Предметом охраны объекта культурного наследия регионального значения «Церковь Дмитрия на Поле с колокольней», 1798 – 1814 гг. (Ярославская обл., г. Углич, ул. Ростовская, д. 60), являются:
- композиционные особенности здания, участвующего в формировании исторического силуэта центральной части города Углича и являющегося исторической градостроительной доминантой на пересечении улиц Ростовской и Луначарского;
- линейная, вытянутая по оси восток-запад объемно-пространственная композиция прямоугольного в плане здания, состоящего из двусветного четверика, увенчанного пятиглавием, с одноэтажной алтарной частью в виде одной скругленной апсиды с главкой, одноэтажной трапезной и трехъярусной колокольней с южной пристройкой;
- продольные и поперечные капитальные стены из красного глиняного кирпича на известковом растворе;
- габариты и конфигурация крыши четверика (четырехгранный купол с пятью главами на барабанах), крыши трапезной (двускатной формы с главкой на южном скате), кровли алтаря (шатровой барочной формы, увенчанной главкой) и крыши колокольни – восьмигранного купола, увенчанного главой на барабане;
- материал и характер кровли – металлический лист, кровля фальцевая;
- форма, габариты и конфигурация глав четверика шарообразной слегка приплюснутой формы на шейках с юбками, увенчанных восьмиконечными крестами (одна центральная глава и четыре боковых);
- форма, габариты и конфигурация главы колокольни – одна глава луковичной формы с подзором на восьмигранном основании сложной формы;
- характер обработки фасадной поверхности: оштукатуренная поверхность наружных стен всех фасадов;
- облицовка белым камнем цоколя, штукатурная профилировка кирпичных карнизных венчающих элементов четверика, алтаря, трапезной, колокольни;
- форма, габариты и конфигурация исторических перекрытий: сомкнутый свод четверика;
- плоское перекрытие алтаря;
- плоское перекрытие трапезной;
- крестовый свод третьего яруса колокольни;
- местоположение, габариты, конфигурация и оформление исторических входных и оконных проемов, в том числе ложных и (или) заложенных: осевое расположение и форма арочных окон алтаря; осевое расположение и форма арочных окон четверика (в нижнем ярусе два окна на северном, три окна на южном фасадах), арочного дверного проема на северном фасаде и прямоугольных окон второго света (три окна на северном, три окна на южном фасадах); осевое расположение и форма прямоугольных окон трапезной (четыре оси на южном и четыре оси на северном фасадах);
- осевое расположение и форма арочных дверных проемов первого яруса колокольни на северном и западных фасадах, арочных проемов второго и третьего ярусов колокольни;
- композиция и архитектурно-художественное оформление южного фасада летнего храма (четверика): высокий (на всю высоту четверика) четырехколонный портик тосканского ордера из трехчетвертных колонн с треугольным фронтоном; белокаменные базы колонн портика;
- ромбовидные ниши под окнами первого яруса;
- профилированные рамочные наличники окон;
- белокаменные замковые камни сложной формы над окнами нижнего яруса;
- три живописных тондо, обрамленных круглыми наличниками в пространстве между первым и вторым ярусами окон; антаблемент: архитрав с профилированным кирпичным пояском в верхней части; кессонированный фриз;
- профилированный с дентикулами кирпичный карниз четверика с профилированным деревянным карнизом с двумя рядами «сухариков»;
- профилированные с дентикулами кирпичные карнизы фронтона с профилированными деревянными карнизами с двумя рядами «сухариков»;
- профилированный кирпичный карниз стены аттиковой надстройки с профилированным деревянным карнизом с двумя рядами «сухариков»;
- композиция и архитектурно-художественное оформление северного фасада летнего храма: высокий (на всю высоту четверика) четырехколонный портик тосканского ордера из трехчетвертных колонн с треугольным фронтоном;
- белокаменные базы колонн портика;
- ромбовидные ниши под окнами первого яруса;
- арочный дверной проем по центральной оси с простым замковым камнем;
- профилированные рамочные наличники окон: в нижнем ярусе – арочные с замковым камнем сложной формы, в верхнем ярусе – прямоугольные;
- белокаменные замковые камни сложной формы над окнами нижнего яруса;
- три живописных тондо, обрамленных круглыми наличниками в пространстве между первым и вторым ярусами окон;
- антаблемент: архитрав с профилированным кирпичным пояском в верхней части;
- кессонированный фриз;
- профилированный с дентикулами кирпичный карниз четверика с профилированным деревянным карнизом с двумя рядами «сухариков»;
- профилированные с дентикулами кирпичные карнизы фронтона с профилированными деревянными карнизами с двумя рядами «сухариков»;
- профилированный кирпичный карниз стены аттиковой надстройки с профилированным деревянным карнизом с двумя рядами «сухариков»;
- композиция и архитектурно-художественное оформление западного и восточного фасадов летнего храма: антаблемент: архитрав с профилированными кирпичным пояском в верхней части;
- кессонированный фриз;
- профилированный с дентикулами кирпичный карниз четверика с профилированным деревянным карнизом с двумя рядами «сухариков»;
- треугольный фронтон, в том числе профилированные с дентикулами кирпичные карнизы фронтона с профилированными деревянными карнизами с двумя рядами «сухариков»;
- профилированный кирпичный карниз стены аттиковой надстройки с профилированным деревянным карнизом с двумя рядами «сухариков»;
- купол летнего храма, в том числе четыре окна-люкарны, расположенных на центральных осях фасадов, обрамленных венчающей части дугообразными профилированными карнизами с «плечиками»;
- декоративное оформление боковых барабанов: выступающий цоколь барабана;
- четыре ложных прямоугольных окна (по одному с каждой стороны света) с рамочными наличниками вокруг каждого окна;
- архитрав, состоящий из двух полок;
- профилированный карниз;
- декоративное оформление центрального барабана: выступающий цоколь барабана в виде валика;
- четыре ложных арочных окна (с каждой стороны света), обрамленных рамочными наличниками с замковыми камнями;
- профилированный кирпичный поясок антаблемента;
- профилированный карниз с дентикулами;
- композиция и архитектурно-художественное оформление алтаря: пилястры с уступчатыми капителями из четырех полок;
- профилированные рамочные наличники окон алтаря с белокаменными замковыми камнями, подоконным профилем с подвесками; прямоугольные подоконные ниши;
- раскрепованный антаблемент, состоящий из профилированного архитрава, кессонированного фриза, карниза сложного профиля, состоящего из поддерживающей части в виде двух полок с дентикулами и венчающей части – из четырех полок, расположенных уступами;
- композиция и архитектурно-художественное оформление трапезной: пилястры с капителями из четырех полок;
- рамочные профилированные наличники оконных проемов, состоящие из полки, четвертного вала и полки с белокаменным замковым камнем, а также подоконного профиля с маленькими подвесками, имитирующими кронштейны;
- прямоугольные ниши под окнами;
- антаблемент, состоящий из профилированного архитрава, кессонированного фриза, сложно-профилированного карниза, состоящего из поддерживающей части в виде двух полок с дентикулами и венчающей части, состоящей из четырех полок, расположенных уступами;
- композиция и архитектурно-художественное оформление первого яруса колокольни: широкие ленточные наличники двух арочных дверных проемов с двумя небольшим горизонтальным профилями (выкружка, полка) в районе пят и замковым камнем и фигурными досками в антрвольтах;
- полуколонны тосканского ордера, фланкирующие вход с северной и западной сторон;
- антаблемент с раскреповкой по полуколоннам, состоящий из архитрава, кессонированного фриза, профилированного карниза;
- габариты, форма, рисунок и профилировка деталей столярных заполнений арочных проемов нижнего яруса северного и западного фасадов;
- композиция и архитектурно-художественное оформление второго яруса колокольни: четыре тосканские трехчетвертные колонны по углам;
- четыре арочных проема звонов с ленточными наличниками, горизонтальными профилированными импостами в районе пят архивольтов и замковыми камнями;
- ниши под арками звонов с фигурными филенками со скошенными углами;
- ниши в антрвольтах и по сторонам проемов, образованные вертикальными и горизонтальными тягами;
- профилированный антаблемент;
- композиция и архитектурно-художественное оформление третьего яруса колокольни: четыре тосканские трехчетвертные колонны по углам;
- четыре арочных проема звонов с ленточными наличниками, горизонтальными профилированными импостами в районе пят архивольтов и замковыми камнями;
- прямоугольные ниши по сторонам и под арками звонов;
- ниши с фигурными филенками в антрвольтах;
- кессонированный фриз;
- сложно-профилированный кирпичный карниз;
- купол колокольни, четыре люкарны в куполе (с каждой стороны света) с профилированными обрамлением, дугообразными сандриками, с круглыми проемами;
- профилированный карнизный пояс;
- барабан: четыре прямоугольных окна с арочными завершениями, небольшими горизонтальными профилями в районе пят архивольтов и замковыми камнями, профилированные тяги архитрава над арочными окнами, профилированный карниз;
- луковичная по форме глава на шейке с восьмигранным основанием;
- планировочная структура здания в капитальных исторических стенах;
- расположение, форма и конфигурация исторических дверных проемов в интерьере: дверные проемы с арочной перемычкой входов из колокольни в трапезную, из трапезной в летний храм (четверик), в восточной стене четверика вход из летнего храма в алтарную часть;
- оформление интерьеров алтаря: роспись стен и сводов;
- габариты и расстекловка исторических оконных рам;
- ниша для розжига кадила лучковой формы на северной стене;
- прямоугольная ниша на южной стене;
- металлическая историческая решетка коробчатого типа во всех оконных проемах;
- оформление интерьеров летнего храма: роспись стен и сводов;
- габариты и расстекловка исторических оконных рам;
- металлическая историческая решетка коробчатого типа во всех оконных проемах;
- иконостас летнего храма: классическая трехъярусная симметричная семиосная композиция на цоколе, с раскреповками по второй и шестой осям и двухколонными портиками коринфского ордера с треугольными фронтонами в нижней половине иконостаса;
- большая арка по центральной оси иконостаса, архивольт которой опирается на фронтоны портиков и ограничивает слабо выраженную экседру с киотом по центральной оси в виде двухколонного портика с треугольным фронтоном;
- фланкирующие вертикально расположенные иконы в овальных рамах, стоящие на аттиковой подставке;
- лучковая профилированная арка, расположенная на центральной оси иконостаса, опирающаяся на малые трехчетвертные колонки коринфского ордера, поставленные у раскреповок портиков и поддерживающие горизонтальное продолжение профиля арки в виде карниза, разделяющего первый и второй ярус икон;
- арочный проем царских врат, украшенный резным изображением Святого Духа в лучах с решетчатым столярным заполнением, с резными колонками, аттиком, поддерживаемым волютами;
- общий аттик над фронтонами портиков и аркой экседры, на котором расположены по боковым осям резные символы Ветхого и Нового заветов, а на центральной части большая прямоугольная икона с резными обрамлениями, двумя фланкирующими овальными иконами в резных рамах с подножиями на пьедесталах, с резными драпировками над овальными иконами и венцами;
- венчающий композицию иконостаса треугольный фронтон на пяти центральных осях, c разорванным в трех центральных осях нижним карнизом, с аттиком над ним, увенчанным четырехконечным крестом;
- с раскрепованными карнизами по первой и седьмой осям, с иконами местного, праздничного, деисусного чина, с декоративным резным убранством иконостаса в виде порезок, модульонов, розетт, резных рам икон, обрамлений, резных гирлянд, драпировок, орнаментов, филенок;
- с золочением всего декоративного убранства иконостаса на белом фоне;
- с деревянным телом иконостаса и всеми его конструктивными деталями;
- оформление интерьеров трапезной: профилированные штукатурные тяги потолка;
- роспись на стенах и на плоском потолке;
- габариты и расстекловка исторических оконных рам;
- двухъярусный иконостас Никольского придела в юго-восточном углу трапезной, выполненный в стилистике классицизма: на цоколе, оформленном филенками, с основным ярусом икон в рамах с лучковым верхом, по две с каждой стороны от Святых врат; с арочной формой царских врат, выделенных золочеными колонками коринфского ордера;
- с верхним ярусом икон с криволинейной нижней частью в рамах;
- с антаблементом, оформленным золоченым профилем архитрава и профилированным деревянным карнизом с позолотой, с резными символами Ветхого и Нового заветов;
- с угловой золоченой колонкой коринфского ордера и боковой стенкой иконостаса в два яруса икон, оформленной аналогично главному фасаду иконостаса с золочением декора и белым фоном;
- стенка сложного киота у восточной стены трапезной, оформленного в стилистике иконостаса Никольского придела с использованием золоченых колонок коринфского ордера на белом фоне;
- металлическая историческая решетка коробчатого типа во всех оконных проемах.