Предметом охраны объекта культурного наследия регионального значения «Дом Истоминых», вторая половина XIX в. (Ярославская обл., г. Углич, ул. Ленина, д. 21/13), являются: - композиционные особенности здания, участвующего в формировании линий застройки улицы Ленина и улицы 9 Января, являющегося архитектурной доминантой исторической усадьбы, закрепляющего угол квартала; - объёмно-пространственная композиция здания, состоящего из двухэтажного с антресольным этажом над восточным фасадом трапециевидного в плане со скошенной северной стороной основного объёма со слабым центральным ризалитом в три световых оси на западном фасаде и балконом на втором этаже ризалита, со стереобатом перед главным входом на южном фасаде и северо-восточной пониженной двухэтажной пристройки с примыкающими по линии лицевых (северного и западного) фасадов пряслами ограды и воротами; конфигурация, габариты, угол наклона скатов вальмовой крыши основного объёма; историческая конфигурация прямой крыши пристройки; характер кровельного покрытия – металл; - местоположение, габариты и конфигурация первоначальных входных и оконных проёмов на фасадах здания, в том числе ложных и заложенных: прямоугольная форма и осевое расположение оконных проёмов первого этажа и дверного проёма на третьей восточной оси южного фасада; форма и осевое расположение прямоугольных с лучковыми перемычками боковых оконных проёмов на лицевых (северном и западном) фасадах здания; форма и осевое расположение оконных проёмов и дверного проёма балкона на трёх центральных осях лицевых (северного и западного) фасадов; форма и осевое расположение арочного окна на северном фасаде пристройки; прямоугольная форма и осевое расположение проёмов на восточном фасаде; осевое расположение и форма небольших прямоугольных, близких к квадрату оконных проёмов антресольного этажа; сохранившиеся столярные заполнения оконных проёмов на лицевых фасадах здания (летние распашные и зимние глухие рамы), в том числе заполнения фрамуг проёмов с арочными перемычками (с раздвоенным средником и кольцевидной обвязкой над ним); историческая металлическая фурнитура столярных заполнений оконных проёмов, в том числе запоры и петли; - капитальные стены из красного глиняного кирпича, в том числе размером 27 × 14 × 6,5 (7) см; - композиция и архитектурно-художественное оформление лицевых (северного и западного) фасадов, в том числе: рельефно выделенный облицованный белым камнем цоколь; подоконный пояс первого этажа, разделанный прямоугольными профилированными филёнками и завершённый профилированной подоконной тягой; ленточный руст на уровне первого этажа; промежуточный профилированный карниз, раскрепованный пилястрами, выделяющими центральные оси северного фасада; подоконный пояс второго этажа, ограниченный промежуточным карнизом и профилированной подоконной тягой, заполненный филёнками с профилировкой и кольцевыми розетками в центре; пилястры с филенками, выделяющие углы ризалита на западном фасаде и три центральных оси на северном фасаде, угловые пилястры прямоугольные вертикальные без заполнений; пилястры, выделяющие углы ризалита на уровне второго этажа на западном фасаде, с широкой филёнчатой шейкой и капителью-раскреповкой архитравных тяг; филёнчатые пилястры с капителями-раскреповками междуэтажного карниза и сложными профилированными основаниями, выделяющие три центральных оси на обоих этажах на северном фасаде; пилястры на уровне второго этажа северного фасада, разделяющие центральные световые оси, с филёнчатыми стволами, лепными капителями с волютами и цветочными композициями на шейках с трёхлепестковой лиственной розеткой в центре; угловые огибающие рустованные пилястры с филёнчатыми квадрами и капителями-раскреповками архитрава (на юго-восточном углу не огибающая); филёнчатые пилястры на северо-восточном углу пристройки на обоих этажах и на подоконном поясе второго этажа; оформление оконных проемов, в том числе: трёхсторонние профилированные наличники окон первого этажа на гладких импостах с лепной композицией над перемычкой в форме мужского маскарона, увенчанного рокайлем и фланкированного симметричными завитками акантовых листьев; профилированные трёхсторонние наличники окон второго этажа на гладких импостах с лепной венчающей композицией над лучковыми перемычками, состоящей из центрального женского маскарона на чашеобразном картуше, увенчанном трилистником, с ниспадающими боковыми цветочными гирляндами; профилированные обрамления центральных окон западного фасада с лепными композициями в пазухах архивольтов в виде акантовых листьев и стрел и лиственных розеток; профилированная тяга, частично пересекающая боковины наличников, на уровне верхней четверти окон второго этажа; круглые профилированные с выпуклым центром розетки, окружённые тонкими симметричными завитками акантовых листьев, расположенные в простенках боковых частей северного фасада и простенках (кроме угловых простенков ризалита) западного фасада; тонкая профилированная тяга, расположенная на уровне шейки пилястр; антаблемент здания, состоящий из мелкопрофилированных архитравных тяг, расположенных на двух фасциях, фриза, заполненного триглифами и прямоугольными горизонтальными филёнками между ними, профилированного карниза небольшого выноса, на ризалите – с рядом мутул; аттики над тремя центральными осями обоих фасадов: над северным фасадом – двухступенчатый аттик, завершённый профилированным карнизом, с круглой профилированной розеткой в центре и орнаментом, сходным с завитком Витрувия; на западном фасаде – трёхуступчатый с арочным архивольтом в центре с профилированными карнизами верхних уступов и архивольта, фризом на нижних уступах, заполненным орнаментом, по форме сходным с завитком Витрувия; под архивольтом – кольцевидная профилированная филёнка с тонким симметричным растительным орнаментом; завершение северного фасада пристройки профилированным архивольтом на оконной оси и плечиками; - композиция и архитектурно-художественное оформление бокового южного фасада: в западной части – профилированная подоконная тяга первого этажа; оформление цоколя, окон первого и второго этажей, подоконный пояс второго этажа и антаблемент, аналогичные таковым на лицевых фасадах; в восточной части (с антресольным этажом) – профилированные трёхсторонние наличники с гладкими импостами и профилированные подоконные тяги основных этажей; оформление окон антресольного этажа профилированными трёхсторонними наличниками с повышенными лучковыми с плечиками перемычками и профилированными подоконными полками; угловая пилястра на уровне второго этажа восточного угла южного фасада, в восточной части между междуэтажным карнизом и подоконной тягой второго этажа две филёнки; - оформление крыльца парадного входа: ступени с облицованными камнем проступями с глухим резным орнаментом («шнур») у внешнего края; - композиция и архитектурно-художественное оформление восточного (дворового) фасада, в том числе профилированные междуэтажный карниз и подоконная тяга второго этажа, аналогичные таковым на лицевых фасадах; профилированные подоконные полки под окнами первого этажа; оформление окон второго этажа трёхсторонними профилированными наличниками; оформление окон антресольного этажа трёхсторонними наличниками с повышенными лучковыми с плечиками перемычками и профилированными подоконными полками; подшивной выносной с профилированной кромкой карниз; - композиция и архитектурно-художественное оформление восточного и дворового южного фасадов пристройки, в том числе слабо выделенный цоколь; узкий гладкий фриз в завершении; - характер обработки фасадной поверхности – оштукатуренные поверхности наружных стен; облицовка цоколя лицевых фасадов белым камнем; - художественный металл: в оформлении балкона – четыре литых чугунных кронштейна, треугольные ажурные, состоящие из завитков акантовых листьев; чугунная литая решётка ограждений балкона, состоящая из секций сдвоенных каннелированных прутьев с центральной розеткой из четырёх небольших отображённых в обеих плоскостях S-образных завитков, в верхней части – из четырёх крупных волютообразных также отображённых завитков, соединенных по вертикали, с ажурным узором лекальных очертаний в нижней части; двухскатный на круглых колоннах литой чугунный зонт над главным входом на южном фасаде, состоящий из двухскатного с плечиками лицевого фриза, боковых фризов, заполненных двумя рядами орнамента: верхний глухой с рядом вертикально поставленных «червонок» из акантовых завитков и рядами мелких орнаментальных деталей вдоль верхней и нижней кромок; нижний ажурный с центральным рокайлем и отходящими от него акантовыми S-образными развитыми завитками; ажурные треугольные подкосные композиции из тонких волютообразных развитых акантовых завитков, спускающиеся по лицевой стороне зонта от фриза к колоннам; колонны на гранёных плинтусах с профилированными базами, гранёными основаниями ствола, наборными секциями, оформленными орнаментальными мотивами; - историческая планировка основного объёма в капитальных стенах и перегородках, закреплённая потолочными тягами и карнизами: - коробовый свод в перекрытии второго с юга восточного помещения первого этажа (№ 2 на поэтажном плане); кованые железные внутристенные связи; - местоположение, материал и оформление двухмаршевой с поворотом деревянной парадной лестницы, столярные ограждения с точёными балясинами; - местоположение, материал и оформление деревянной чёрной лестницы, в том числе перила столярной работы с точёными балясинами; деревянные точёные поручни перил, крупные плотницкой работы опорные столбы перил, на площадках (поворотах перил) вогнутые; - архитектурно-художественное оформление интерьеров помещений первого этажа, в том числе профилированные карнизные и потолочные тяги, более сложные в лицевых помещениях, выделяющие фигурные потолочные плафоны (с заглублёнными и заоваленными углами), круглые потолочные концентрические розетки, упрощённые в дворовых восточных помещениях; - архитектурно-художественное оформление интерьера помещения парадной лестницы, в том числе профилированные карнизные и потолочные тяги по периметру помещения, выделяющие потолочный плафон, оформленный лепными композициями: угловыми вензелеобразными, центральной розеткой, ромбовидной с центральной выпуклой круглой частью в форме раскрытого цветка аканта, вписанного в кольцо, обрамленное лиственными акантовыми завитками и стрелами; профилированные прямоугольные, близкие к квадрату филёнки на нижней стороне верхней площадки; - архитектурно-художественное оформление интерьера центрального западного помещения второго этажа (№ 6 на поэтажном плане второго этажа), в том числе потолочный плафон, ограниченный профилированным карнизом с рядами линейных орнаментов: нижний (фриз) из центральных вазонов, фланкированных профильными изображениями птиц и отходящими от них контурными широкими разнонаправленными завитками акантовых листьев с цветочными стрелами и розетками; второй узкий ряд из обращённых вниз «лилий» и уплощённых пятичастных листьев; третий ряд вертикальных обращённых вверх акантовых листьев; на падугах, ограниченных тонкими профилированными тягами, в центрах сторон – кнорпелеобразные розетки из тонких акантовых листьев с расходящимися акантовыми завитками по сторонам и резным акантовым листом в центре; в углах помещения на падугах развитые кнорпелеобразные розетки из тонких акантовых листьев с небольшим цветочным букетом в центре, розеткой-«червонкой», обращённой к плафону, боковыми завитками; потолочный плафон с фигурно вогнутыми углами, ограниченный профилированными тягами; в центре боковых сторон плафона розетки-«червонки», асимметричные, из тонких завитков акантовых листьев с боковыми разветвлёнными цветочными стрелами; симметричные угловые лепные композиции плафона, состоящие из акантовых завитков и пятичастной лиственной акантовой розетки; центральная лепная розетка, восьмиконечная, состоящая из удлинённых «угловых» широких мотивов, выполненных в виде лиственных завитков с цветами и стрелами; - архитектурно-художественное оформление интерьера углового юго-западного помещения второго этажа (№ 5 на поэтажном плане второго этажа), в том числе развитый карниз по периметру помещения, состоящий из нескольких орнаментальных рядов: нижний широкий (фриз), ограниченный профилированными тонкими тягами и заполненный орнаментом из объёмных завитков Витрувия, симметрично расходящихся от небольших вазонов, расположенных в центре каждой стороны; второй и третий ряды, более узкие, с небольшим отступом от первого, выделенные тонкими тягами и заполненные орнаментом из вертикально расположенных акантовых листьев, чередующихся с цветами; гладкая узкая падуга; плоский потолочный плафон, ограниченный рельефно выделенным орнаментальным бордюром с рядом орнамента «бусы с катушкой» по внешней стороне; бордюр с профилированной внутренней кромкой, заполненный треугольными ложными кессонами с помещёнными в них лепными композициями из акантовых побегов; в углах бордюра – плоские круглые профилированные филёнки; угловые лепные композиции из тонких изогнутых акантовых цветочных стрел с цветками во внешних завитках и листьями; по центру сторон плафона – лепные композиции из выпуклого овального картуша, обрамлённого завитками акантовых листьев и побегов; симметричная центральная розетка плафона, вписывающаяся в квадрат, состоящая из выпуклой центральной части (обращённых вверх вытянутых цветов аканта с чашелистиками) и наружной орнаментальной части из угловых и промежуточных элементов в виде акантовых стрел и лиственных завитков; - архитектурно-художественное оформление интерьера углового северо-западного помещения второго этажа (№ 7 на поэтажном плане второго этажа), в том числе лепной декор: развитый уступчатый карниз, ограниченный снизу профилированной тягой: нижний ряд (фриз), заполненный развитым лепным орнаментом из переплетающихся виноградных лоз с листьями и гроздьями, расходящихся от центральных розеток, образованных тонкими завитками, между которыми помещена розетка из плодов и виноградных листьев; более узкие ряды ленточных орнаментов, разделённые профилированными тягами: ряд обращённых вниз коротких фронтальных акантовых листьев, перемежающихся упрощёнными бутонами; верхний ряд, ограничивающий потолочный плафон, из вертикальных обращённых вверх упрощённых листьев, обведённых по контуру и перемежающихся с лилиями; над ним – ряд вертикальных обращённых вверх чередующихся акантовых цветов и бутонов; профилированная тяга по контуру потолочного плафона; оформление углов плафона лепными композициями, аналогичными таковым в юго-западном угловом помещении второго этажа (№ 5); профилированная тяга от угловых розеток по периметру плафона с лекально выгнутыми, скрученными в завитки концами в середине длинных сторон плафона (западная и восточная), участвующими в лепной композиции, состоящей из акантовых завитков и цветочных стрел; центральная потолочная розетка, аналогичная таковой в юго-западном угловом помещении второго этажа (№ 5); - архитектурно-художественное оформление интерьера центрального северного помещения второго этажа лицевой части (№ 8 на поэтажном плане), в том числе профилированные тяги, выделяющие гладкий фриз, падугу, образующие несколько выступающий карниз и ограничивающие плоский потолочный плафон; круглая концентрическая розетка в центре потолочного плафона; - архитектурно-художественное оформление интерьеров в помещениях дворовой восточной части второго этажа, в том числе профилированные карнизы и профилированные обрамления потолочных плафонов; - архитектурно-художественное оформление интерьеров помещений антресольного этажа, в том числе профилированные, значительно упрощённые карнизные тяги, ограничивающие падуги и потолочные плафоны, в том числе фиксирующие историческую планировку в перегородках, ныне утраченных; - исторические столярные заполнения внутренних дверных проёмов с фурнитурой, в том числе заполнения дверных проёмов в помещениях первого этажа: двупольные повышенные филёнчатые деревянные двери: между помещениями № 12 и № 13 (перенесённые из лицевых помещений); № 5 и № 6, № 8 и № 9; двупольные двухсторонние филёнчатые со световыми верхними филёнками двери между помещениями № 7 и № 9, № 5 и № 7; двупольные филёнчатые двери между помещениями № 6 и № 7, № 8 и № 11, № 6 и № 8 (проёмы не отмечены на поэтажном плане либо не используются); однопольные широкие филёнчатые двери между помещениями № 10 и № 11, № 1 и № 10, № 4 и № 5; внутренн
я дверь входного парадного проёма в помещении № 4 первого этажа; - заполнения дверных проёмов в парадных западных помещениях второго этажа – филёнчатые двупольные двери с тремя фигурными плоскими филёнками, выделенными профилированными калевками; историческое столярное обрамление проёма выхода со второго этажа на чёрную лестницу; исторические филёнчатые двухстворчатые двери в восточных помещениях второго этажа; - заполнения дверных проемов в помещениях антресольного этажа: филёнчатые плоско-фигаррейные одностоворчатые двери; кованые дверные петли и крюки; - сохранившиеся печи и печные фрагменты: печь-камин в юго-западном углу центрального северного помещения второго этажа лицевой части (№ 8 на поэтажном плане) со скошенным зеркалом, с пилястрами и фризом в нижней части, обрамляющими топку, с прямоугольной филёнкой на зеркале, профилированным карнизом; карнизные тяги, проходящие по выступающему дымоходу печи-камина; изразцовая печь у южной стены северо-западного углового помещения первого этажа (№ 8 на поэтажном плане); фрагмент печного изразцового зеркала в центральном помещении второго этажа (№ 14 на поэтажном плане) с железной литой полудверкой и периметральным орнаментом; круглая (утермарковская) печь в стене между помещениями первого этажа № 4 и № 5 с фурнитурой; сохранившиеся фрагменты исторической отопительной системы здания, в том числе вентиляционные и дымовые каналы с фурнитурой; габариты, конфигурация, оформление примыкающих по линии лицевых (северного и западного) фасадов прясел ограды с воротами.