Исторические характеристики:Здание построено в 1881–1882 гг. по проекту архитектора С.Л. Мысловского для коммерческого банка. В 1934 г. здание было достроено тремя этажами по проекту архитектора Н.В. Троицкого для Промышленного банка. В 1973 г. на первом этаже открылся Дворец бракосочетания.Градостроительные характеристики - местоположение здания; - композиционная и градостроительно–средовая значимость в формировании планировочной схемы и архитектурно-пространственной композиции центра города;- здание определяет масштаб и пропорции застройки красной линии нечетной стороны застройки площади Ленина вдоль Кольцовского сквера;- визуальные и композиционно-видовые связи памятника Архитектурные характеристики:- яркий образец общественного здания, целостная композиция которого сформирована из разновременных объемов; - архитектура здания с парадным главным фасадом обладает эклектичным обликом. Нарядная декорация ренессанса, использованная в оформлении первоначального объема, подчеркнута сухими формами советского классицизма верхних этажей. Пятиэтажные дворовые крылья и выступающий между ними на колоннах объем (зал) выполнены с использованием приемов конструктивизма;- парадные помещения здания представляют собой, устойчивый тип парадного интерьера эпохи сталинской архитектуры. Художественно-эмоциональные характеристики:- с 1973 года место бракосочетания воронежцев, запечатленное на видовых открытках и в домашних архивах.Научно-реставрационные характеристики:- положительный пример приспособления исторического здания для дальнейшего использования путем надстройки верхними этажами по проекту Троицкого (1934г.);- ремонтно-реставрационные работы по согласованной научно-проектной документации в 2004 году (ГАП Сысоев В.М) Функциональные характеристики:- эксплуатационные качества здания соответствуют функциям современного здания общественного назначения.Особенности объемно–пространственной композиции, составляющие Предмет охраны:● объемно-пространственная композиция пятиэтажного здания на момент его принятия под государственную охрану (на конец ХХ века) - пятиэтажный объем, обращенный главным парадным фасадом к Кольцовскому скверу (далее по тексту основной объем), который сформирован из двух разновременных объемов: - двухсветный первоначальный объем, построен по проекту С. Л. Мысловского в 1882 году. Выделяется на главном фасаде и обозначен на торцевом южном фасаде фасадах лопатками, карнизом и крупными арочными окнами и нишами; - юго-западная пристройка первого этажа и надстройка верхних этажей, выполнены Н.В.Троицким в 1934 году. ● членение объемно - пространственной композиции по вертикали на нижний и верхний объемы: - нижний объем с подвалом, включающий первоначальный объем с подвалом, «Т-образный» в плане, двухсветный вдоль главного фасада, (далее по тексту первоначальный объем) и юго-западную пристройку первого этажа с подвалом, пристроенную Троицким в 1934 году к первоначальному объему; - верхний объем - надстройка верхних этажей (3-5 этажи) над нижним объемом возведенная в 1934 году по проекту архитектора Н.В. Троицкого, (далее по тексту верхний объем);●конфигурация здания в плане на коней ХХ века;● со стороны улицы основной объем пятиэтажный, со стороны двора включает в себя двухэтажный объем – дворовую часть первоначального объема. Пристройка, к двухэтажному объему, возведенная в начале 2000-х годов, Предметом охраны не является. Особенности пространственно- планировочной структуры здания, составляющие Предмет охраны:● пространственно-планировочная структура здания создается двумя разновременными объемами с учетом изменений, произведенных в течение эксплуатации здания во второй половине ХХ века:- нижний объем, включающий объем первого и второго этажа, который состоит из первоначального объема планировочно объединенного с более поздней юго-западной пристройкой Троицкого;- верхний объем (объем третьего, четвертого, пятого этажей), надстроенный Троицким, имеющий поэтажное зонирование, объединенное посредством лестничных клеток;● исторический каркас здания, в составе фундаментов, несущих стен подвала и стен нижнего и верхнего объемов; подвальных перекрытий; жестких дисков монолитных перекрытий первоначального объема, перекрытий верхнего объема, включая конструктивную схему, местоположение, планировочные отметки, тип, материал конструкций; ● первоначальный объем с подвалом - историческое планировочное ядро здания, которое определило построение каркаса и свободную планировочную схему верхних этажей здания: - пространственно-планировочная структура первоначального объема с трехчастной базилиакальной структурой;-пространственно-планировочная структура подвала под сводчатыми перекрытиями;- свободная планировочная схема: местоположение, взаимосвязь всех помещений; - интерьеры парадной зоны, включающей комнаты для предварительных церемоний, вестибюль, двухсветный зал с парадной лестницей, ведущей в зал регистраций;● свободная планировочная схема верхних этажей здания, в основе которой исторически заложенное трехчастное деление внутреннего пространства несущими стенами и свободное размещение самонесущих стен и перегородок;● фиксированное положение лестничных клеток.Предметом охраны являются конструкция и материал конструкций, формирующих каркас здания (на конец ХХ века), включая: ● фундаменты бутовые, ленточные;● подвальное перекрытие первоначального объема по типу сводов Монье ● несущие стены здания сложены из красного керамического кирпича пластического прессования. Предметом охраны являются размеры и технические характеристики кирпича, Предметом охраны не является время изготовления кирпича;● перекрытия парадной зоны: бетонные монолитные; балочные кессонного типа в парадном зале;● Предметом охраны не является купол над залом регистраций (как поздняя конструкция). Форма, тип крыши и конструкций над основным объемом здания:- высотные характеристики, существующие конструкции крыш: габариты чердака, тип стропильной системы; высота конька;-кровля над каждой частью здания: металлическая листовая кровля, кровельный свес не превышает допустимый требованиям РНиП на зданиях исторической застройки.Тип отделки: высококачественная штукатурка по кирпичной кладке, с последующей покраской фасадов.Колористическое решение: фасады покрашены в оттенки тона золотистой охры, акцент создают рельефные декоративные элементы, выступающие из фасадной плоскости, выделенные белым (оттенками белого) цветом. Предметом охраны не являются: тип краски; монохромность покраски стен, возможна тоновая полихромия Техника исполнения декоративных элементов: - первый тип - тянутые по рельефным выступам кладки штукатурные профильные тяги; - второй тип – лепные рельефные элементы и барельефы, отлитые в формах, двух видов - штучный рельеф (капители, замковые камни) и погонажный рельеф (профильные пояски карнизов, филенки ниш);-третий тип – крупный накладной рельеф (кадры бриллиантового руста).● Главный фасад здания отражает этапы формирования здания, формируется из двух разновременных стен верхнего и нижнего объемов: - двухсветный фасад первоначального объема (1882 год); - фасад трех верхних этажей (1934 год); ● местоположение, конфигурация фасада в плане и силуэт фасада;● главный фасад формирует архитектурный облик здания● архитектурно-художественное оформление фасада соответствует эклектике, сочетающей разновременную историческую архитектуру верхней и нижней частей: - главный фасад верхнего объема выполнен с использованием форм и приемов советского классицизма; - главный фасад нижнего объема выполнен с использованием форм и приемов ренессанса;● фасадная композиция членится по горизонтали на три части согласно местоположению внутренних несущих стен: на среднюю часть и боковые части (боковые симметричные креповки);● фасадная композиция членится по вертикали мощными антаблементами, помещенными над фасадом нижнего объема, над объединенной композицией третьего и четвертого этажей, над пятым этажом. Фасад нижнего объема, отделенный антаблементом, служит мощным основанием трехэтажного фасада верхнего объема, помещенным с отступом относительно нижнего объема; ● местоположение, форма, габариты оконных проемов; ● над фасадом с отступом от края расположен парапет;● углы фасада нижнего объема и выступы боковых креповок скруглены;● местоположение, форма, габариты, структура главного входа; ● цоколь выступает из фасадной плоскости, линия цоколя оформлена профилированной полкой;● боковые части фасада верхнего объема оформлены симметричными колоннадами, объединяющими композицию третьего и четвертого этажей, вертикаль колонн продолжена выше на пятом этаже пилястрами, ритм которых соответствует ритму колонн;● средняя часть фасада верхнего объема повторяет членения фасада нижнего объема, сохраняя по вертикали ритм широких пилястр между окнами: на третьем и четвертых этажах в виде креповок фасадной стены, оформленных классическим линейным рустом; на пятом этаже в виде накладных строенных пилястр, сформированных по типу триглифов;●дверные проемы четвертого этажа средней части акцентированы треугольными сандриками и французскими балконами (реставрационное дополнение 2004 года).Основными характеристиками торцевых фасадов являются:•Конфигурация в плане дворового фасада соответствует сложной объемно-пространственной композиции здания:• местоположение стен. Дворовой фасад сложной формы, состоит из пятиэтажных фасадных стен, ограничивающих со стороны двора основной объем здания и фасадных стен, ограничивающих двухэтажную пристройку;•дворовые фасады, обладают лаконичным обликом, без особых архитектурных особенностей. Пятиэтажные дворовые ризалиты и выступающий между ними на двухэтажный объем (зал) выполнены под влиянием конструктивизма. Простые и лаконичные формы поддержаны ритмом и положением оконных проемов. Фасады оштукатурены и окрашены;• по всем стенам дворового фасада проходит венчающий карниз;•Северный ризалит повышен треугольным аттиком.Дворовые фасады двухэтажного объема, возведенные в начале 2000-х годов Предметом охраны не являются.Основными характеристиками торцевых фасадов являются:•местоположение стен;•различная протяженность торцевых фасадов - фасады, ограничивающие торцы основного объема, отличаются по протяженности и структуре;• высота фасадов;•расположение, ритм, оформление оконных проемов;•членение фасадов по вертикали горизонтальными карнизами; •включение стен первоначального объема в боковые фасады:включение в торцевой южный фасад стены первоначального объема. На южном фасаде хорошо прочитываются декоративные элементы фасада первоначального объема: он обозначен лопатками, антаблементом, массивным карнизом, несущим архивольты над крупными арочными окнами; На северном фасаде фасад закрыт расположенным рядом зданием;•акцентирующими элементами северного торцевого фасада являются пилястры верхнего объема, объединяющие композиции третьего и четвертого этажей, помещенные по краю фасада и в простенке, создающие ассиметричное горизонтальное членение фасада; междуэтажные и венчающий горизонтальные карнизы, разделяющие фасад по вертикали. Внимание! Название фасадов по сторонам света указано условно. Северным является торцевой фасад, развернутый в сторону Проспекта революции.Главный фасад здания увенчан парапетом, расположенным с некоторым отступом от края фасада. Парапет имеет симметричное трехчастное построение, повторяющее конфигурацию главного фасада. Над средней частью фасада – глухие стенки, оформленные крепованными прямоугольными лежачими филенками, чередуются с перильной сквозной балюстрадой.Над боковыми частями фасада – глухая стенка парапета, повторяющая членения стены по горизонтали. Стенка раскрепована в углах и декорирована квадратичными нишками. Глухие участки парапета сложены из красного кирпича, оштукатурены, окрашены. Цоколь выступает из фасадной плоскости. Выступ цоколя акцентирован профильной полкой, перспективной формы, сформированной из профильных полок, вынесенных друг относительно друга. В настоящее время цоколь облицован плиткой, что не является Предметом охраны.Колоннады малого ордера, композиционно объединяют третий и четвертый этажи, имитируя четырех колонные портики, несомые «стилобатом» первоначального объема здания.Полуколонны объединены массивным венчающим карнизом антаблемента, раскрепованного по месту выступов капителей колонн. Базы полуколонн помещены на выступы венчающего карниза нижнего объема. Стволы гладкие с энтазисом, капители коринфского ордера с элементами советской символики 1950-х годов. Абаки с вогнутыми краями. .•Пилястры, помещенные на выступ в крепованных частях антаблемента между оконными проёмами, продолжают вертикаль колоннады 3 и 4 этажей.•Стволы пилястр прямые, гладкие, капители формируется за счет креповки профильных поясков архитрава антаблемента. •В средней части фасада пилястры строенные, выполненные по типу триглифов, повторяют композицию декоративного фриза нижнего объема. Стволы пилястр прямые, гладкие, капители формируется за счет креповки профильных поясков архитрава антаблемента•Ширина композиция из строенных пилястр совпадает со сплошными участками, заключенными между балюстрадами - парапета средней части, помещенного над главным фасадам. Антаблемент проходит вдоль главного фасада, венчает нижний объем, повторяет конфигурацию главного фасада, горизонтальные части и элементы антаблемента крепуются по месту креповки боковых частей фасада и пилястр.Антаблемент формируется из трех частей: - архитрав оформлен фасциями, т.е. состоит из трех горизонтальных полок, слегка выступающих одна над другой;- фриз декорирован квадрами бриллиантового руста, размещенными над пилястрами декоративного фриза. Количество квадров соответствует ширине пилястр, над одиночными пилястрами одиночные квадры, над строенными строенные квадры. - классический трехчастный карниз с массивной выносной плитой значительного выноса, по софиту которой вдоль поддерживающей части расположены кронштейны, декорированные штучными лепными растительными орнаментальными рельефами типа «акант», установленными на прямоугольные основания. Поддерживающая часть карниза ступенчатой формы, формируется из профильных поясков, оформленных шаблонными тягами.Венчающая часть карниза ступенчатой формы, оформлена профильными шаблонными тягами.На выступе карниза помещена композиция третьего и четвертого этажей.Антаблемент венчает объединенную композицию третьего и четвертого этажей, отделяя ее от верхнего пятого этажа,Антаблемент состоит из трех частей: - архитрав ступенчатой формы, формируется из профильных поясков, оформленных шаблонными тягами, т.е. состоит из горизонтальных полок, слегка выступающих одна над другой;- фриз гладкий, раскрепован в боковых частях фасада над полуколоннами. Акцент создается треугольными сандриками над оконными проемами средней части, помещенными во фризе. - классический трехчастный карниз с выносной плитой значительного выноса, под которой поддерживающая часть ступенчатой формы, формируется из профильных поясков, оформленных шаблонными тягами. Венчающая часть карниза ступенчатой формы, оформлена профильными шаблонными тягами.Все горизонтальные части и элементы антаблемента крепуются по месту креповки боковых частей фасада и по месту расположения полуколонн.Антаблемент проходит вдоль главного фасада, венчает верхний объем, наряду с парапетом формируя силуэт здания.Антаблемент состоит из трех частей: - архитрав поясок, ограниченный снизу и сверху профильными поясками, каждый из которых оформлен фасциями, т.е. состоит из трех горизонтальных полок, слегка выступающих одна над другой. Все горизонтальные элементы архитрава крепуются по месту расположения пилястр;- фриз пустой глухой, проходит сразу под выносной плитой, мутулы поддерживающей части расположены вдоль софита выносной плиты во фризе; - карниз с массивной выносной плитой значительного выноса, по софиту которой в качестве поддерживающей части расположены волютообразные кронштейны, декорированные штучными лепными растительными орнаментальными рельефами. Венчающая часть карниза ступенчатой формы, оформлена профильными шаблонными тягами. Карниз и фриз крепуются по месту креповки боковых частей фасада.Все горизонтальные части и элементы антаблемента крепуются по месту креповки боковых частей фасада и по месту расположения пилястр боковых частей.• Массивный карниз ступенчатой формы проходит на уровне пят арочной части оконных проемов, является основанием архивольтов, обрамляющих окна нижнего объема.•Карниз повторяет вертикальные членения фасада, раскреповывается на простеночных пилястрах и огибает скругленный углы фасада, перетекает на торцевой южный фасад.•Карниз имеет ступенчатую форму, двухчастную структуру с широкой поддерживающей частью.Горизонтальные пояски карниза оформлены профильными шаблонными тягамиМежду карнизом и архитравом формируется широкий фриз, декорацию которого в средней части фасада создает ритм полуциркульных архивольтов, укрепленных на выступе массивного карниза, разделенных строенными пилястрами, помещенными в простенках окон над рустованными стволами В симметричных боковых креповках фасада фриз на три части разделяют одиночные пилястры. Между ними находятся ниши-полусферы, обрамленные тондо, а на оси креповки размещен архивольт с замковым камнем, обрамляющий средний проем.Горизонтальные карнизы, разделяющие фасадные композиции ступенчатой формы. Карнизы выполнены в технике кирпичного рельефа с последующим наложением карниза профильных шаблонных тяг •Простенок между крупными оконными проемами оформлен как пилястра.• Ствол пилястры покрыт гипертрофированным брильянтовым рустом и отделен капители массивным карнизом. По оси простенка руст акцентирован ритмом уплощенных квадратных ниш, помещенных на одной вертикали.• Капители пилястр сформированы по типу триглифов из строенных уплощенных накладных пилястр, объединенных полкой венчающего карниза.•Руст оформляет ствол широких пилястр средней части, простенки боковых частей, скругленные углы края выступов фасадов. •Бриллиантовый руст оформлен гипертрофированными квадрами, которые имеют форму параллелепипедов различной величины, с выступающими лицевыми гранями, развернутыми вдоль фасада.•Над оконными проемами кадры руста имитируют веерную перемычку•Квадры бриллиантового руста в форме уплощенной пирамидоидальной формы, размещены под окнами и включены в очень широкий венчающий карниз.• Квадры руста выполнены в технике накладных элементов, по типу крупных рельефов, отлитых в формах. •Архивольт с замковым камнем, выполнен в технике лепного рельефа, оформлен профильными штукатурными тягами, выполненными по шаблонам•Замковый камень выполнен в технике штучного орнаментального лепного рельефа, отлитого в форме. Имеет волютообразную форму с гладкими боковыми гранями. Поверхность камня оформлена орнаментальным мотивом «бороздки»•Форма, местоположение оконных проемов на фасадах: - крупные оконные проемы первого этажа главного фасада – окна двусветных парадных залов – по размерам соответствуют окнам в два яруса света - прямоугольные арочного завершения (нижний объем главный фасад, средняя часть). Эти оконные проемы можно причислить к вертикальным членениям фасада; - узкие прямоугольные проемы боковых частей двух типов - (нижний объем первый этаж, боковые окна в боковых креповках фасада; верхний объем третий этаж верхнего объема);- окно в два яруса света - нижний оконный проем прямоугольный, верхний проем арочный полуциркульной формы (нижний объем, первый этаж, среднее окно в боковой южной креповке фасада);- прямоугольные оконные проемы полуциркульного завершения (верхний объем, третий этаж);- прямоугольные оконные проемы полуциркульного завершения (нижний объем, южный торцевой фасад);- прямоугольные оконные проемы (верхний объем четвертый, пятый этажи);- прямоугольные оконные проемы торцевых фасадов;- квадратные оконные проемы дворового фасада (верхний объем, третий, четвертый, пятый этажи);- все прямоугольные оконные проемы, распложенные на северном ризалите дворового фасада. Оконные проемы дворовых фасадов двухэтажного объема в части зала регистраций Предметом охраны не являются.● Размеры и конфигурации заполнения оконных проемов на главном фасаде здания после реставрации 2004 гг. Реставрация оконных заполнений выполнялась на основании архитектурных обмеров с сохранением исторической расстекловки, на первоначальный период каждого из объемов. Расстекловка переплетов нижнего объема выполнена такой же, как на архивных фотографиях начала ХХ века и 50-х годов.● Заполнение оконных проемов - деревянные стеклопакеты с тройным остеклением соответствует форме оконных проемов. Оконный блок состоит из прямой и арочной частей. Арочная часть заполнения – глухая фрамуга, разделенная средниками на сегменты; прямоугольная часть проема разделена вертикальными и горизонтальными средниками на глухую и распашную части. Распашная часть с двумя створками •Накладные треугольные сандрики, оформленные профильными шаблонными тягами укреплены на декоративных кронштейнах, расположенных с двух сторон от дверного проема на уровне перемычки окна.•Волютообразные кронштейны, отлитые в формах, декорированы штучными лепными растительными орнаментальными рельефами•Французские балконы со сквозным ограждением балюстрадой расположены под оконными проемами.•Балюстрада выполнена в технике рельефа, отлитого в формах с квадратичными столбиками по краям балюстрады и перильным ограждением перспективной формы. Балюстрада укреплена на прямоугольной бетонной плите основания.•Балконы - реставрационное дополнение. В конце ХХ века были срезаны балконные плиты и в ходе ремонтно-реставрационных работ 2004 года заменены на французские балконы. Подоконные полки акцентированы «фартуками», декорированными прямоугольными филенками, в которых помещены глубокие прямоугольные ниши. Проем расположен на оси симметрии северной боковой креповки фасада, имеет строение в два света: прямоугольная основная часть и арочное завершение, отделенное массивным горизонтальным карнизом. Оформление и структура дверного проема подчеркивает целостность фасадной композиции и единообразие в оформлении дверного и оконных проемов.Арочное завершение оформлено аналогично завершениям оконных проёмов. Проем заполнен двупольным филенчатым деревянным дверным блоком с глухим филенчатым остекленным тимпаном.Выносной козырёк над дверным проёмом является реставрационным дополнением 2004 года, материал и техника исполнения козырька не является Предметом охраны.•Проездная арка с металлическими распашными воротами.•Фасад арки сложен из кирпича, оштукатурен, окрашен, увенчан карнизом.•Проездной проем – прямоугольный полуциркульного завершения, арочная часть проезда по софиту оформлена профилированным архивольтом, который установлен на венчающие карнизы пилонов, фланкирующих проезд по бокам – архитектурная цитата, снятая с главного фасада. •Ворота металлические, распашные, навесные. Высота ворот до отметки пят арки.Рисунок решетки ворот и способ крепления ворот Предметом охраны не является.Парадная зона ЗАГСа сформирована из нескольких помещений: вестибюля, парадного зала, комнат для предварительных церемоний. Интерьер парадной зоны относится к устойчивым типам парадных интерьеров зданий общественного назначения конца 1940-х- 1950-х годов. В ходе реставрации 2004 года проведена реставрация интерьеров на основании научно-проектной документации, согласованной в 2004 году (ГАП Сысоев В.М) Парадный зал Особенности интерьера парадного зала, включенные в состав Предмета охраны.● Парадный зал двусветное, прямоугольное в плане помещение с окнами в два яруса света, расположенное вдоль главного фасада, в центре первоначального объема. Объем парадного зала ограничен несущими стенами и перекрыт большепролетным монолитным перекрытием кессонного типа с продольными и поперечными несущими балками, с опорой на несущие стены по периметру помещения.С северной и южной стороны расположены широкие арочные проемы, ведущие соответственно в вестибюль и комнаты предварительных церемоний. ● Парадная лестница. С западной стороны размещены три одномаршевые лестницы, объединенные широкой площадкой, за которой помещена западная стена зала с тремя арочными проемами, ведущими в зал регистраций ● Стены Декоративная композиция стен парадного зала повторяет декорацию главного фасада вертикальные глухие (ниши) и сквозные проемы арочного завершения, оформленные архивольтами с замковым камнями, членят внутренние несущие стены. Проемы по форме и габаритам аналогичные арочным окнам главного фасада. В простенках помещены парные пилястры с каннелированными стволами и капителями орнаментированными мотивами «ов». Помещение венчает мощный антаблемент, стилизованный под двухъярусный карниз, в котором глухой пустой фриз отделяет развитый венчающий карниз от высокого архитрава, фасции которого декорированы лепным орнаментальным пояском растительных мотивов.● Потолки кессонного типа. Монолитное балочное перекрытие с выступающими из плоскости потолка продольными и поперечными балками, формирующих прямоугольные ячейки кессонов различной величины, оформленных как потолочный плафон. Ритм ячеек, определен местоположением главных и второстепенных балок. Софиты балок перекрытия, выступающих за пределы ячеек, оформлены профильными шаблонными тягами.Боковые стенки балок обрамлены рамками из профильных штукатурных тяг. Контуры ячеек по периметру оформлены широкими карнизами, акцентированными лепными рельефными орнаментальными поясками. В центр плафона помещены лепные орнаментальные элементы: сборные композиции из цветочных и растительных орнаментальных мотивов; орнаментальные розетки; накладные доски в центре находится розетка – основание люстры.• Пол помещений и ступени лестниц покрыты плиткой из белого мрамора.•Межкомнатные дверные заполнения.Особенности интерьера вестибюля, включенные в состав Предмета охраны ● Двусветное, прямоугольное в плане помещение вестибюля в два яруса света размещено в северной боковой креповке фасада, ограничено несущими стенами и перекрыто плоским монолитным перекрытием, опирающимся по периметру помещения. Помещение, разделено верхней и нижней стенами - аркадами на три части и спланировано в двух уровнях, благодаря одномаршевой лестнице помещенной посередине. Сразу при входе размещен компактный узкий тамбур, отделенный от вестибюля нижней аркадой. Площадку лестницы от лестничного марша отделяет верхняя аркада со сквозными арками. С южной стороны расположен дверной проем, ведущий в парадный зал.● Аркады построение и оформление верхних аркад одинаковое. Арочные проемы, сформированы архивольтами, укрепленными на пилястрах, помещенных с четырех сторон на квадратичных столбах. Средний проем, более широкий, относительно узких боковых проемов, сквозных на нижней и верхней аркадах.На нижней аркаде арочная часть среднего проема - проем второго света, отделена от нижней прямоугольной части, которая заполнена филенчатым деревянным двупольным дверным блоком. ● Лестница вестибюля - широкая одномаршевая, ведет на широкую площадку и оттуда в парадный зал.● Потолок оформлен по типу плафона, контур которого оформлен галтелью, очерченной тянутыми профильными карнизами. Боковые стены помещения повторяют фасадную декорацию, завершены антаблементом, карниз которого помещен вдоль софита потолочного карниза и гладким пустым фризом отделен от архитрава, выполненного как карниз нижнего яруса, креповка которого формирует капитель пилястры, гладкие стволы которых помещены в простенки между двухсветными нишами арочного завершения. Горизонтали верхних карнизов поддерживают профильные карнизы, расположенные в уровне пят арочной части аркад и баз пилястр. ● Пол помещений и ступени лестниц покрыты плиткой из гранита Помещения для предварительных церемоний.Два помещения расположены в юго-восточной части здания, разделены несущей стеной с арочным проемом. Проходное квадратное в плане помещение с двумя световыми проемами на торцевом южном фасаде ведет в парадный зал и в зал предварительных церемоний. Помещение ограничено несущими стенами и перекрыто монолитным перекрытием, опорой которого служат несущие стены.● Зал предварительных церемоний - двухсветное, прямоугольное в плане помещение, расположенное вдоль главного фасада в его южной боковой креповке. Окна выходят на главный фасад. Помещение ограничено несущими стенами и перекрыто монолитным перекрытием, опорой которого служат несущие стены.● Помещения по периметру увенчаны антаблементом с развитым карнизом, декорированным профильными шаблонными тягами, рельефными орнаментальными поясками. В простенки арочных оконных проемов помещены пилястры. На боковых стенах помещения на одной оси размещены крупные двухсветные ниши арочного завершения, фланкированные по бокам пилястрами. Габариты проемов аналогичны габаритам двухсветных проемов. Пилястры с каннелированными стволами, коринфскими капителями, абаки со срезанными углами и вогнутыми сторонами. Потолок как плафон, переход которого к стене помещения оформлен галтелью. Контур плафона по периметру поддерживается рамкой из профильных штукатурных тяг, в центре помещена розетка для рожковой люстры.Внимание! Поэлементный состав, форму, технику исполнения, материал декоративных элементов относящихся к Предмету охраны интерьеров парадной зоны, следует уточнить при разработке научно-проектной документации по сохранению объекта! Регистрационный зал – помещение расположенное сразу за парадным залом, был реконструирован в начале 2000-х годов. Архитектурный объем помещения формируется из первоначального объема второго этажа и пристройки выполненной в начале 2000-х годов Первоначальный объем зала был ограничен несущими стенами первоначального объема, фактически этот объем был сохранен при постановке здания под государственную охрану в 1983 году. Реконструкционные изменения, объема, связанные с приспособлением здания под ЗАГС выполненные в начале 2000-х, годов не являются Предметом охраны. Подлинной исторически ценной является та часть зала, которая относится к первоначальному объему. Над залом позднее сферическое перекрытие, которое не является Предметом охраны.●Межкомнатные дверные проемы и проемы аркады - проемы крупные прямоугольные, арочного завершения, высотою в два света, оформлены по аналогии с оконными проемами - арочная часть проема обрамлена архивольтом, установленным на массивный профилированный карниз, помещенный в уровне пят арок.Дверное заполнение деревянное, с арочной глухой остекленной фрамугой, разделенной средниками на сегменты. Прямоугольная часть проема заполнена дверным блоком с глухим остекленным тимпаном и распашными филенчатыми полами, филенки которых остеклены В ячейках кессонированного потолка парадного зала установлены хрустальные ярусные люстры с латунным каркасом (дата установки не известна) соответствующие оригинальной архитектурно-интерьерной стилистике сталинской эпохи.Сохранилась часть подвалов первоначального объема.Подвалы со стороны улицы засыпаны, доступ туда отсутствует. Планировочная схема подвала определена положением несущих стен. Каждое из подвальных помещений перекрыто сводами малой кривизны по металлическим прокатным балкам, развернутых в разных направлениях. Направление щелыг сводов зависит от направления несущих балок. Материал сводов следует уточнить.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.