий и сооружений,  расположенных в границах ансамбля (в соответствии со схемой расположения  объектов в составе объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Толгского монастыря», XVII – XVIII вв. (г. Ярославль, пос. Толга, 1), приведенной в приложении к настоящему предмету охраны);   - «Ограда сада», XVIII в. (литера Г32), и башни сада: капитальные стены ограды  из красного керамического кирпича размером 29 (31) × 8 × 13 см; глухие кирпичные стены с выступающей цокольной частью и двускатным покрытием, по всему периметру с лицевой и внутренней сторон укреплённые контрфорсами; «Башня садовая юго-западная», XVIII в. (литера Ц), «Башня садовая юго-восточная», XVIII в. (литера Ч), включая их следующие особенности: объемно-пространственная композиция круглых в плане башен, местоположение и конфигурация членящих горизонтальных поясков, венчающих карнизов, местоположение, конфигурация первоначальных  дверных и оконных проемов (в том числе заложенных); капитальные стены из красного керамического кирпича, конфигурация, габариты крыши, материал кровельного покрытия – фальцованный металл;   - «Стены с десятью башнями», XVII – XIX вв. (литера Г31), в том числе: кирпичная ограда, окружающая территорию монастыря с четырех сторон, по периметру укрепленная контрфорсами, состоящая из выступающей цокольной части, высокой стены, усиленной в центральной части ярусом машикулей и над ним – рядом бойниц, декорированная поясками-валиками и архивольтами; с внутренней стороны на первом ярусе аркада из ложных арок, на втором ярусе переход вдоль стены; форма, местоположение проемов машикулей и бойниц (в том числе заложенных), двускатное железное покрытие стены, материал кровли – фальцованный металл;  - прямоугольные глухие башни монастырской ограды (угловые «Башня юго-западная», XVII в. (литера С), «Башня северо-западная», XVII в. (литера Е), «Башня северо-восточная», XVII в. (литера И), промежуточная «Башня западная», XVII в. (литера Г)), включая их следующие особенности: объемно-пространственная структура прямоугольных в плане башен, с расширяющимся кверху ярусом машикулей и над ними – ярусом бойниц (на юго-западной башне отсутствует расширение), разделенных поярусными валиковыми поясами; местоположение, конфигурация исторических проемов машикулей, бойниц, входных проемов, ступенчатый карниз; форма, габариты сложной фигурной четырехскатной крыши, завершенной шпилем, характер кровельного покрытия – фальцованный металл; капитальные стены из красного большемерного керамического кирпича размером 30 (29,5) × 7,5 (8) × 13,5 (14) см;  - «Башня святых ворот (северная)», XVII в. (литеры А – Т), «Башня святых ворот (южная)», XVII в. (литеры А – У), включая их следующие особенности: объемно-пространственная структура круглых в плане башен, с расширяющимся кверху ярусом машикулей и над ними – ярусом бойниц, декоративные  горизонтальные тяги из поребрика, обрамленного валиками, изразцовый фриз, пояс-валик, обрамляющий проемы машикулей, венчающий ступенчатый карниз; местоположение, конфигурация первоначальных проемов машикулей, бойниц, входных проемов, форма, габариты сложной фигурной восьмигранной крыши, завершенной шпилем, характер кровельного покрытия – фальцованный металл; капитальные стены из красного большемерного керамического кирпича размером 30 (29,5) × 7,5 (8) × 13,5 (14) см;  - воротные башни («Башня восточная воротная», XVII в. (литера Н), «Башня западная воротная», XVII в. (литера У), «Башня северная воротная», XVII в. (литера Ж)), включая их следующие особенности: объемно-пространственная структура северной воротной башни прямоугольной в плане со сквозным арочным проездом, с расширяющимся кверху ярусом машикулей (на восточной башне заложенных) и  над ними – ярусом бойниц (в том числе заложенных), восточной и западных воротных двухярусных башен, с первым ярусом прямоугольным в плане со сквозным арочным проездом, с расширяющимся кверху ярусом машикулей (на восточной башне заложенных) и над ним – ярусом бойниц (в том числе заложенных), вторым ярусом, восьмигранным в плане, завершенным шпилями; композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов, в том числе: ступенчатый карниз, угловые лопатки, пояски-валики, разделяющие ярусы башен, обрамление арочных проемов  наружных фасадов (на западной и восточной башне – валик-«бровка», на северной башне – архивольт с профилированным карнизом и боковые стойки, декорированные фигурными досками с заполнением «под шубу»); местоположение, конфигурация первоначальных проемов, ниш-киотов; форма, габариты сложной фигурной четырехскатной крыши на северной воротной башне, четырёхскатной крыши первого яруса западной и восточной воротных башен; габариты, конфигурация восьмигранного бельведера на западной воротной башне, стрельчатые арочные проемы бельведера, восьмигранный купол, завершенный восьмигранным барабаном, зонтом и шпилем; на восточной башне – габариты, конфигурация восьмигранного глухого объема (бельведера) с восьмигранной крышей и шпилем; характер кровельного покрытия – фальцованный металл; капитальные стены из красного большемерного керамического кирпича размером 30 (29,5) × 7,5 (8) × 13,5 (14) см;  - «Башня южная воротная», XIX в. (литера Г13), вход в сад: двухъярусная объемно-пространственная композиция прямоугольной в плане башни со сквозным арочным проездом в нижнем ярусе, прямоугольный в плане второй ярус-бельведер на 4 столбах, перекрытый сводом, увенчанный шпилем; композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов, включая оформление сквозного проезда боковыми витыми колонками на постаментах с капителями-импостами и витым архивольтом, рустованные откосы арочного проема, ниши, фланкирующие арочный проем, фигурные и над ними – круглые; венчающий карниз нижнего яруса; форма, габариты, оформление столбов верхнего яруса, в проемах двойные арочные перемычки с гирьками, декорированные поребриком и двумя рядами валиков на северном и южном фасадах,  угловые фигурные ниши на столбах на уровне  арочных перемычек; форма, габариты крыши и шпиля; характер кровельного покрытия – фальцованный металл; капитальные стены из красного большемерного керамического кирпича; оформление крыши всех фасадов фигурными аттиками килевидной формы;  - «Собор Введенский», 1681 – 1683 гг. (литера А), включая его следующие особенности:  объемно-пространственная структура крестовокупольного четырехстолпного на подклете храма с обходной галереей, включающего повышенный объем четверика, прямоугольного в плане, вытянутого по оси восток-запад с тремя пониженными апсидами с восточной стороны, из которых центральная шире боковых, перекрытого четырёхскатной вальмовой крышей с пятью световыми барабанами, увенчанными луковичными главами, примыкающей с юга пониженной прямоугольной в плане галереей, которая с востока соединена с прямоугольным в плане с апсидой приделом Федора, Давида и Константина, немного возвышенным над галереей, увенчанного небольшой луковичной главкой; примыкающей с севера прямоугольной в плане галереей, замыкаемой на востоке всходом; примыкающей  западной прямоугольной в плане галереей и прямоугольным в плане  крыльцом; с примыкающим к западной галерее переходом к колокольне;  капитальные стены из красного керамического кирпича, размером 30 (32) × 7,5 (8) × 13,5 (15) см, подпружные арки четверика, сводчатые перекрытия четверика с парусами при переходе к барабанам, крестовые своды галереи, сводчатые перекрытия крыльца; форма, габариты крыши: четверика – четырёхскатная вальмовая, апсид и галереи – односкатная, придела – трехскатная, крыльца, переходов – двускатная; материал кровельного покрытия – фальцованный металл;    архитектурно-художественное оформление фасадов четверика: пилястры, расчленяющие фасады на три прясла, с изразцовым фризом, рядами валика, поребрика и профилированной капителью – импостом для профилированных архивольтов, обрамляющих закомары; местоположение, форма, габариты оконных проемов четверика, алтарной части, барабанов, наружных оконных откосов, характер рисунка оконных переплетов исторических заполнений оконных проемов; оформление световых барабанов: ряд кокошников в основании, выше – аркатурно-колончатый пояс, изразцовый фриз, профилированный венчающий карниз, декорированный элементами мелкой пластики, выполненными выпуском кирпича; оформление придела и апсид: раскрепованные пояски – подоконный (в уровне цоколя) и междуэтажный,  раскрепованный венчающий карниз, декорированные элементами мелкой пластики, выполненными выпуском кирпича; обрамления – валики окон первого этажа рамочные с килевидным завершением, профилированные рамочные прямоугольные наличники оконных проёмов второго этажа, увенчанные профилированными кокошниками; полуколонки с капителями, разделяющие апсиды;   архитектурно-художественное оформление галереи: местоположение, форма, габариты оконных и дверных проемов, рельефно выделенный цоколь, подоконный, междуэтажный пояски, выполненные  валиком  и поребриком, ряды ширинок с изразцами; лопатки  угловые и промежуточные (в том числе декорированные ширинками с изразцами), надоконный пояс из рядов валика и поребрика, изогнутый в виде архивольтов по осям оконных проемов; оформление венчающих карнизов;  архитектурно-художественное оформление крыльца: ряды  ширинок с изразцами, пояски валиков и поребрика, двойные арочные  перемычки проемов крыльца, декорированные висячими гирьками;    пространственно- планировочная структура интерьеров в капитальных стенах, внутренние оконные откосы; монументальная живопись в интерьере четверика;  - «Церковь Крестовоздвиженская»,  кон. XVII в. (литера Б), включая её следующие особенности:  объемно-пространственная структура протяженного, вытянутого по оси восток-запад, прямоугольного в плане объема церкви на подклете, с повышенным относительно всего объема четвериком с тремя апсидами, перекрытого четырёхскатной кровлей с куполом, увенчанным барабаном с главкой, примыкающими с запада прямоугольными в плане объемами бывшей трапезной и западного двухэтажного корпуса с двускатной кровлей, с пристроенной к северному фасаду двухэтажной галереей с односкатным покрытием, на западе соединенной с прямоугольным в плане крыльцом,  на востоке замыкаемой приделом с собственной апсидой, перекрытым куполом с главкой;  капитальные стены из красного керамического кирпича размером 29,5 × 7,5 × 14 (13,5) см, сводчатые перекрытия помещений с распалубками, крестовый свод четверика, форма, местоположение распалубок, распорные столбы, тромпы, конхи апсид, форма, габариты крыши, материал кровельного покрытия – фальцованный металл;  композиция и архитектурно-художественное оформление церкви, в том числе: рельефно выделенный цоколь, поясок-валик в уровне цоколя, междуэтажный пояс-валик, оформление венчающих профилированных карнизов,  местоположение, форма, габариты  исторических арочных (в том числе стрельчатых), прямоугольных, шестиугольных оконных проемов, исторических входных проемов; наружный декор (наличники) оконных проемов; профилированный венчающий карниз; плоские лопатки на южном и северном фасадах четверика, северном фасаде придела; полуколонки, разделяющие апсиды;   композиция и архитектурно-художественное оформление западного двухэтажного корпуса: междуэтажный пояс и карниз из ряда валиков и поребрика, плоские лопатки; местоположение, габариты, конфигурация  арочных оконных проемов с наличниками в виде полуколонок с перехватами, завершенными кокошниками, на первом этаже – с наружными откосами;  на фронтоне два узких арочных окна в обрамлении из полуваликов с треугольными фронтончиками;  архитектурное оформление галереи, придела и крыльца: местоположение, форма, габариты оконных и дверных проемов, рельефно выделенный цоколь, подоконный и междуэтажный пояски, выполненные  валиком и поребриком, ряды ширинок с изразцами; лопатки угловые и промежуточные (в том числе декорированные ширинками с изразцами), надоконный пояс из рядов валика и поребрика, раскрепованный архивольтами по осям оконных проемов; оформление венчающих карнизов;  пространственно-планировочная структура интерьеров в капитальных стенах;   - «Церковь Спаса Нерукотворного с больничными палатами», нач. XVIII в. (литера З), включая ее следующие особенности:  объемно-пространственная структура прямоугольного  в плане здания, вытянутого по оси восток-запад с трехгранной восточной стороной,  включающая прямоугольный объем четверика церкви, перекрытый восьмилотковым куполом на восьмигранном подкупольном барабане (восьмерик на четверике), с пониженной алтарной апсидой с восточной стороны и прямоугольной пониженной трапезной с западной стороны, примыкающим к трапезной  с запада в линиях ее боковых фасадов длинным корпусом больничных келий;   капитальные стены из красного керамического кирпича размером 29 × 8,5 (7,5) × 14 (13,5) см,  ленточный фундамент из крупного булыжного камня; сводчатые перекрытия, конические тромпы в основании восьмерика, конфигурация, габариты  восьмилоткового купола с распалубками люкарн, восьмигранного светового барабана, завершенного куполом, увенчанного глухим барабаном и луковичной главой; форма, габариты восьми глухих барабанов с главами, установленными над люкарнами; форма, габариты крыши  больничных келий и трапезной (двускатная), апсиды (вальмовая многоскатная), покрытие восьмилоткового купола храма и купола светового барабана – по форме купола, материал  кровельного покрытия – фальцованный металл; парапетные тумбы над торцевыми фасадами с фигурными нишами; габариты, конфигурация, местоположение кирпичного крыльца на южном фасаде, форма, габариты шатровой крыши крыльца, материал кровельного покрытия – фальцованный металл; характер рисунка оконных переплетов исторических заполнений оконных проемов;   композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов: местоположение, габариты, конфигурация исторических оконных и входных проемов, оформление рельефно выделенного цоколя, пояски-валики над цоколем, по южному фасаду – с поребриком между валиками, венчающий профилированный карниз, угловые лопатки (в том числе огибающие на гранях апсиды); оформление южного фасада трехчетвертными колонками, одиночными в простенках и парными в местах примыкания первоначальных поперечных стен, на пьедесталах, с композитными капителями, раскрепованный профилированный карниз, оформление наличников оконных проёмов (боковые полуколонны с энтазисом на консолях-волютах, с базами, перехватом в нижней трети и профилированной капителью, с двойными сандриками на кронштейнах-волютах, расположенными один над другим, и белокаменной раковиной, обрамленной сходящимися валютами, фигурное навершие), исторических входных проемов (боковые каннелированные колонны с энтазисом на постаментах, с базами, перехватом в нижней трети и профилированной капителью, фигурными навершиями, с двойными сандриками и полуциркульным фронтоном, с размещенной в тимпане белокаменной раковиной); оформление подкупольного барабана: парные угловые полуколонны, венчающий карниз; оформление наличников люкарн;  габариты, архитектурно-художественное оформление южного крыльца: ширинки на столбах, сдвоенные арочные профилированные перемычки проемов, декорированные рядом поребрика, с гирьками;   пространственно-планировочная структура интерьеров в капитальных стенах, сводчатые перекрытия, форма, местоположения распалубок, внутренние рассветные откосы оконных проемов;    - «Колокольня», 1683 – 1685 гг., 1826 г. (литеры А – Р), включая следующие особенности:  объемно-пространственная структура прямоугольного в плане (12,00 × 12,80 м) пятиярусного здания, с нижними тремя ярусами, составляющими  монолитный объем, четвертым ярусом – меньшим по размерам четвериком со срезанными углами, с четырьмя большими арочными проемами, пятым ярусом, круглым в плане, с восемью арочными проемами, завершенного высоким стройным барабаном с небольшой главкой и крестом; примыкающим с востока двухэтажным, прямоугольным в плане, вытянутым по оси север-юг объемом, переходящим в галерею-переход, соединяющую колокольню с собором, высотные отметки по венчающим карнизам ярусов колокольни;   капитальные стены из красного керамического кирпича размером 28 (31) × 8 × 14 см; форма, габариты крыши пятого яруса и барабана, формы крыши восточной пристройки (односкатная), материал кровельного покрытия – фальцованный металл;    композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов на нижних трех ярусах, составляющих единый объем: местоположение, габариты, конфигурация первоначальных оконных арочных и дверных проёмов, рельефно выделенный цоколь, декоративные горизонтальные подоконный и междуэтажные пояски, профилированные междуэтажные карнизы, выполненные с элементами мелкой пластики выпуском (заглублением) кирпича, ряд ширинок с изразцами на фризе междуэтажного карниза между вторым и третьим ярусом, лопатки угловые и промежуточные, расчленяющие плоскость стены на три прясла на восточном и западном фасадах, на два прясла на северном и южном фасадах;  обрамления арочных оконных проемов валиком; на третьем ярусе – килевидные архивольты, декорированные поясом из поребрика и двух рядов валиков, продолжающихся на лопатках, расположенных между заложенными проемами звонницы, промежуточные профилированные карнизы на лопатках, оформление венчающего  карниза;  композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов четвертого яруса: обработка поля стены ленточным рустом (за исключением скошенных угловых частей), веерно расходящимся над арочными перемычками проемов; треугольные фронтоны с профилированными карнизами по сторонам яруса;   композиция и архитектурно-художественное оформление пятого яруса-ротонды: замкнутая в кольцо аркада, со столбами, декорированными с наружной стороны полуколоннами, и арочными проемами, увенчанными  замковыми камнями, венчающий карниз;  композиция и архитектурно-художественное оформление восточного двухэтажного объема (переход в Введенский собор): архитектурно-художественное оформление галереи: местоположение, форма габариты оконных и дверных проемов, рельефно выделенный цоколь, подоконный, междуэтажный пояски, выполненные валиком и поребриком, ряды ширинок с изразцами; лопатки угловые и промежуточные (в том числе декорированные ширинками с изразцами), надоконный пояс из рядов валика и поребрика, изогнутый в виде архивольтов по осям оконных проемов; оформление венчающих карнизов;  - «Святые ворота с церковью Николая Чудотворца», 1672 г., кон. XVII в., XVIII в. (литеры А – С), включая его следующие особенности:  объемно-пространственная структура двухэтажного каменного здания со сквозным проездом, фланкированного с запада двумя воротными круглыми в плане башнями, включающего на первом этаже – перекрытый сводами проезд Святых ворот, на втором этаже прямоугольный в плане повышенный объем четверика, увенчанный барабаном с главой, к которому с востока примыкает прямоугольный с плане алтарь, вытянутый по оси север-юг с полуциркульной крышей, увенчанный  барабаном и главкой, с запада – прямоугольная в плане трапезная, вытянутая по оси восток-запад, покрытая двускатной крышей; высотные отметки по карнизам и конькам крыши;  капитальные стены из красного керамического кирпича размером 31 × 8 × 15 см; сводчатые перекрытия Святых ворот, разделенные подпружными арками, сводчатые перекрытия внутренних помещений церкви; форма, габариты вальмовой четырехскатной крыши четверика, двускатной крыши трапезной, полуциркульной двускатной крыши алтарной части; материал кровельного покрытия – фальцованный металл; местоположение, конфигурация первоначальных арочных оконных проёмов на южном и северном фасадах, исторических дверных проемов с клинчатыми перемычками;  архитектурно-художественное оформление западного фасада: тройная профилированная арка с гирьками Святых ворот, вертикальные ряды ширинок с изразцами, фланкирующие арочный проезд, над проездом пояс изразцов, обрамленный рядами валиков; местоположение, конфигурация  трех арочных оконных проемов, расположенных в прямоугольных нишах; профилированные карнизы фронтона; оформление фронтона западного фасада – лепные барочные детали (завитки), форма, местоположение круглой ниши-киота;  архитектурно-художественное оформление восточного фасада: профилированный междуэтажный карниз, местоположение, конфигурация арочных оконных проемов, обрамления оконных проемов в виде боковых каннелированных пилястр и архивольтов, декорированных рядом квадров призматического руста, килевидный фронтон, завершающий фасад, с профилированными карнизами, декорированными рядом дентикул;   архитектурно-художественное оформление повышенного четверика церкви: местоположение, габариты, конфигурация оконных проемов, угловые пилястры с капителями на уровне фриза, широкий фриз, декорированный аркатурным поясом и расположенными в арочных нишах белокаменными раковинами, профилированный раскрепованный карниз; профилированное обрамление оконных проемов и ниш, в том числе шестиугольных окон на восточном фасаде, фланкирующих вертикальную фигурную нишу-киот;   пространственно-планировочная структура интерьера в капитальных стенах;  - «Кельи Спасские», кон. XVII в. (литера Л), включая их следующие особенности:  объёмно-пространственная композиция прямоугольного в плане  двухэтажного корпуса, вытянутого по оси север-юг; четырёхскатная форма, габариты, угол наклона скатов и высотные отметки по коньку прямой вальмовой крыши здания;  местоположение, габариты, конфигурация и оформление первоначальных оконных и дверных проёмов на фасадах здания: прямоугольная форма, осевое расположение оконных проёмов на фасадах (в том числе заложенных), входа в подвал; прямоугольная форма, осевое расположение дверных проёмов на западном дворовом и северном боковом фасадах;   капитальные стены из большемерного керамического кирпича размером 25 × 6,5 × 12 см, 31 × 8 × 14 см; ленточный фундамент из крупного булыжного камня; форма, габариты прямой вальмовой крыши, материал кровельного покрытия – фальцованный металл; материал, конструкция и характер связей капитальных стен, перекрытий;  композиция и архитектурно-художественное оформление лицевого и боковых фасадов здания, включая местоположение, габариты, конфигурацию исторических оконных и дверных проемов, междуэтажный пояс-поребрик, обрамленный валиками, профилированный карниз, на части западного фасада дополненный поребриком, плоские широкие лопатки угловые и промежуточные, рамочные профилированные обрамления оконных проемов с треугольными фронтончиками на центральной части  западного фасада здания;  пространственно-планировочная структура интерьера: историческая планировка в продольных и поперечных капитальных стенах;  - «Корпус Крестовоздвиженский», 1886 г. (литера О), включая его следующие особенности:  объёмно-пространственная композиция прямоугольного в плане одноэтажного здания, вытянутого по оси север-юг, с ризалитом в центре восточного фасада и прямоугольным в плане крыльцом с запада; высотные отметки по карнизам здания;  капитальные стены, сложенные из большемерного красного керамического  кирпича размером  25 × 6,5 × 12 см; форма, габариты прямой  вальмовой крыши здания,  шатровой со шпилем крыши  крыльца; материал кровли – металл; характер рисунка оконных переплетов исторических заполнений оконных проёмов; вход в подвал;  композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов здания, в том числе: местоположение, габариты, конфигурация и оформление первоначальных арочных оконных проёмов; габариты, форма арочного дверного проёма на западном фасаде; рельефно выделенный цоколь,  отделенный валиком, лопатки угловые и промежуточные, разделяющие плоскость стены на прясла шириной в две оси; наличники оконных проемов, включающие профилированные подоконники, боковые полуколонки с перехватами и кубоватыми капителями-импостами, поддерживающими тонкие профилированные архивольты с замковыми камнями, и фигурные профилированные четырехгранные карнизы-сандрики; широкий фриз, декорированный поребриком, ступенчатый карниз с уступчатыми дентикулами по периметру здания;   архитектурно-художественное оформление крыльца: столбы, круглые в плане, в виде двух дынек с перехватом, поставленные на прямоугольные основания-постаменты попарно, с прямоугольными капителями, в которые вписаны ромбовидные ниши, со сдвоенными профилированными арочными перемычками проемов, декорированными висячими гирьками, украшенными кирпичным пояском-«поребриком», и завершенным треугольными  фронтонами с профилированными наклонными карнизами с южной, западной и северной сторон;  пространственно-планировочная структура интерьера: историческая планировка в продольных и поперечных капитальных стенах;  - «Корпус Никольский», 1670 – 1680 гг. (литера В), включая его следующие особенности:  объёмно-пространственная композиция корпуса, образованного двумя прямоугольными в плане двухэтажными зданиями, расположенными на флангах Святых ворот и Никольской церкви, примыкающими к ним с юга и севера;   местоположение, габариты, конфигурация и оформление первоначальных прямоугольных и арочных оконных проемов, дверных проёмов на фасадах здания;   капитальные стены из большемерного красного керамического кирпича размером 31 × 8 × 15 см; перекрытия первого этажа сводчатые с распалубками; крыша южного и северного корпусов – вальмовая многоскатная, на северном фасаде со слуховыми окнами, материал кровельного покрытия – фальцованный  металл;  композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов, в том числе угловые и промежуточные лопатки, рельефно выделенный цоколь, междуэтажный пояс в виде двух валиков и поребрика, профилированный карниз, на восточном фасаде декорированный поребриком; рамочные обрамления оконных проемов второго этажа с «ушками» и замковым камнем, на первом этаже в южной части здания дополненное парными округлыми нишами или профилированным кокошником; обрамления оконных проемов первого этажа в центральной части южного корпуса рамками-валиками с килевидным завершением, ниша-киот на пятой северной оси восточного фасада; аттики-фронтоны с волнистыми наклонными профилированными карнизами, расположенные на западных фасадах частей корпуса, непосредственно примыкающих к Святым воротам, ризалиты в тимпанах фронтонов, фланкированные каннелированными пилястрами, завершенные фризом и профилированным карнизом,  форма, габариты, конфигурация трех арочных оконных проемов ризалита; оформление оконных проемов (боковые каннелированные пилястры на базах с профилированными капителями, тонкое профилированное обрамление перемычки, профилированный поясок с сухариками, изогнутый в виде архивольтов над оконными проемами, прямоугольные доски в простенках между окон с рельефным заполнением «под шубу»);   пространственно-планировочная структура интерьера: историческая планировка в продольных и поперечных капитальных стенах;  - «Корпус у восточных ворот», кон. XVII в., XVIII в. (литера М), включая его следующие особенности:  объёмно-пространственная структура прямоугольного в плане  двухэтажного корпуса, вытянутого по оси север-юг; высотные отметки по карнизу;  капитальные стены из большемерного кирпича размером 30 × 8 × 14,5 см; форма, габариты двускатной крыши, материал кровельного покрытия – металл; характер рисунка оконных переплетов заполнений оконных проёмов;   композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов здания, включая местоположение, габариты, конфигурацию первоначальных прямоугольных оконных проёмов; раскрепованный профилированный карниз, широкие плоские угловые лопатки, вертикальные щелевидные проемы в тимпане треугольного северного фронтона, рамочное обрамление оконных проемов с «ушками» и замковым камнем;  пространственно-планировочная структура интерьера: историческая планировка в продольных и поперечных капитальных стенах;  - «Просфорная (настоятельский корпус)», 1887 г. (литера Т), включая его следующие особенности:  объёмно-пространственная композиция двухэтажного прямоугольного в плане здания, чуть вытянутого по оси север – юг, перекрытого четырёхскатной  прямой вальмовой крышей; высотные отметки по карнизу;   местоположение, габариты, конфигурация и оформление первоначальных оконных и дверных проёмов: арочная форма, осевое расположение арочных оконных проемов второго этажа и лучковых оконных проемов первого этажа; прямоугольная форма, местоположение исторических дверных проёмов на фасадах;   капитальные стены из красного большемерного керамического кирпича размером 25 × 7 × 12(13) см; материал, конструкция и характер связей капитальных стен, исторических перекрытий: ребристые сводики по металлическим балкам в центральных помещениях первого и второго этажей; форма, габариты вальмовой крыши, материал кровельного покрытия – фальцованный металл;  композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов здания, включая рельефно выделенный цоколь, ритм оконных проемов, трехстороннее обрамление оконных проемов, профилированные подоконники, уступчатый междуэтажный карниз, угловые широкие лопатки; широкий фриз, декорированный рядом поребрика, венчающий кирпичный карниз, декорированный рядом дентикул;  пространственно-планировочная структура интерьера: историческая планировка в продольных и поперечных капитальных стенах;  - «Хозяйственная постройка у западной воротной башни», XIX в. (литера Ф), включая её следующие особенности: объёмно-пространственная композиция прямоугольного в плане одноэтажного корпуса, вытянутого по оси север-юг; двускатная форма, габариты, угол наклона скатов крыши, высотные отметки по карнизам и коньку крыши;  - «Часовня», 1893 г. (литера К), включая её следующие особенности:  объёмно-пространственная композиция каменного одноэтажного прямоугольного в плане здания с восьмигранным шатровым завершением;   материал капитальных стен – кирпич размером 24 × 6,5 × 11,5 см; форма, габариты крыши; материал кровельного покрытия – фальцованный  металл;  композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов, в том числе местоположение, габариты, конфигурация первоначальных арочных оконных и дверных проёмов; вертикальные ряды ширинок с полихромными изразцами; разорванный профилированный карниз  на уровне перемычек проемов, выше по периметру – кирпичная тяга с рядом дентикул, изогнутая в виде архивольтов над перемычками проемов, наличники окон в виде боковых наборных полуколонок, перспективного профилированного архивольта; угловые огибающие подкарнизные ниши из валиков, со вписанными в них полубалясинами.

Полный адрес: Ярославская область, Ярославский район, г. Ярославль, Толга пос., 1
Время создания: XVII-XVIII вв.
Вид объекта: Ансамбль
Категория историко-культурного значения: Федерального значения
Общая видовая принадлежность: Памятник градостроительства и архитектуры
Первоисточник: Сведения из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации
Ссылка на первоисточник: https://opendata.mkrf.ru/opendata/7705851331-egrkn
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Регион

Возврат к списку
Обратите внимание

    Акции и купоны

    Постельное бельё

    Магазины

Регионы России
Реклама на сайте