Предметом охраны объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Афанасия и Кирилла», 1664 г. (г. Ярославль, пл. Челюскинцев, д. 17), являются: - градостроительные характеристики: местоположение здания в ансамбле Афанасьевского монастыря, участвующего в формировании исторической застройки западной стороны площади Челюскинцев, бывшей Плац-Парадной; композиционное значение здания, являющегося доминантой монастырского ансамбля и наряду со Спасо-Пробоинским храмом – доминантой ансамбля площади; значение церкви Афанасия и Кирилла как части объёмно-пространственной структуры монастыря и исторического центра г. Ярославля, являющего объектом Всемирного наследия; исторические наружные габариты XVII – XIX вв. и силуэт здания, определяемый венчающими элементами в виде главы четверика, главы Алексиевского придела, вертикального объёма колокольни с главкой; секторы видовых раскрытий на памятник: при подходах к монастырю со стороны Советской площади, бывшей Ильинской, от северо-западного угла Демидовского сквера до входа в сквер со стороны Революционной улицы, бывшей Воскресенской; от захоронений с южной стороны площадки памятника жертвам Белогвардейского мятежа 1918 г., расположенного в Демидовском сквере; в прозорах застройки северной стороны ул. Революционной; на территории монастыря – от восточных проездных ворот, от южных ворот у церкви Спаса Нерукотворного, от западных ворот в арке Келейного корпуса; визуальные взаимосвязи памятника с ансамблем монастыря, с церковью Спаса Нерукотворного (Спасо-Пробоинской); - архитектурные и конструктивные характеристики: объёмно-пространственная композиция двухъярусного, кирпичного, сложного в плане здания, состоящего из расположенных на подклете: основного четверика, с венчающей главой и пониженным объёмом алтаря; пониженного северного Алексиевского придела, увенчанного главкой, с алтарём в одном уровне; вертикального объёма колокольни с главкой, расположенного над западным крыльцом; древний валунный фундамент здания, кладка стен из большемерного керамического кирпича XVII в. и кирпича XIX в., историческая планировочная структура в капитальных стенах; система сводчатых перекрытий подклета, алтарной части основного храма, четверика, галереи, крыльца; воздушные и внутристенные металлические связи; плоское чердачное перекрытие северного придела; высотные отметки по карнизам, венчающим главам и их форма; кирпичный тёсаный декор барабана четверика, состоящий из карниза в виде полки и поддерживающего четвертного вала, мысообразных полукруглых нишек фризовой части, отделенной валиком от основной части барабана, аркатурно-колончатого пояса с расположением колонок по сдвоенным бровкам аркатуры, с перехватами в виде элементов валика, затёсанных по трем сторонам, с четырьмя нишами ложных окон с криволинейным верхом, расположенных по сторонам света; декор барабана главки северного придела в виде четвертного вала и полки венчающего карнизного профиля; верхнего и нижнего валика барабана; карнизного профиля четырёхгранного основания в виде каблука и полки; чешуйчатое кровельное покрытие центральной главы и окрытие вгладь глав придела и колокольни; конфигурация и высотные отметки четырёхскатной крыши четверика, односкатной со скруглением с южной стороны формы крыши его алтаря, односкатной с западной вальмовой крышей северного придела со скруглённой крышей алтаря, односкатной с южной вальмовой крышей галереи, вальмовой крышей крыльца, сложной восьмигранной куполообразной крышей колокольни со скруглёнными подвышениями над люкарнами на каждом фасаде; габариты, угол наклона скатов, высотные отметки крыш; для периферийных объёмов – места примыкания кровель к четверику, принципиальное инженерное решение стропильной системы конструкций крыш; тип кровли – фальцевая, материал – гладкое кровельное железо, окрашенное в зелёный цвет; капитальные стены из красного керамического кирпича размером 31 × 15 × 7,5 (см), сложенные способом верстовой кладки, и керамического кирпича 26 × 13 × 6,5 (см); габариты, место расположения и форма дымовой трубы из керамического кирпича, расположенной над крышей алтаря на пьедестале с горловиной в виде рядов полок, и подтёсанного на уголок кирпича; рельефно выделенный цоколь за счёт небольшого уширения нижней части стен в виде полки, большого каблука на ней из кирпича на ребро и двух валиков с поребриком между ними, обходящий здание по периметру, за исключением западной пристройки северного придела; межэтажный пояс XVII в. в виде двух четвертных валиков с подсечкой в виде поддерживающей полочки, полки, ряда кирпича на ребро, затёсанного на уголок, и валика, обходящий здание по периметру, за исключением западной пристройки северного придела; - композиция и архитектурно-художественное оформление колокольни, расположенной над верхним маршем крыльца, в том числе: двухъярусное построение колокольни с четырёхгранным нижним ярусом и четырёхгранным со скошенными раскрепованными углами верхним ярусом с полуциркульной аркой для колоколов на каждой стороне, криволинейным аттиком с круглой люкарной на каждом фасаде, куполообразной крышей со скошенными углами и сложным по пластике восьмигранным барабаном с главкой на гранёном основании; карнизный поясок в основании нижнего яруса колокольни в виде полки, поддерживающего четвертного вала и полки; двойные, заложенные в нижней части арочные проёмы нижнего яруса колокольни с карнизным поясом, проходящим в основании арочных завершений этих проёмов; карниз нижнего яруса колокольни в виде полки четвертного вала и полки, поддерживающей треугольный фронтон, выделенный аналогичным профилем; верхний ярус со скошенными угловыми раскреповками, спаренными колоннами коринфского ордера на них и арочными проёмами звона с карнизным профилем в основании арок проёмов в виде выкружки и полки; полка в один ряд кирпича, выделяющая антаблемент; венчающий раскрепованный по углам карниз верхнего яруса в виде двойной полки, поддерживаемый дентикулами на широкой полке с маленькой полочкой снизу; аттиковая надстройка со скошенными угловыми раскреповками, со сдвоенными пилястрочками на них и круглыми люкарнами по осям фасадов колокольни, включённых своей верхней частью в венчающую фризовую часть, состоящую из нижней маленькой полки, широкой полосы вынесенного из плоскости стены фриза и верхней карнизной полки; спаренные угловые пинакли из белого камня яйцеобразной формы на конических подставках, окрытые по форме в верхней части кровельным железом, венчающиеся золочёными подкрестными яблоками и равноконечными крестами; восьмигранное решение венчающего барабана главки колокольни с выделением небольшим уширением цокольной части, раскреповками по граням, уширением подоконной части; ложными арочными окнами, расположенными по сторонам света, импостами в виде выкружки в уровне пят окон, поддерживающих несколько уширенную плоскость антаблемента, завершающегося карнизом в виде четвертного валика с полкой, поддерживающего венчающую полку; - архитектурно-художественное оформление и композиция восточного фасада, состоящая из глухого, увенчанного луковичной главой четверика, алтарной части на подклете, состоящей из двух разновеликих апсид основного храма и апсиды северного придела, увенчанного главкой луковичной формы, стоящей на куполообразной крыше четырёхгранного основания, включая: плоскостное решение восточной стены четверика и восточной стены подклета алтарной части, скруглённые формы алтарных апсид верхнего яруса; нишу арочного киота по оси четверика в уровне карниза; арочное окно, оформленное мысообразным наличником, по оси большой апсиды и арочное окно в нише по оси малой апсиды алтарной части основного храма, три прямоугольных окна алтарной части придела, арочное окно в нише в нижнем ярусе по оси алтарной апсиды придела; расположение, размеры и формы алтарных окон; кирпичный тёсанный профиль венчающего карниза стены, состоящий из полки карнизного выноса, четвертного валика и нижней полки; раскреповки карниза по угловым пилястрам четверика; кирпичный тёсанный профиль венчающего карниза алтарной части четверика, состоящей из поддерживающего четвертного вала и полки; кирпичный тёсанный профиль венчающего карниза алтарной части придела, состоящий из профиля XIX в. в виде каблука, поддерживающего четвертной вал с полкой, и профиля карниза XVII в., расположенного над окнами, в виде полки, четвертного поддерживающего вала и верхней полки; кирпичный тёсанный профиль межэтажного пояса XVII в., аналогичный другим фасадам; подзоры из просечного металла на свесах кровли четверика и алтарных апсид; восьмиконечные золочёные кресты на центральной главе, главках придела и колокольни; кованые решетки в стилистике классицизма в окнах алтаря северного придела, кованая решетка в окне подклета алтаря придела в виде перекрещивания центрального вертикального прутка с тремя горизонтальными; - архитектурно-художественное оформление и композиция южного фасада, состоящая из четверика с главой, алтарной части, галереи, поставленных на подклет, крыльца «на отлёте» и колокольни, включая: плоскостное решение южной стены четверика, галереи, крыльца и нижнего яруса колокольни; арочные окна четверика, расположенные по двум световым осям в два яруса: нижний и верхний свет; арочное окно алтарной части; их месторасположение в арочных коробовых нишах с телепнем, размеры и коробовая форма; характер столярных деревянных заполнений оконных проёмов четверика и алтаря в стилистике XVII в.; четыре арочных коробовых проёма входов в подклет четверика, галереи, алтарной части; их месторасположение, размеры и формы; арка галереи, заложенная в XIX в. с устройством прямоугольного оконного проёма с клинчатой перемычкой; коробовая арка верхнего марша крыльца, заложенная в XIX в. с устройством оконного проёма с арочной перемычкой; арочный проём входа в подклет крыльца, расположенный в прямоугольной нише с уступчатой верхней перемычкой; ползучая арка оконного проёма лестницы крыльца; кирпичный тёсанный профиль венчающего карниза стены четверика, состоящий из полки карнизного выноса, четвертного валика и нижней полки; раскреповки карниза по угловым пилястрам четверика; кирпичный тёсанный профиль венчающего карниза алтарной части четверика, состоящей из поддерживающего четвертного вала и полки; кирпичный тёсаный профиль венчающего карниза галереи в виде полки, четвертного вала и верхней полки, переходящий в карниз основания нижнего яруса колокольни; кирпичный тёсаный профиль венчающего карниза крыльца в виде четвертного вала и верхней полки; кессонированные лопатки крыльца с терракотовыми изразцами, поставленными «на уголок»; валик, оформляющий ползучую арку крыльца и ломаный профиль из двух подоконных полок; валик, обрамляющий арку верхнего марша крыльца; двойной валик ползучей арочной формы, выделяющий на фасаде расположение верхнего марша крыльца; угловые лопатки галереи, четверика и лопатка алтарной части с раскреповками межэтажного и карнизных поясов; лопатка верхнего яруса четверика, расположенная в простенке между окнами, венчающаяся арочной нишей киота, обрамлённой прямоугольным рамочным наличником в виде валика; межэтажный пояс в виде двух четвертных валиков с подсечкой в виде поддерживающей полочки, полки, ряда кирпича на ребро, затёсанного на уголок и валика; валик коробовой формы, обрамляющий южную арку галереи; подзоры из просечного металла на свесах кровли четверика и алтарной части; - архитектурно-художественное оформление и композиция западного фасада, состоящая из четверика с главой, с двумя световыми осями окон второго света, стены западной двухэтажной пристройки XIX в. к северному приделу и крыльцу с тремя световыми осями и входом по центральной оси, парадного крыльца с коробовой аркой входа на двух кессонорованных пилонах, расположенной над ним двухъярусной колокольни с главкой, галереи на подклете с заложенной коробовой аркой и прямоугольным окном по оси, включая: архитектурно-художественное оформление колокольни и четверика с главой, в том числе: два арочных коробовой формы окна второго света в арочных нишах, угловые лопатки четверика с раскреповками карнизного профиля, подзор из просечного металла на свесе кровли четверика; характер столярных деревянных заполнений оконных проёмов четверика в стилистике XVII в.; прямоугольная форма, габариты и месторасположение оконных проёмов западной пристройки северного придела: трёх на втором этаже, один из которых в два света, и двух на первом, и дверного проёма входа; характер столярных деревянных заполнений оконных проёмов пристройки в стилистике XIX в.; кирпичный венчающий карниз пристройки в виде полки, четвертного вала, верхней полки; две лопатки в уровне окон первого этажа, одна из которых угловая, а вторая – между входным и южным оконным проёмами, расположенный в уровне верха лопаток карнизный поясок в виде кирпичной полки; кессонированный характер двух западных пилонов крыльца, с тремя квадратными кессонами (ширинками) на каждом, оформленных кирпичным тёсаным профилем в виде слегка заглублённого четвертного вала с маленькой полочкой, с поставленным в центре «на уголок» терракотовым изразцом; габариты, форма кессонов; габариты, способ расположения, тип изразцов; коробовая арка проёма входа крыльца, обрамлённая валиком с «плечиками» над кессонами; венчающий кирпичный карниз крыльца в виде четвертного вала и полки; цоколь галереи, кирпичный тёсаный профиль межэтажного пояса в виде двух четвертных валиков с подсечкой в виде полочки, полки, ряда кирпича, затёсанного на уголок и валика; коробовая заложенная арка галереи, опирающаяся на кладку щёк, угловая лопатка, валик, обрамляющий арку с горизонтальными «плечиками» на щеках и раскреповкой на угловой лопатке; прямоугольное по форме окно с клинчатой перемычкой в закладке арки по её оси, характер столярного деревянного заполнения оконного проёма галереи с разбивкой переплёта на мелкие квадраты; венчающий кирпичный карниз галереи в виде полки, четвертного вала и верхней полки; - архитектурно-художественное оформление и композиция северного фасада, состоящая из четверика с главой, колокольни, поставленного на подклет северного придела со скруглённой апсидой алтаря на прямоугольном объёме подклета в одних высотных отметках с приделом, с поздней западной пристройкой XIX в. и общим венчающим карнизом, с пятью равномерно расположенными прямоугольными окнами второго яруса, с тремя арочными входными проёмами и одним прямоугольным оконным в нижнем ярусе, с членением фасада по горизонтали межэтажным поясом до западной пристройки, обходящим три вертикальные лопатки, одна из которых прерывается окном верхнего яруса, с восточной угловой лопаткой подклета, идущей до обходящего её межэтажного пояса, с восточной лопаткой верхнего яруса, от которой начинается апсида придела, включая: формы цоколя XVII в., обходящего лопатки, межэтажного пояса XVII в., венчающего карниза XIX в., повторяющего карниз алтарной апсиды придела; место расположения, прямоугольную форму, габариты, классицистический характер столярных деревянных заполнений окон верхнего яруса с разбивкой на восемь квадратов и кованые стальные решётки XIX в. в стилистике классицизма; место расположения, коробовую арочную форму, габариты входных проёмов и прямоугольного оконного проёма нижнего яруса, характер их заполнений в стилистике XVII в.; - виды отделки фасадов, колористическое решение: известковая обмазка белого цвета, столярные деревянные заполнения проёмов под лак – в цвет древесины, металлические кованные двери – в зелёный цвет кровли, оконные решётки – в чёрный цвет; металлические кровли, маковицы, окрытия – в зелёный цвет; кресты с подкрестными яблоками и конусами – золочёные, подзоры из просечного металла на четверике и алтаре – под золото; - интерьеры трёх помещений подклета основного храма и одного галереи, расположенных по оси север – юг, перекрытых коробовыми кирпичными сводами с лотками и распалубками с арочными нишами в стенах с отделкой в виде известковой побелки по кирпичу; - интерьер помещения под крыльцом, перекрытого ползучей аркой лестницы крыльца; - интерьер помещения нижнего яруса западной пристройки северного придела в габаритах капитальных стен, с плоским межэтажным перекрытием и прямоугольным окном в северной стене; - интерьер помещения подклета северного придела, расположенного по оси восток-запад, перекрытого коробовым сводом с распалубками над двумя арочными проёма
и северной стены, включая три арочные ниши в восточной стене помещения; - интерьер помещения подклета алтарной части придела, расположенного по оси север-юг, перекрытого коробовым сводом, с арочным входом в северной стене, маленьким арочным оконцем в восточной стене, включая арочные ниши: две – в восточной стене, одну – в южной стене, две – в западной стене; - интерьер западного крыльца, перекрытого коробовым сводом и системой крестовых сводов с арками, с кирпичной лестницей на ползучей арке, с южным арочным окном «ползучей» конфигурации, аналогичным северным заложенным окном, арочным южным окном коробовой формы; отделка стен и сводов – штукатурка, окрашенная в белый цвет; - интерьер помещений галереи, перекрытой коробовым сводом, с площадкой перед входом в четверик, с тамбуром входа в северный придел с плоским перекрытием; отделка стен и сводов – штукатурка, окрашенная в белый цвет; - интерьер помещения четверика, перекрытого сомкнутым сводом с распалубками: по две на каждой стороне свода, с главным западным входом арочной формы и с входом из северного придела арочной формы, с двумя ярусами окон на южной стене: по два арочных окна коробовой формы в каждом, с двумя арочными окнами второго света коробовой формы на западной стене, с одноступенчатой солеей у восточной стены и тремя растёсанными проёмами в ней для входа в дьяконник, алтарь, жертвенник; - древняя монументальная живопись сложной техники на стенах и сводах, – частично раскрывшаяся, частично находящаяся под закрасками масляной и известковой красками; пол из керамической плинфы; - интерьер помещения алтарной части, перекрытой двухлотковым коробовым сводом с распалубками, с южным и северо-восточным арочными окнами, с фрагментом стены, выступающей из пола, отделявшей жертвенник от помещения алтаря с дьяконником; пол из керамической плинфы; монументальная живопись сложной техники на стенах и сводах, – частично раскрывшаяся, частично находящаяся под закрасками масляной и известковой красками; - интерьер помещения северного придела с алтарной апсидой в границах капитальных стен, с плоским чердачным перекрытием, с тремя прямоугольными окнами на восточной скруглённой стене, с пятью прямоугольными окнами на северной стене и двумя прямоугольными окнами на западной; монументальная живопись сложной техники на стенах – частично раскрытая, частично находящаяся под закрасками масляной и известковой красками.