Церковь Дмитрия на Поле с колокольней

Предметом охраны объекта культурного наследия регионального значения «Церковь Дмитрия на Поле с колокольней», 1798 – 1814 гг. (Ярославская обл., г. Углич, ул. Ростовская, д. 60), являются:
  • композиционные особенности здания, участвующего в формировании исторического силуэта центральной части города Углича и являющегося исторической градостроительной доминантой на пересечении улиц Ростовской и Луначарского;
  • линейная, вытянутая по оси восток-запад объемно-пространственная композиция прямоугольного в плане здания, состоящего из двусветного четверика, увенчанного пятиглавием, с одноэтажной алтарной частью в виде одной скругленной апсиды с главкой, одноэтажной трапезной и трехъярусной колокольней с южной пристройкой;
  • продольные и поперечные капитальные стены из красного глиняного кирпича на известковом растворе;
  • габариты и конфигурация крыши четверика (четырехгранный купол с пятью главами на барабанах), крыши трапезной (двускатной формы с главкой на южном скате), кровли алтаря (шатровой барочной формы, увенчанной главкой) и крыши колокольни – восьмигранного купола, увенчанного главой на барабане;
  • материал и характер кровли – металлический лист, кровля фальцевая;
  • форма, габариты и конфигурация глав четверика шарообразной слегка приплюснутой формы на шейках с юбками, увенчанных восьмиконечными крестами (одна центральная глава и четыре боковых);
  • форма, габариты и конфигурация главы колокольни – одна глава луковичной формы с подзором на восьмигранном основании сложной формы;
  • характер обработки фасадной поверхности: оштукатуренная поверхность наружных стен всех фасадов;
  • облицовка белым камнем цоколя, штукатурная профилировка кирпичных карнизных венчающих элементов четверика, алтаря, трапезной, колокольни;
  • форма, габариты и конфигурация исторических перекрытий: сомкнутый свод четверика;
  • плоское перекрытие алтаря;
  • плоское перекрытие трапезной;
  • крестовый свод третьего яруса колокольни;
  • местоположение, габариты, конфигурация и оформление исторических входных и оконных проемов, в том числе ложных и (или) заложенных: осевое расположение и форма арочных окон алтаря; осевое расположение и форма арочных окон четверика (в нижнем ярусе два окна на северном, три окна на южном фасадах), арочного дверного проема на северном фасаде и прямоугольных окон второго света (три окна на северном, три окна на южном фасадах); осевое расположение и форма прямоугольных окон трапезной (четыре оси на южном и четыре оси на северном фасадах);
  • осевое расположение и форма арочных дверных проемов первого яруса колокольни на северном и западных фасадах, арочных проемов второго и третьего ярусов колокольни;
  • композиция и архитектурно-художественное оформление южного фасада летнего храма (четверика): высокий (на всю высоту четверика) четырехколонный портик тосканского ордера из трехчетвертных колонн с треугольным фронтоном; белокаменные базы колонн портика; 
  • ромбовидные ниши под окнами первого яруса;
  • профилированные рамочные наличники окон;
  • белокаменные замковые камни сложной формы над окнами нижнего яруса;
  • три живописных тондо, обрамленных круглыми наличниками в пространстве между первым и вторым ярусами окон; антаблемент: архитрав с профилированным кирпичным пояском в верхней части; кессонированный фриз;
  • профилированный с дентикулами кирпичный карниз четверика с профилированным деревянным карнизом с двумя рядами «сухариков»;
  • профилированные с дентикулами кирпичные карнизы фронтона с профилированными деревянными карнизами с двумя рядами «сухариков»;
  • профилированный кирпичный карниз стены аттиковой надстройки с профилированным деревянным карнизом с двумя рядами «сухариков»;
  • композиция и архитектурно-художественное оформление северного фасада летнего храма: высокий (на всю высоту четверика) четырехколонный портик тосканского ордера из трехчетвертных колонн с треугольным фронтоном;
  • белокаменные базы колонн портика;
  • ромбовидные ниши под окнами первого яруса;
  • арочный дверной проем по центральной оси с простым замковым камнем;
  • профилированные рамочные наличники окон: в нижнем ярусе – арочные с замковым камнем сложной формы, в верхнем ярусе – прямоугольные;
  • белокаменные замковые камни сложной формы над окнами нижнего яруса;
  • три живописных тондо, обрамленных круглыми наличниками в пространстве между первым и вторым ярусами окон;
  • антаблемент: архитрав с профилированным кирпичным пояском в верхней части;
  • кессонированный фриз;
  • профилированный с дентикулами кирпичный карниз четверика с профилированным деревянным карнизом с двумя рядами «сухариков»;
  • профилированные с дентикулами кирпичные карнизы фронтона с профилированными деревянными карнизами с двумя рядами «сухариков»;
  • профилированный кирпичный карниз стены аттиковой надстройки с профилированным деревянным карнизом с двумя рядами «сухариков»;
  • композиция и архитектурно-художественное оформление западного и восточного фасадов летнего храма: антаблемент: архитрав с профилированными кирпичным пояском в верхней части;
  • кессонированный фриз;
  • профилированный с дентикулами кирпичный карниз четверика с профилированным деревянным карнизом с двумя рядами «сухариков»;
  • треугольный фронтон, в том числе профилированные с дентикулами кирпичные карнизы фронтона с профилированными деревянными карнизами с двумя рядами «сухариков»;
  • профилированный кирпичный карниз стены аттиковой надстройки с профилированным деревянным карнизом с двумя рядами «сухариков»;
  • купол летнего храма, в том числе четыре окна-люкарны, расположенных на центральных осях фасадов, обрамленных венчающей части дугообразными профилированными карнизами с «плечиками»;
  • декоративное оформление боковых барабанов: выступающий цоколь барабана;
  • четыре ложных прямоугольных окна (по одному с каждой стороны света) с рамочными наличниками вокруг каждого окна;
  • архитрав, состоящий из двух полок;
  • профилированный карниз;
  • декоративное оформление центрального барабана: выступающий цоколь барабана в виде валика;
  • четыре ложных арочных окна (с каждой стороны света), обрамленных рамочными наличниками с замковыми камнями;
  • профилированный кирпичный поясок антаблемента;
  • профилированный карниз с дентикулами;
  • композиция и архитектурно-художественное оформление алтаря: пилястры с уступчатыми капителями из четырех полок;
  • профилированные рамочные наличники окон алтаря с белокаменными замковыми камнями, подоконным профилем с подвесками; прямоугольные подоконные ниши;
  • раскрепованный антаблемент, состоящий из профилированного архитрава, кессонированного фриза, карниза сложного профиля, состоящего из поддерживающей части в виде двух полок с дентикулами и венчающей части – из четырех полок, расположенных уступами;
  • композиция и архитектурно-художественное оформление трапезной: пилястры с капителями из четырех полок;
  • рамочные профилированные наличники оконных проемов, состоящие из полки, четвертного вала и полки с белокаменным замковым камнем, а также подоконного профиля с маленькими подвесками, имитирующими кронштейны;
  • прямоугольные ниши под окнами;
  • антаблемент, состоящий из профилированного архитрава, кессонированного фриза, сложно-профилированного карниза, состоящего из поддерживающей части в виде двух полок с дентикулами и венчающей части, состоящей из четырех полок, расположенных уступами;
  • композиция и архитектурно-художественное оформление первого яруса колокольни: широкие ленточные наличники двух арочных дверных проемов с двумя небольшим горизонтальным профилями (выкружка, полка) в районе пят и замковым камнем и фигурными досками в антрвольтах;
  • полуколонны тосканского ордера, фланкирующие вход с северной и западной сторон;
  • антаблемент с раскреповкой по полуколоннам, состоящий из архитрава, кессонированного фриза, профилированного карниза;
  • габариты, форма, рисунок и профилировка деталей столярных заполнений арочных проемов нижнего яруса северного и западного фасадов;
  • композиция и архитектурно-художественное оформление второго яруса колокольни: четыре тосканские трехчетвертные колонны по углам;
  • четыре арочных проема звонов с ленточными наличниками, горизонтальными профилированными импостами в районе пят архивольтов и замковыми камнями;
  • ниши под арками звонов с фигурными филенками со скошенными углами;
  • ниши в антрвольтах и по сторонам проемов, образованные вертикальными и горизонтальными тягами;
  • профилированный антаблемент;
  • композиция и архитектурно-художественное оформление третьего яруса колокольни: четыре тосканские трехчетвертные колонны по углам;
  • четыре арочных проема звонов с ленточными наличниками, горизонтальными профилированными импостами в районе пят архивольтов и замковыми камнями;
  • прямоугольные ниши по сторонам и под арками звонов;
  • ниши с фигурными филенками в антрвольтах;
  • кессонированный фриз;
  • сложно-профилированный кирпичный карниз;
  • купол колокольни, четыре люкарны в куполе (с каждой стороны света) с профилированными обрамлением, дугообразными сандриками, с круглыми проемами;
  • профилированный карнизный пояс;
  • барабан: четыре прямоугольных окна с арочными завершениями, небольшими горизонтальными профилями в районе пят архивольтов и замковыми камнями, профилированные тяги архитрава над арочными окнами, профилированный карниз;
  • луковичная по форме глава на шейке с восьмигранным основанием;
  • планировочная структура здания в капитальных исторических стенах;
  • расположение, форма и конфигурация исторических дверных проемов в интерьере: дверные проемы с арочной перемычкой входов из колокольни в трапезную, из трапезной в летний храм (четверик), в восточной стене четверика вход из летнего храма в алтарную часть;
  • оформление интерьеров алтаря: роспись стен и сводов;
  • габариты и расстекловка исторических оконных рам;
  • ниша для розжига кадила лучковой формы на северной стене;
  • прямоугольная ниша на южной стене;
  • металлическая историческая решетка коробчатого типа во всех оконных проемах;
  • оформление интерьеров летнего храма: роспись стен и сводов;
  • габариты и расстекловка исторических оконных рам;
  • металлическая историческая решетка коробчатого типа во всех оконных проемах;
  • иконостас летнего храма: классическая трехъярусная симметричная семиосная композиция на цоколе, с раскреповками по второй и шестой осям и двухколонными портиками коринфского ордера с треугольными фронтонами в нижней половине иконостаса;
  • большая арка по центральной оси иконостаса, архивольт которой опирается на фронтоны портиков и ограничивает слабо выраженную экседру с киотом по центральной оси в виде двухколонного портика с треугольным фронтоном;
  • фланкирующие вертикально расположенные иконы в овальных рамах, стоящие на аттиковой подставке;
  • лучковая профилированная арка, расположенная на центральной оси иконостаса, опирающаяся на малые трехчетвертные колонки коринфского ордера, поставленные у раскреповок портиков и поддерживающие горизонтальное продолжение профиля арки в виде карниза, разделяющего первый и второй ярус икон;
  • арочный проем царских врат, украшенный резным изображением Святого Духа в лучах с решетчатым столярным заполнением, с резными колонками, аттиком, поддерживаемым волютами;
  • общий аттик над фронтонами портиков и аркой экседры, на котором расположены по боковым осям резные символы Ветхого и Нового заветов, а на центральной части большая прямоугольная икона с резными обрамлениями, двумя фланкирующими овальными иконами в резных рамах с подножиями на пьедесталах, с резными драпировками над овальными иконами и венцами;
  • венчающий композицию иконостаса треугольный фронтон на пяти центральных осях, c разорванным в трех центральных осях нижним карнизом, с аттиком над ним, увенчанным четырехконечным крестом;
  • с раскрепованными карнизами по первой и седьмой осям, с иконами местного, праздничного, деисусного чина, с декоративным резным убранством иконостаса в виде порезок, модульонов, розетт, резных рам икон, обрамлений, резных гирлянд, драпировок, орнаментов, филенок;
  • с золочением всего декоративного убранства иконостаса на белом фоне;
  • с деревянным телом иконостаса и всеми его конструктивными деталями;
  • оформление интерьеров трапезной: профилированные штукатурные тяги потолка;
  • роспись на стенах и на плоском потолке;
  • габариты и расстекловка исторических оконных рам;
  • двухъярусный иконостас Никольского придела в юго-восточном углу трапезной, выполненный в стилистике классицизма: на цоколе, оформленном филенками, с основным ярусом икон в рамах с лучковым верхом, по две с каждой стороны от Святых врат; с арочной формой царских врат, выделенных золочеными колонками коринфского ордера;
  • с верхним ярусом икон с криволинейной нижней частью в рамах;
  • с антаблементом, оформленным золоченым профилем архитрава и профилированным деревянным карнизом с позолотой, с резными символами Ветхого и Нового заветов;
  • с угловой золоченой колонкой коринфского ордера и боковой стенкой иконостаса в два яруса икон, оформленной аналогично главному фасаду иконостаса с золочением декора и белым фоном;
  • стенка сложного киота у восточной стены трапезной, оформленного в стилистике иконостаса Никольского придела с использованием золоченых колонок коринфского ордера на белом фоне;
  • металлическая историческая решетка коробчатого типа во всех оконных проемах.

Полный адрес: Ярославская область, г. Углич, ул. Ростовская, д. 60
Время создания: 1798-1814 гг.
Вид объекта: Памятник
Категория историко-культурного значения: Регионального значения
Общая видовая принадлежность: Памятник градостроительства и архитектуры
Первоисточник: Сведения из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации
Ссылка на первоисточник: https://opendata.mkrf.ru/opendata/7705851331-egrkn
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Регион

Возврат к списку
Обратите внимание

    Акции и купоны

    Постельное бельё

    Магазины

Регионы России
Реклама на сайте