Церковь Дмитрия на крови

Предметом охраны объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) федерального значения «Церковь Дмитрия на крови, 1692 год» (Ярославская область, г. Углич, Кремль, д. 3) являются:  композиционные особенности здания, участвующего в формировании восточной композиционной оси ансамбля Угличского Кремля и панорамы набережной р. Волги;  линейная, ориентированная по оси восток-запад с незначительным отклонением асимметричная объёмно-пространственная композиция сложного объёма храма трапезного типа, состоящего из основного храма и северного придела:  - основной храм, состоящий из нижнего и верхнего храмов, – двухсветный пятиглавый четверик с примыкающей с востока пониженной сдвоенной полуциркульной в плане алтарной апсидой: более высокая апсида – алтарная часть основного храма, низкая апсида, выдвинутая на восток относительно высокой, увенчанная небольшой главкой на глухом барабане, – алтарная часть нижнего храма; прямоугольная в плане примыкающая к четверику с запада по линии южного фасада трапезная на уровне первого светового яруса; примыкающая к трапезной с запада прямоугольная в плане паперть, над центральной частью которой расположена трёхъярусная колокольня «восьмерик на четверике»; прямоугольное в плане, близкое к квадрату крыльцо с лестничным пролётом на «ползучих» арках, примыкающее к западному фасаду паперти, расположенное на центральной композиционной оси основного храма; четырёхскатная форма, габариты, угол наклона скатов прямой крыши четверика; размеры, форма круглых в плане глухих барабанов под главами четверика; луковичная форма глав, увенчанных четырёхконечными с крещатыми концами крестами с «яблоком» в основании; форма, габариты, угол наклона скатов конх апсид;  размер, форма круглого в плане глухого барабана под главкой нижней апсиды; луковичная форма главки нижней апсиды, увенчанной четырёхконечным с крещатыми концами крестом с «яблоком» в основании; трёхскатная форма, габариты, угол наклона скатов крыши трапезной; завершение колокольни в форме восьмигранного шатра; луковичная форма главки колокольни, увенчанной восьмиконечным крестом с «яблоком» в основании; скатная форма и габариты вальмовой крыши над крыльцом; скатная форма и габариты крыши лестничного пролёта;  - северный придел с подклетом, вытянутый по оси восток-запад, примыкающий к основному храму с севера, состоит из двух прямоугольных в плане объёмов: западного – трапезной и восточного – собственно храма и алтарной части с главкой, одноярусный, одноглавый, с примыкающим к западному фасаду по центральной композиционной оси крыльцом; форма, габариты, конфигурация крыш обеих частей придела: плоский четырёхгранный купол с полицей; конфигурация круглого в плане глухого барабана на восточной части придела; луковичная форма главки, увенчанной восьмиконечным крестом с «яблоком» в основании;  характер кровельного покрытия объёмов основного храма и придела – металл; характер исторического покрытия глав: гладкое металлическое звёздчатое на четверике и колокольне основного храма; металлическое в косую шашку на приделе и на апсиде основного храма;  местоположение, габариты, конфигурация и оформление исторических оконных и дверных проёмов на фасадах основного храма, в том числе заложенных:  - оконные проёмы нижнего храма: прямоугольные, разноразмерные, расположенные на южном фасаде здания со смещением относительно световых осей верхнего храма; дверной проём на второй западной оси южного фасада нижнего храма;  - оконные проёмы верхнего храма: на западном фасаде паперти по  обе стороны крыльца два небольших с арочными перемычками окна, на южном фасаде паперти – арочное окно; на фасадах колокольни: в нижнем ярусе на западном и южном фасадах по небольшому прямоугольному окну, проёмы звонов на втором ярусе колокольни (восьмерик) повышенные с арочными перемычками, проёмы слухов в шатре колокольни небольшие с арочными перемычками; на южном фасаде трапезной оконные проёмы с лучковыми перемычками; на южном и северном (второго света) фасадах четверика основного храма оконные проёмы со скруглёнными верхними углами; на западном фасаде четверика верхнего храма два прямоугольных оконных проёма второго света, расположенные симметрично относительно конька крыши трапезной; на фасадах апсиды верхнего храма с лучковыми перемычками оконные проёмы;  - проёмы крыльца основного храма и лестничного пролёта: проёмы с арочными перемычками на фасадах крыльца; «ползучие» арочные проёмы лестничного пролёта;  местоположение, габариты, конфигурация и оформление исторических оконных и дверных проёмов на фасадах придела: осевое расположение окон подклета и придела; оконные проёмы с арочными перемычками на восточном и северном фасадах восточной части придела; прямоугольные оконные проёмы на северном и западном фасадах западной части придела;  характер столярных заполнений наружных проёмов здания, в том числе веерная расстекловка переплётов в окнах паперти основного храма, цветные стёкла; исторические кованые решётки в оконных проёмах здания: в диагональную сетку с вертикальными перехватами, в том числе из волнисто выгнутых прутьев; историческая кованая дверная фурнитура (замок, петли с крюками) на наружном дверном полотне нижнего храма;  капитальные стены объёмов из красного глиняного кирпича, в том числе  большемерного размером 30 ×14 × 8 см, 26 ×13 × 7 см, в обработке цоколя применён белый камень, в декоре – лекальный кирпич, муравлёные и полихромные изразцы, ковка, литьё;  композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов основного храма, в том числе тяга-полувал, выделяющая цоколь (на фасадах апсиды с выступающими булыжными камнями), раскрепованная лопатками;   - композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов паперти: тяга-полувал, разделяющая нижний и верхний храмы;  прямоугольные ширинки с помещёнными в них муравлёными и полихромными изразцами: на южной стене одна ширинка в нижней части угловой пилястры, три над полуваликом, отделяющим нижний храм; на западном фасаде – по две под оконными проёмами по сторонам лестницы;  - композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов трапезной, четверика и апсиды верхнего храма: уступчатый промежуточный  карниз с рядом поребрика, раскрепованный лопатками, разделяющий  нижний и верхний храмы; уступчатый венчающий карниз трапезной и апсид верхнего и нижнего храмов с рядом поребрика, раскрепованный лопатками; венчающий карниз четверика, уступчатый с поребриком в нижней части и рядом городков в верхней, с фризом, заполненным рядом перспективных кокошников (ложных закомар), раскрепованный угловыми лопатками и импостами кокошников; наличники с контрналичниками окон трапезной и апсиды верхнего храма (кроме окна на северном фасаде апсиды): рамочные с тонкой профилированной подоконной полочкой, боковинами в форме колонн на четырёхгранных импостах, уступчато сужающихся книзу и завершённых гранёной «каплей» под нижним уступом, с четырёхгранными перехватами-полуваликами и кубическими («романскими») базами и капителями (зеркально отображёнными в верхней и нижней частях колонн), уступчатой перемычкой, раскрепованной боковинами, с килевидным перспективным навершием, «набегающим» на венчающий карниз объёмов; наличники на южном фасаде четверика верхнего храма, повторяющие форму наличников трапезной и дополненные «дыньками» в центральной части колонн на боковинах, акцентированными сверху и снижу двойными «жгутами»;  уступчатые перспективные боковины и перемычки с треугольными навершиями наличников первоначальных оконных проёмов на западной стене четверика (второй свет); характер оформления первоначального наличника на северном окне апсиды верхнего храма (восстанавливается методами научной реставрации); пилястры на углах объёмов основного храма: трапезной – без баз с ширинками над полуваликом, отделяющим нижний храм; четверика – на уровне первого светового яруса – пилястры, базы и капители которых образованы раскреповкой промежуточного и венчающего карнизов трапезной и апсиды верхнего храма, на уровне второго светового яруса – пучками из трёх колонн с кубическими капителями, дополненными раскреповкой карниза четверика, и полуваликами-перехватами в нижней и верхней части стволов; цилиндрические барабаны куполов основного четверика на прямоугольных в плане основаниях, с перспективными кокошниками на сторонах; аркатурный пояс с прямоугольными перехватами-«гирьками», на боковых барабанах из сдвоенных аркатур, на центральном – из одинарных; на центральном барабане четыре плоских прямоугольных с арочными перемычками ниши, ориентированных по продольной и поперечной осям храма; оформление цилиндрического барабана купола на апсиде нижнего храма верхним и нижним полуваликами;   - композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов колокольни, в том числе рамочные профилированные наличники с контрналичниками (нижняя часть скрыта кровлей трапезной) и треугольным перспективным навершием в нижнем ярусе; парные прямоугольные ширинки с изразцами под проёмами звонов; уступчатые импосты в основании архивольтов арочных перемычек в простенках яруса звонов; над проёмами поребрик, ограниченный полуваликами, повторяющий кривизну арочных перемычек; трёхчетвертные валики на рёбрах шатра колокольни; оформление слухов объёмными рамочными наличниками с подоконной полкой, раскрепованной на вертикалях боковин с прямоугольными «камешками» под ними, двухуступчатой перемычкой-карнизом и треугольным перспективным навершием; полувалик в основании восьмигранного барабана главки, двухуступчатый карниз в его завершении;  - композиция и архитектурно-художественное оформление крыльца и лестничного пролёта: оформление столбов крыльца: рельефно выделенный цоколь; квадратные в плане тумбы с ширинками на лицевых сторонах со вставленными в них полихромными изразцами (в ширинках южных столбов); восьмигранные колонны, завершённые уступчатыми карнизами, поддерживающими архивольты входных арок, акцентированных рядом поребрика, ограниченного полуваликами; профилированный венчающий карниз, общий с пролётом лестницы; парапет с рядом косых четырёхугольных перспективных ниш, ограниченным снизу полуваликом, в оформлении лестничного пролёта; двухступенчатый стилобат на западном фасаде крыльца;  композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов основного этажа северного придела: трёхуступчатый промежуточный карниз, отделяющий подклет от основного этажа придела; дощатый руст фасадов; огибающие угловые лопатки, а также промежуточная лопатка, разделяющая восточный и западный объёмы, горизонтально рустованные, с квадрами, дополненными крупными прямоугольными горизонтальными нишками, чередующимися с подобными нишками, разделёнными на три неравные части, из которых средняя значительно уже боковых равных частей; в оформлении окон восточной части придела профилированные трёхсторонние наличники с профилированными подоконными полками, укрупнёнными (более широкими) архивольтами, соединёнными профилированной тягой в простенках (кроме наличника на восточном фасаде), с клинчатыми вытянутыми вверх замковыми камнями и поставленными на угол (ромбом) квадратными «досками» над ними; прямоугольные горизонтальные профилированные подоконные филёнки в восточной части придела; трёхсторонние профилированные с профилированной подоконной полкой и аналогичными клинчатыми замковыми камнями наличники западной части придела (наличник на западном фасаде без замкового камня); барабан купола над восточной частью придела в форме восьмигранного цилиндра;  характер обработки фасадной поверхности: оштукатуренные поверхности наружных стен; исторически сложившаяся цветовая гамма фасадов: насыщенный красный цвет стен и белый декор; голубые купола четверика и колокольни основного храма с позолоченными звёздами;  пространственно-планировочная структура интерьера: историческая линейная планировка верхнего храма в капитальных стенах, выделяющих алтарную апсиду, четверик, трапезную, паперть, крыльцо с лестничным пролётом; историческая планировка нижнего храма в капитальных стенах, выделяющих паперть и притвор на западе, трапезную и храм (с широким проёмом), алтарь на востоке;  внутристенная кирпичная лестница на первый ярус колокольни в капитальной стене, разделяющей паперть и трапезную верхнего храма;  материал, конструкция и характер связей капитальных стен, перекрытия нижнего храма (западное помещение под папертью – коробовым сводом, основные помещения нижнего храма – коробовыми сводами на подпружных арках с глубокими клинчатыми распалубками, алтарная часть – конхой с распалубками); перекрытия верхнего храма (крыльцо – сомкнутым сводом, пролёт лестницы – коробовым сводом, паперть – коробовым сводом с щелыгой, расположенной поперёк основной композиционной оси храма, трапезная – коробовым сводом с клинчатыми распалубками над проёмами окон, двухсветный четверик – сомкнутым куполом; алтарная часть – конхой); перекрытия колокольни (сомкнутый свод в нижней ярусе; восьмигранный сомкнутый шатровый купол в верхних ярусах);  характер воздушных и внутристенных железных связей стен здания, в том числе опорных для подвеса паникадила в четверике верхнего храма;  архитектурно-художественное оформление интерьера нижнего храма: покрытие пола в восточной части лещадной плиткой;  архитектурно-художественное оформление интерьера верхнего храма, в том числе стеновые росписи, выполненные в технике фрески; напольное покрытие трапезной, четверика и алтарной части литой чугунной плиткой лекальных вогнуто-выгнутых очертаний; перспективный портал входа из паперти в трапезную;  местоположение, габариты, конструкция, конфигурация, оформление симметричного относительно центральной оси однорядного иконостаса трапезной, расположенного над арочным проёмом между трапезной и четвериком: иконостас столярного исполнения, состоящий из двух киотов-пилонов по сторонам проёма и яруса икон, расположенного над проёмом;   - оформление крупных прямоугольных киотов-пилонов, с высоким цоколем, с прямоугольным проёмом, фланкированным выступающими колоннами на пьедесталах, и венчающим антаблементом, раскрепованным на вертикалях колонн; в оформлении основания цоколя и пьедесталов колонн – профилированный плинтус, заполненный орнаментом из чередующихся акантовых листьев, обращённых вниз, и акантовых стрел, фланкированных небольшими листьями, обращённых вверх; в центральной части цоколя плоская рамка с угловыми розетками, веерными с диагональными лучами, отходящими от угла рамки, и вогнутыми «фестонами» на скруглённой стороне розетки; вазон в диагональную сетку, заполненную разнонаправленными по ячейкам диагональными полосками, со стилизованными пионовидными цветами и листьями, в центре цоколя, фланкированного выступающими вперёд пьедесталами боковых колонн киота-пилона; расположенный над плинтусом цоколя тонкий орнамент в форме гофров с мягкими складками и перехватом в центре в оформлении оснований и наружных (обращённых от киота), а также верхних граней пьедесталов колонн; пьедестал колонн из двух крупных волют, симметрично разнонаправленных из центра пьедестала вверх и вниз, лицевая сторона которых оформлена: у нижней волюты — орнаментом в форме развитого тонкого акантового листа, у верхней волюты — в форме цветочного букета с фигурными лентами и бутонами в верхней части и цветочными розетками вдоль волюты; тонкие скрученные развитые акантовые листья на боковых сторонах волют; прямоугольные филёнки с геометрическим орнаментом в форме  диагональных полос, при пересечении образующих розетки-ромбы разного размера, центральная розетка — вытянутый вверх шестигранник — заполнена четырёхконечным крестом с вытянутыми треугольными лопастями на боковых поверхностях цоколя; карниз в завершении цоколя с двумя рядами линейного орнамента в форме уплощённых волнообразно расположенных акантовых листьев и акантовых стрел, расположенных последовательно в профиль; гофры и геометрический орнамент из диагональных полос, при пересечении образующих ромбы, чередующиеся с вытянутыми шестигранниками с помещёнными в них четырёхконечными крестами в интрадосе проёмов; венчающий антаблемент киотов-пилонов, раскрепованный на вертикалях колонн, состоящий из фриза, заполненного уплотнённым орнаментом из ромбов и шестигранников с крестами, линейного орнамента из чередующихся цветочных розеток: пятилепестковых округлых и акантовых вытянутых, разделённых «гофрами»; линейный орнамент из ряда омегообразных акантовых листьев, расположенных разрывом вверх, и ряда бус с катушкой, в оформлении выступающего карниза;  - оформление яруса иконостаса: арочная перемычка иконостаса, состоящая из девяти проёмов под иконы разного размера и формы: по два треугольных около киотов-пилонов, боковые в форме неправильных пятиугольников, три центральных четырёхугольные, из которых средний по форме приближен к квадрату, нижней «доски», венчающего карниза и столбиков, разделяющих проёмы; в оформлении нижней «доски»: два ряда «гофров» на нижней кромке, «гофры» на верхнем и нижнем краях лицевой стороны «доски»; две разнонаправленных от центра волюты с крупным акантовым листом на лицевой стороне нижней волюты и виноградной гроздью с крупным цветком аканта и акантовыми листьями на лицевой стороне верхней волюты в оформлении лицевой стороны столбиков, разделяющих проёмы; на боковых сторонах волют листья аканта, скрученные параллельно завиткам волют; «гофры» на рамах проёмов; венчающий карниз арочной части иконостаса, раскрепованный на вертикалях столбиков и оформленный орнаментами, аналогичными орнаментам на карнизах киотов-пилонов;  местоположение, габариты, конструкция, конфигурация, оформление симметричного относительно центральной оси иконостаса четверика: четырёхъярусный иконостас столярного исполнения в пять широких осей с боковыми крыльями, расположенными вдоль южной и северной стен, высотой в два яруса, шириной в одну ось вдоль южной стены и две оси вдоль северной; первый и второй ярусы композиционно объединены; карнизы иконостаса, раскрепованные колоннами: промежуточные карнизы, венчающий карниз с разрывами на центральной композиционной оси;   - архитектурно-художественное оформление иконостаса: высокий цоколь, раскрепованный на вертикалях колонн и образующий их пьедесталы, с гладким плинтусом, прямоугольными резными ограниченными тонким орнаментом из бус розетками из несимметрично сильно скрученных развитых акантовых листьев на осях проёмов и сторонах пьедесталов (на крайней оси северного бокового крыла розетка круглая, состоящая из кольца, покрытого тонким редким геометрическим орнаментом (в ромб), с вложенными в него квадратом и четырёхконечным равносторонним крестом с широкой насечкой на лопастях); колонны с профилированными базами, витыми стволами (на нижнем ярусе с отступом по вертикали и рядом поставленных вертикально акантовых листьев у баз), обвитыми виноградными лозами с кистями и цветами, капителями из вертикально поставленных развитых акантовых листьев с фигурными абаками с вогнутыми сторонами и скошенными углами; промежуточные и венчающий карнизы, раскрепованные колоннами (нижний промежуточный карниз с дополнительными раскреповками, разделяющими боковые композиционные оси и завершающими боковые крылья иконостаса), состоящие из фриза с резными композициями из тонких сильно скрученных акантовых листьев на осях проёмов первого яруса с крупными вертикально поставленными развитыми резными акантовыми листьями на сторонах раскреповок, профилированным карнизом с небольшими нечасто поставленными цветочными розетками, завершённым рядом бус, и профилированной горизонтальной плитой;  - оформление двухстворчатых резных Царских врат на центральной оси первого яруса: Царские врата, прямоугольные с полуциркульно вогнутой верхней кромкой обеих створок; цоколь створок, оформленный аналогично цоколю иконостаса с круглыми розетками: кольцо, покрытое тонким редким геометрическим орнаментом (в ромб), с вложенными в него квадратом и четырёхконечным равносторонним крестом с широкой насечкой на лопастях; полотна ворот из тонкой гладкой рамы с помещёнными в неё развитыми акантовыми листьями и стрелами с сильно скрученными стволами; на створках шесть овальных вертикального расположения профилированных рам, нижние четыре из которых перехвачены по бокам завитками основного мотива, верхние украшены венцами; в рамах иконы, соответствующие канону; нащельник царских врат рельефно выделен и украшен витым «шнуром», также завершённым венцом; в круглом проёме над Царскими вратами, образованном кривизной верхних кромок Царских врат и полуциркульной выемкой над ними, резная композиция «Святой Дух» в форме парящего в облаке с крутыми объёмными завитками голубя с радиально расходящимися от него лучами с «расщеплёнными» концами; над круглым проёмом на уровне промежуточного карниза между вторым и третьим ярусами арочный проём с повышенной стрелой, с иконой «Тайная вечеря»; с обрамлением сложной резной композицией с вогнутой нижней стороной: подчёркнуто линеарные акантовые листья с загнутыми концами, переходящие в разомкнутые кнорпели с завитками-шариками на концах и элементами картушей – диагональная сетка в верхней части обрамления и горизонтальные полосы по бокам композиции, связывающие собственно раму и боковые завитки;  - оформление первого яруса, кроме центральной оси: крупные прямоугольные вертикальные проёмы с профилированными рамами; под проёмами резные симметричные композиции-«виньетки» из тонких акантовых листьев, в том числе образующих картуши и утончённые кнорпельверки;  - оформление второго яруса, кроме центральной оси: небольшие прямоугольные горизонтальные проёмы с профилированными рамами, над проёмами резные симметричные композиции-«виньетки», аналогичные композициям первого яруса, из тонких акантовых листьев, в том числе образующих картуши и утончённые кнорпельверки;  - оформление третьего и четвёртого ярусов: крупные повышенные прямоугольные с арочными перемычками проёмы на центральной оси, двойные прямоугольные с арочными перемычками проёмы на вторых осях, строенные с тонкими витыми столбиками прямоугольные с арочными перемычками проёмы на боковых осях; резные композиции из сплетённых вытянутых акантовых листьев, повторяющие конфигурацию верхних кромок рам, в том числе заполняющие пазухи архивольтов проёмов, над проёмами;  - крупный вертикальный прямоугольный проём на центральной оси, завершающий композицию иконостаса иконой «Распятие», образованный рамой, прямоугольной с криволинейной наружной кромкой, перспективной, заполненной сплошным орнаментом из акантовых листьев и рядом бус по наружному краю, в нижней части фланкированной двумя крупными волютами из развитых акантовых листьев и завершённой симметричной резной композицией из акантовых листьев;  местоположение, размеры, конфигурация исторических внутренних проёмов в капитальных стенах здания;  характер столярных заполнений внутренних дверных проёмов здания;  заполнение центрального проёма, соединяющего паперть и трапезную: одинарная деревянная дверь, окованная железом с решётчатой полосной оковкой наружной стороны, внешняя полоса которой акцентирует арочную форму дверного полотна, заклёпки крепления полос с квадратными головками, в том числе поставленные на угол (ромбом), в местах пересечения полос – составные кованые же розетки из плоских колец с помещёнными в них восьмиконечными звёздами со слюдяными вставками под ними и объёмной округлой головкой клёпки; на внешней стороне двери у замкового края – два навеса для висячих замков, ключевина для внутреннего замка, вертикальная проушина навесного замка; «бриллиантовая» роспись квадратов, образованных оковкой, на наружной стороне двери: треугольниками в четыре цвета: два оттенка красного, чёрный, серый, белый; на внутренней стороне двери исторический кованый накладной замок с механизмом, закрытым неровным металлическим листом с фигурным просечным краем; крюки и петли крепления двери кованые;  элементы инженерных систем здания: внутристенные отопительные (вентиляционные) каналы нижнего храма;  настенная живопись XVIII века.

Полный адрес: Ярославская область, г. Углич, Кремль, корпус 3
Время создания: 1692 г.
Вид объекта: Памятник
Категория историко-культурного значения: Федерального значения
Общая видовая принадлежность: Памятник градостроительства и архитектуры
Первоисточник: Сведения из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации
Ссылка на первоисточник: https://opendata.mkrf.ru/opendata/7705851331-egrkn
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Регион

Возврат к списку
Обратите внимание

    Акции и купоны

    Постельное бельё

    Магазины

Регионы России
Реклама на сайте