Здание, где проходили митинги рабочих Ярославской Большой мануфактуры
Поделитесь информацией с друзьями, пожалуйста!
Предметом охраны объекта культурного наследия регионального значения «Здание, где проходили митинги рабочих Ярославской Большой мануфактуры», 1905 г. (г. Ярославль, ул. Стачек, д. 53), являются: - композиционные особенности здания, участвующего в формировании линии разреженной застройки улиц Стачек, Будкина, Комсомольской площади; - историческая объёмно-пространственная композиция здания, состоящего из трёхэтажного с подвалом прямоугольного в плане основного северо-восточного объёма с примыкающим с юго-запада историческим объёмом двухсветного прямоугольного в плане зрительного зала (в настоящее время зал окружён двухэтажной галереей, с юго-запада примыкает двухэтажная пристройка); габариты, форма, конфигурация прямой четырехскатной вальмовой крыши основного объёма; характер кровельного покрытия основного объёма – металл; - местоположение, габариты и конфигурация первоначальных входных и оконных проёмов, в том числе ложных и заложенных, на фасадах основного объёма: осевое расположение и форма арочных оконных и дверных проёмов первого этажа, в том числе более узких на второй и четвёртой осях боковых фасадов; осевое расположение и форма оконных проёмов с лучковыми перемычками второго этажа, в том числе более узких с арочными перемычками на второй и четвёртой осях боковых фасадов; осевое расположение и форма широких прямоугольных оконных проёмов на ризалитах на третьем этаже; осевое расположение и форма узких сдвоенных прямоугольных оконных проёмов на основной части главного и дворового фасадов, осевое расположение и форма узких сдвоенных прямоугольных оконных проёмов на основной части главного и дворового фасадов, осевое расположение и форма узких сдвоенных прямоугольных оконных проёмов на основной части главного и дворового фасадов, осевое расположение и форма узких одинарных прямоугольных оконных проёмов на второй и четвёртой осях боковых фасадов; характер исторической расстекловки заполнений оконных проёмов основного объёма; характер расстекловки световых фрамуг дверных проёмов; - капитальные стены из красного глиняного кирпича размером 24,5 (25) × 12 × 7 (7,5) см, сложенные способом цепной кладки; - композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов основного объёма, в том числе высокий рельефно выделенный цоколь по периметру с «рассветными» подоконными полками под оконными проёмами; горизонтальный руст простенков первого этажа главного (северо-восточного) фасада и ризалитов дворового (юго-западного) фасада; профилированная тяга по линии верхней доски руста на боковых фасадах; рельефно выделенные архивольты с профилированными кромками в оформлении арочных перемычек оконных проёмов первого этажа; профилированный карниз между первым и вторым этажами, на главном фасаде раскрепованный лопатками, выделяющими оконные ниши второго и третьего этажей, со спускающимися на первый этаж п-образными «фартуками» на прямоугольных «камешках»; плоские оконные ниши высотой в два верхних этажа, завершённые над третьим этажом рядом городков с уступчатым нижним камнем, на основных частях (не ризалитах) главного (северо-восточного) фасада; оформление оконных проёмов второго этажа широкими гладкими лучковыми архивольтами со спускающимися короткими боковинами-«ушками» и замковыми камнями (на основной части главного фасада и центральных осях боковых фасадов) с узкими укороченными контрналичниками-фасками; профилированная подоконная тяга второго этажа, выделяющая подоконный пояс и раскрепованная лопатками, по периметру объёма; прямоугольные «ширинки», заполненные цветными изразцовыми вставками в подоконном поясе на оконных осях ризалитов, на центральных осях боковых фасадов – с рельефными контурными ромбами, выполненными выпусками кирпича; оформление оконных проёмов на ризалитах на третьем этаже гладкими рельефно выделенными перемычками со спускающимися короткими боковинами-«ушками», профилированными замковыми камнями и укороченными контрналичниками-фасками; ряд поребрика в полочках под боковинами-«ушками»; прямоугольная горизонтальная филенка на центральной оси главного (северо-восточного) фасада под окном третьего этажа; под сдвоенными оконными проёмами третьего этажа профилированная полка (на дворовом фасаде – тяга) и профилированная междуэтажная тяга, на главном фасаде выделяющая ряд прямоугольных «ширинок» с полихромными изразцовыми вставками; уступчатый венчающий карниз с нижним рядом «городков» с уступчатым нижним камнем и верхним рядом зубцов по периметру объёма; завершение центрального ризалита главного фасада фигурным аттиком с прямыми боковыми и повышенной центральной частью с двухскатным окрытием, плоской с лучковой перемычкой и замковым камнем нишей с круглым проёмом в рельефно выделенном обрамлении с шестью «замками»; завершение боковых ризалитов прямыми глухими парапетами с рядом прямоугольных (квадратных) «ширинок» с полихромными изразцовыми вставками; - характер обработки фасадной поверхности основного объёма: неоштукатуренные поверхности наружных стен, окрашенные по кирпичу; оштукатуренный цоколь; изразцовые полихромные вставки на фасадах; цветовое решение фасада с выделенным белым цветом декором; - историческая планировка основного объёма в сохранившихся капитальных стенах: центральный продольный коридор, выделенный продольными капитальными стенами; объёмы лестничных клеток, выделенные поперечными стенами; - перекрытие помещений подвала ребристыми кирпичными по металлическим балкам сводами; перекрытие коридора первого этажа лотковым сводом; - местоположение лестниц в основном объёме, в том числе материал (подольский мрамор) нижних маршей лестниц в дворовой части объёма с фурнитурой (сохранившиеся кулачки и прутья для фиксации ковровой дорожки); - архитектурно-художественное оформление интерьера основного объёма: форма проёмов с арочными перемычками в коридоре первого этажа; - историческая планировка зрительного зала: расположение сцены в юго-западной части центрального объёма.