Церковь Петра Митрополита

Предметом охраны объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Петра Митрополита», XVI в. (Ярославская область, г. Переславль-Залесский, Красная пл., д. 6), являются:    - местоположение, градостроительная роль и силуэтные характеристики объекта, являющегося доминантой, участвующей в формировании застройки улицы Садовой и ансамбля Красной площади г. Переславля-Залесского;    - линейная, ориентированная по оси юго-восток – северо-запад асимметричная объемно-пространственная композиция, состоящая из основного объема центрического двухъярусного шатрового храма XVI в., окруженного с севера, запада и юга двухъярусной галереей, и примыкающей с юга колокольни в стиле ампир, соединенной с галереей висячим объемом крытой лестницы на ползучей арке;    - объемно-пространственная структура шатрового бесстолпного храма центрического типа, состоящего из крещатого (с греческим крестом в плане) двухъярусного основания, несущего приземистый восьмерик, на который опирается открытый восьмигранный шатер, завершенный восьмигранным барабаном с маковичной главкой и крестом;    - расположение двухъярусной галереи, закрывающей с юга, запада и севера фасады храма на две трети их ширины и достигающей в верхнем уровне окон крещатого объема храма;    - пространственно-планировочная структура интерьера здания: расположение входа на первый ярус храма по оси западного фасада галереи, являющейся притвором;    - вход на второй ярус храма через примыкающее к южному фасаду колокольни открытое крыльцо, по одномаршевой крытой лестнице из первого яруса колокольни на второй ярус галереи-притвора церкви второго яруса;    - вход на второй и третий ярусы колокольни – из второго яруса галереи, по лестнице, расположенной в объеме висячего лестничного перехода от колокольни к основному объему;    - композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов храма и галереи: рельефный кирпичный цоколь аттического профиля, разделение ярусов кирпичным поясом аттического профиля (большой вал, скоция, малый вал); рядовые и угловые пилястры на всю высоту стен основного объема, разделяющие торцевые стены на три неравных прясла; завершение стен кирпичным фризом (полка, полувал, поребрик высотой в полкирпича, полка, вал), над которым возвышаются ложные закомары, венчающие прясла; профилировка архивольтов ложных закомар (полка-вал- полка), перспективные ниши-киоты в центральных закомарах; восьмерик с крепованными плоскими лопатками углами, с уступом на уровне пят арок оконных проемов, завершенный кирпичным двойным пояском со ступенчатыми консолями и кокошниками, по три на каждой грани стен; шатер с гладкими гранями, отделенный от барабана пояском с зубчатым керамическим карнизом; восьмигранный барабан со щелевидными арочными нишами по оси граней, с двойным пояском профиля полка-вал и карнизом профиля полка-вал-полка;    - фасады первого яруса галерей – аркады с заложенными в виде арочных ниш проемами, второго яруса – квадратные в сечении кирпичные столбы, несущие конструкции кровли;    - местоположение, габариты, конфигурация и оформление исторических оконных и дверных проемов храма и галереи, в том числе, заложенных: осевое расположение на фасадах арочных окон и ниш барабана, восьмерика и основного объема; прямоугольные полуциркульные ниши северной, западной и южной стен галереи с оконными проемами, центральная ниша западного фасада с лучковой аркой, ниши с лучковыми арками на боковых стенах галереи; прямоугольные арочные проемы входов в галерею и подклет по оси западного фасада; прямоугольные лучковые проемы в северной и южной стенах подклета; широкое арочное окно подклета по оси восточного фасада; заложенное прямоугольное окно по оси восточной стены в интерьере алтаря, щелевидное прямоугольное окно второго яруса в северном прясле восточного фасада; осевое расположение на фасадах второго яруса храма килевидных перспективных порталов с наличниками, импостами и цоколями, полуколонки которых украшены дыньками с валиками; лучковая арка и клинчатая перемычка между южными столбами второго яруса галереи над входами в объем висячего лестничного перехода;    - пространственно-планировочная структура интерьера церквей первого и второго ярусов в капитальных стенах: крестообразные центрально-симметричные в плане помещения подклета и первого яруса, в восточной части которых находится алтарь; церковь первого яруса соединена с галереей-притвором широкими открытыми проемами в южной и северной стенах и дверью в западной стене; церковь второго яруса сообщается с галереей-притвором через дверные проемы в северной, западной и южной стенах;    - материал, конструкция и характер связи капитальных стен храма и галереи: капитальные стены из большемерного красного керамического кирпича, кладка верстовая на известковом растворе под затирку; материал и геометрия кирпичных подпружных арок подклета галереи, коробовых и крестовых вспарушеных сводов первого яруса галереи, крестового вспарушеного и коробовых сводов подклета, коробовых сводов, повышенных подпружных арок и парусов, опорного кольца, восьмерика, шатра и барабана второго яруса храма;    - местоположение ниш в капитальных стенах: прямоугольная ниша в восточной стене северо-восточного пилона подклета; ниши алтарной части второго яруса храма: три печуры в северной стене, арочная ниша жертвенника с прямоугольным щелевидным окном; прямоугольная арочная ниша по оси восточной стены и печура справа от нее; ниша в южной стене; заложенные ниши в западных гранях юго-западного и северо-западного пилонов (второй ярус храма);    - кирпичный валик опорного кольца под восьмериком в интерьере второго яруса;    - голосники в храме второго яруса;    - фрагменты кирпичного и плинфяного пола в интерьере второго яруса храма; кирпичный пол из большемера на гульбище;    - наружные двери храма второго яруса: дубовые тесовые двупольные на шпонках, навес на жиковинах;    - внутренняя дверь входа в галерею первого яруса: двупольная филенчатая остекленная, с исторической фурнитурой (петли, доводчик южной створки);    - исторические столярные заполнения (двойные оконные рамы с фрамугами и ставнями) и решетки, сохранившиеся в заложенных оконных проемах южного фасада галереи;    - характер столярных заполнений дверных проемов: наружные филенчатые двупольные двери с двойной фрамугой (вход в колокольню), глухие заполнения южного и северного арочных проемов первого яруса колокольни; внутренние двери храма второго яруса – филенчатые с остеклением;    - характер столярных заполнений оконных проемов: деревянные рамы и переплеты с исторической расстекловкой;    - форма покрытия второго яруса храма: чердачная крыша, каждая сторона крестообразного чердака покрыта трехчастной кровлей, представляющей собой пересечение трех цилиндров; центральный цилиндр совпадает по форме и расположению с верхней ступенью сводов и как бы продолжает ее до пересечения с центральной закомарой, два боковых цилиндра почти такого же радиуса лежат параллельно центральному над малыми закомарами, обрамляющими вырезанный внешний угол крестообразного плана;    - форма крыши галереи – скатная с настенными желобами и организованным водоотводом;    - характер покрытия кровли, карниза, закомар и кокошников: из листового металла, фальцевые;    - форма главы – маковичная;    - крест четырехконечный гладкий сплошной, с трилистниками на концах ветвей, в основании креста кованые растительные побеги, в средокрестии между ветвями плоские сегментные вставки с лучами; с восточной стороны креста в средокрестии накладное объемное распятие; крест, шар и конус позолоченные;    - объемно-пространственная структура трехъярусной ступенчато уменьшающейся в плане колокольни, состоящей из двух квадратных в плане ярусов и полуяруса между ними, завершенной четырехгранной купольной крышей с квадратным барабанчиком, круглой главкой и высоким шпилем с яблоком и крестом;    - композиция и ордерное архитектурно-художественное оформление фасадов колокольни, в том числе, трехчетвертные колонны тосканского ордера на углах пилонов первого яруса, несущие арочный антаблемент; круглые ниши по сторонам полуциркульных открытых проемов второго яруса; трехчетвертные пилястры и прямоугольные арочные проемы в нишах между пилонами третьего яруса; полуциркульные арки первого и третьего ярусов с замковыми камнями; трехчастные, с кирпичными сухариками, венчающие карнизы первого и третьего ярусов;    - материал, конструкция и характер связи капитальных стен колокольни: керамический кирпич, кладка верстовая на известковом растворе в подрезку; ордерные элементы из точеного кирпича; вспарушеный крестовый свод первого яруса колокольни; стеновые и воздушные связи из полосового железа; опирание подколокольных балок в пяты арок третьего яруса и в углы стен в первой трети высоты арочных проемов;    - характер покрытия кровли и выступающих частей ярусов колокольни: из листового металла, фальцевая;    - форма, габариты, местоположение барабана, главы и шпиля: барабан четырехгранный, в виде кубического постамента на цоколе, обработан арочными прямоугольными нишами и парными круглыми колонками с кубическими базами и капителями, на которые опирается карнизная плита; глава сферическая, нижняя часть в виде лошчатой чаши-потира на тонкой ножке и полусферическом лошчатом основании, установленном на карнизную плиту барабана, верхняя полусфера отделена от нижней выпуклым пояском, переходит в высокий тонкий шпиль;    - вид материала завершения колокольни: облицовка листовым металлом;    - крест четырехконечный гладкий сплошной, с трилистниками на концах ветвей, в основании креста кованые растительные побеги, в средокрестии между ветвями плоские сегментные вставки с лучами; крест, яблоко и конус позолоченные;    - материал висячей арки под лестничным маршем, ведущим из колокольни на второй ярус галереи: кирпич, металлические связи;    - расположение и вид материала висячей крытой лестницы: деревянные марши, ведущие из колокольни на второй ярус галереи, из галереи на ярус звона колокольни; деревянные площадки в колокольне; деревянная обшивка стен объема лестничного перехода; кровля из листового фальцевого металла;    - историческое расположение крыльца у южного фасада колокольни;    - сохранившиеся фрагменты монументальной живописи и лепного убранства (схемы расположения сохранившихся фрагментов живописи объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Петра Митрополита», XVI в. (Ярославская область, г. Переславль-Залесский, Красная пл., д. 6), и их фотофиксация приведены в приложении к настоящему предмету охраны).

Полный адрес: Ярославская облаcть, г. Переславль-Залесский, Красная площадь, д.6
Время создания: XVI в.
Вид объекта: Памятник
Категория историко-культурного значения: Федерального значения
Общая видовая принадлежность: Памятник градостроительства и архитектуры
Первоисточник: Сведения из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации
Ссылка на первоисточник: https://opendata.mkrf.ru/opendata/7705851331-egrkn
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Регион

Возврат к списку
Обратите внимание

    Акции и купоны

    Постельное бельё

    Магазины

Регионы России
Реклама на сайте