Предметом охраны объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального значения «Гимназия мужская, в которой учился Богданович М.А., поэт», 1908 – 1911 гг. (г. Ярославль, ул. Советская, д. 14) являются: - композиционные особенности здания, представляющего собой прямоугольное в плане замкнутое каре с внутренним двором, лицевая западная фасадная линия которого с входным портиком обращена к Красной площади, ломаная северная фасадная линия со срезанным северо-западным углом − к улице Советской, восточная фасадная линия с широким прямоугольным сквозным проемом в центре – к улице Суркова, южная линия – к улице Терешковой; местоположение и градостроительные характеристики здания, участвующего в формировании исторической застройки Красной площади, улиц Советской, Терешковой и Суркова, его роль в формировании композиционно-планировочной структуры квартала; - объёмно-пространственная композиция здания, состоящего из четырех крыльев: западного − трехэтажного на подвале, с центральным плоским ризалитом на семь оконных осей и входным портиком по центральной оси, северного – трехэтажного на подвале со срезанным северо-западным углом и отступом от фасадной линии западного крыла; южного – двух-трехэтажного, где западная и восточная части трехэтажные, центральная часть – двухэтажная; восточного – трехэтажного (западное, северное и южное крылья построены в 1908 – 1911 гг., восточное – в 1980-е гг. с сохранением первоначальной стилистики на лицевом фасаде); - скатная форма, габариты, угол наклона скатов кровель, материал кровельного покрытия – металл; - композиция и архитектурно-художественное оформление лицевых фасадов исторических (западного, северного и южного) крыльев здания, в том числе: осевое местоположение, габариты, конфигурация прямоугольных оконных, в том числе заложенных, и дверных проемов, арочных оконных проемов второго этажа западного ризалита, арочного дверного проема центрального входа; историческая шестичастная и двенадцатичастная расстекловка прямоугольных окон, восьмичастная расстекловка арочных окон с веерной расстекловкой фрамуги; кирпичный, рельефно выступающий цоколь с тонкой штукатурной профилировкой вдоль его верхней линии; профилированные горизонтальные ниши под окнами первых этажей и над окнами вторых этажей; профилированные штукатурные междуэтажные тяги; гладкий фриз и венчающий карниз; невысокий прямоугольный аттик, вытянутый вдоль центральной части ризалита западного фасада с боковыми выступающими тумбами; две кирпичные тумбы на крыше над углами ризалита; металлический ажурный парапет между аттиком и угловыми тумбами; штукатурный горизонтальный руст первых этажей; штукатурные рамочные профилированные наличники прямоугольных окон с трехчастным замком на первых этажах и одиночным замком на вторых этажах; гладкие пилястры на простенках между осями окон верхних этажей; декоративное убранство ризалита, в том числе: портик главного входа с двумя полуколоннами на прямоугольных базах, с двумя крупными декоративными хомутами в нижней части и упрощенными дорическими капителями, антаблементом с гладким фризом и выступающим карнизом; граненый руст лопаток на уровне первого этажа, фланкирующих центральную часть ризалита в три оконные оси; пилястры ризалита на уровне верхних этажей, фланкирующие ризалит, с имитацией горизонтального руста, и гладкие пилястры на уровне верхних этажей, фланкирующие центральную оконную ось, раскрепованные четверть-пилястрами на уровне второго этажа, на капители которых помещены лепные розетки; архивольты с импостами арочных окон с замковым камнем и архивольт с импостами арочного дверного проема главного входа; фигурные треугольные доски в антрвольтах окон второго этажа по сторонам замковых камней; лепные цветочные розетки в антрвольтах окон второго этажа двух крайних осей ризалита; сандрики в виде треугольных фронтонов над окнами второго этажа двух крайних осей ризалита; фриз антаблемента, украшенный крупными лепными цветочными розетками, на центральной части ризалита дополненный имитацией триглифов; выступающий карниз с прямоугольными консолями; плоский ризалит на крайней восточной оси южного фасада, на уровне второго этажа обрамленный пилястрами и увенчанный треугольным фронтоном; сандрики в виде прямой штукатурной полочки над окнами второго этажа южного фасада; штукатурная композиция срезанного северо-западного угла северного фасада в виде ложного окна в широкой плоской раме, расположенного на уровне второго этажа и увенчанного треугольным фронтоном на трех вертикальных опорах, над которым, на уровне третьего этажа, помещен картуш с указанием года постройки здания: «1900 г.»; колористическое решение оштукатуренных фасадов: розовато-кирпичная охра нижнего этажа и цоколя, желтая охра верхних этажей с побеленными элементами декора; - конструкции, в том числе: капитальные стены, сложенные из красного глиняного полнотелого кирпича на известковом растворе; коробовый свод подвала под центральной частью западного крыла здания; своды Монье в помещении подвала под дворовой пристройкой западного крыла; клинчатые распалубки над оконными и дверными проемами подвалов; местоположение, габариты, форма сводов и распалубок над оконными и дверными проемами внутренних помещений подвалов; местоположение, габариты, материал лестниц, деревянные фермы стропильной системы крыш в западном, северном и южном крыльях здания; - пространственно-планировочная структура интерьера, в том числе: историческая планировка в кирпичных капитальных наружных и внутренних поперечных и продольных капитальных стенах; коридорно-секционная система планировки во всех этажах, включая подвалы; - элементы убранства интерьера исторических крыльев здания (западного, северного и южного), в том числе: местоположение, габариты, лучковая и прямоугольная форма широких коридорных и дверных проемов подвалов и основных этажей; лучковая и арочная форма дверных проемов на внутренних капитальных стенах подвала; укрупненные пилястры, обрамляющие центральный вход и вестибюль в западном крыле, в том числе пучки угловых сдвоенных пилястр стены вестибюля при входе в подвал, поверхность которых обработана под плоский ленточный руст; укрупненные пилястры с гладкой поверхностью в коридорах первого этажа западного крыла; штукатурные потолочные тяги в коридорах основных этажей и в помещении второго этажа; гипсовое ступенчатое ограждение нижних маршей парадной лестницы западного крыла в виде «лежачих» волют с растительным мотивом орнамента; литое ограждение верхних маршей парадной лестницы западного крыла, включающее в себя рельефные колонки на поворотных участках и сложные фигурные элементы парапета с зеркально решенными нижней и верхней частями в виде крупных стилизованных кокошников из растительных побегов, соединенных прутом в виде узкого вытянутого по вертикали эллипса, поле которого заполнено меньшим по размеру эллипсом, к которому снизу и сверху примыкают трилистники; литое ограждение лестницы северного крыла, включающее в себя рельефные колонки, расположенные на поворотных участках ограждения, и фигурные стойки, в рисунке которых использованы стилизованные волюты, растительные мотивы в виде шишек, побегов и их переплетений; литое ограждение лестницы в восточной части южного крыла, включающее в себя рельефные колонки, расположенные на поворотных участках ограждения, и тонкие рельефные стойки на прямоугольных стаканчиках с расщепленной розеткой в центре и зеркально расположенными стилизованными побегами в форме волют снизу и сверху; художественная гипсовая лепнина в оформлении потолка и стен двусветного актового зала на втором этаже: крупные круглые профилированные потолочные розетки, в орнаментике которых использованы формы меандра, бусин и лепестков; потолочные тяги; развитые междуэтажные и венчающие карнизы стен; профилированные наличники нижних арочных и верхних прямоугольных оконных проемов на западной стене; композиционная разбивка торцевых стен зала на три части прямоугольными профилированными рамами – картушами: более широкими центральными в нижних ярусах, дополненными сандриками (на южной стене – прямоугольная ниша с короткой профилированной полочкой, на северной стене – «п»-образная накладка с длинной профилированной полочкой на консолях с лавровыми веточками); профилировка картушей верхних ярусов по внутреннему контуру в виде багетной рамы, декорированной бусинами, угловыми прямоугольными накладками с розетками; гипсовые композиции на боковых картушах южной стены, символизирующие образование и просвещение; гладкие пилястры нижнего яруса с профилированными капителями, включающими пояс ионик, пилястры верхнего яруса, декорированных вертикальными цветочными гирляндами; композиционное решение продольных стен зала, в том числе ритмический рисунок расположения оконных проемов и пилястр на западной стене (сближенные между собой две боковые и три центральные оси проемов, на простенках которых чередуются одиночные и сдвоенные пилястры), картушей, дверных проемов и пилястр на восточной стене; сложные сандрики над дверными проемами восточной стены, выполненные аналогично сандрику над центральным картушем нижнего яруса северной стены; фигурные накладки с розетками в антрвольтах арочных окон на западной стене.