Объемно-пространственное композиционное построение со всеми фасадами.Здание сооружено по оригинальному проекту архитектора А. В. Миронова в 1935 году. Шестиэтажное здание симметричным главным фасадом обращено к проспекту. При далевом визуальном восприятии это монументальное сооружение напоминает огромную книгу, поставленную обрезом вниз. Объёмно-пространственная композиция здания отражает тектонику всего сооружения в целом. Закономерности строения здания, соотношение несущих и несомых частей, художественно выражены в пластических формах. Несмотря на классические архитектурные элементы, размещенные на фасадах здания, в облике здания уловимы черты конструктивистского стиля. Монументальный объём здания разделен по вертикали на три части. Средняя часть,отличающаяся простотой и рационализмом архитектурного решения, посажена на мощные устои аркады, акцентирующей нижние этажи здания. Венчающий композицию шестой этаж завершен массивным карнизом. Здание имеет геометрически правильный сложный многоугольный план, характерный для построек эпохи конструктивизма. Со стороны двора композиция акцентирована мощным квадратным выступом, в котором размещена лестничная клетка. Главный вход в здание расположен на оси симметрии главного фасада здания. Пространственно-планировочная структура здания.Исторический каркас здания сформирован из наружных несущих стен и внутренней сетки колонн, закрепленных жестким диском монолитного перекрытия с продольным и поперечным расположением балок. Наружные стены выполнены из красного кирпича. Внутренние несущие стены каркасного типа, состоят из ряда колонн, между которыми размещены облегченные перегородки. Внутренняя пространственно планировочная структура соответствует зданиям каркасного типа, что создает возможности для трансформации внутреннего пространства - прием, характерный для конструктивизма. Внутренняя планировка помещений в 1950-е гг. выполнена по проекту архитектора Б.П. Глотова. Внутренние помещения в процессе эксплуатации здания в конце 20 века приспособлены для размещения общественных организаций. Главный фасад.Главный фасад здания имеет сложносоставную структуру,которая художественно выражает конструктивную схему фасадной стены. Декоративно пластические приемы, использованные для оформления главного фасада,отражают ренессансный период советской архитектуры конца 1930-х гг., переход от рационального конструктивистского стиля к формам классической архитектуры. Созданный А.В. Мироновым архитектурный облик главного фасада эклектичен. Горизонтальные карнизы членят фасад по вертикали на три яруса:мощный нижний ярус, акцентированный аркадой второго этажа, служит основанием среднего яруса, трактованного в стиле конструктивизма. В центре композиции, на оси симметрии, над главным входом в здание помещено рельефное панно с изображением К. Маркса, Ф. Энгельса и В. Ленина. Парадный третий ярус увенчан массивным классическим карнизом, оформленным модульонами. Оконные проёмы принимают активное участие в формировании облика фасада. В нижнем ярусе первый этаж с большими витринами трактован как цокольный, второй с крупными арочными окнами оформлен классической аркадой на мощных устоях с балюстрадой. Частый ритм узких полуциркульных окон верхнего, шестого этажа, образует аркатурно-колончатый пояс, который придает парадный классический образ монументальному объёму здания. Ритмично расположенные квадратные проёмы среднего яруса, забранные в строгие рамочные наличники, придают сдержанную выразительность средней части фасада. Несомненным декоративным акцентом этой части являются симметрично расположенные балконы, проёмы выхода которых оформлены нарядными порталами. В качестве отделки использована цементная штукатурка, в средней части ритмично разделенная на квадраты глубокими желобками.Архитектурные элементы выделены белым цветом. Северный торцевой фасад.Ориентирован на дом №31 по пр.Революции.Северный торцевой фасад имеет строгий облик, характерный для конструктивизма. Лаконизм декора подчеркивается карнизной балкой проложенной по всей длине фасада, над которой продолжается фасадная стена, завершенная на уровне венчающего карниза главного фасада. Оконные проёмы прямоугольной формы, расположены в два вертикальных ряда посередине фасадной плоскости. Г-образно расположенные нижние окна (два нижних окна правого ряда и окно левого ряда) забраны в массивные готические рамочные наличники, выполненные в штукатурной технике «рваного камня». Южный торцевой фасад.Ориентирован на красную линию ул.Пятницкого. Архитектурный облик южного торцевого фасада соответствует главному фасаду. Пластическая структура фасадной плоскости отражает закономерности ее конструктивной схемы. Архитектурный облик фасада эклектичен.Декоративно-пластические приемы те же, что и на главном фасаде: горизонтальные карнизы членят фасад на вертикальные ярусы. Мощный нижний ярус, состоит из глухой стены первого этажа, акцентированной аркадой второго этажа. Глухой массив стены средней части акцентирован балконом, над которым помещен портал, оформляющий выход на балкон. Балконная плита расположена на уровне горизонтального карниза,отделяющего нижний ярус от среднего. Оформление проёма порталом единообразно порталам главного фасада. Верхний ярус, увенчанный массивным карнизом, украшен рельефным декором, форма и габариты которого повторяют аркатурно-колончатыи пояс главного фасада. В качестве отделки использована цементная штукатурка, в средней части ритмично разделенная на квадраты глубокими желобками. Венчающий карниз.Массивный карниз венчает верхний ярус главного, торцевого южного и выступающую с южной стороны часть плоскости дворового фасада. Карниз состоит из двух частей: поддерживающей и выносной. Части, формирующие карниз, расположены уступами: над мощной выносной плитой, софит которой оформлен ритмичным рядом модульонов, размещена сильно выступающая вперед поддерживающая часть. Модульоны, поддерживающие плиту, выполнены в форме валют, которые размещены на прямоугольном основании усеченной формы, что создает определенный зрелищный эффект при восприятии карниза снизу. Поддерживающая часть, оформленная прямыми полочками, между которыми помещен профильный валик, имеет уступчатое очертание. Междуэтажный карниз (верхний).Междуэтажный карниз отделяет фасадную плоскость верхнего яруса здания от среднего яруса. Карниз представляет собой гладкую прямую полку, оформленную двумя рядами профильных тяг. Выступ полки служит основанием для верхнего яруса фасада. Междуэтажный карниз (средний). Междуэтажный карниз венчает второй этаж нижнего яруса фасадной плоскости. Выступ карниза служит основанием среднего яруса фасадов. Двухчастный карниз сформирован из двух прямых полок, расположенных уступом. Плита балконов, акцентирующих фасады, расположена в одном уровне с карнизом. Междуэтажный карниз (нижний).Междуэтажный карниз разделяет этажи нижнего яруса, венчает первый этаж. Выступ карниза служит основанием для размещения элементов, формирующих аркаду. Двухчастный карниз сформирован из двух прямых полок, расположенных уступом. Пропорции, членения карниза соответствуют среднему карнизу. Аркада. 1)Классическая аркада, расположенная на выступе полки карниза, венчающего первый этаж здания, является архитектурным композиционным акцентом не только фасадов, но и объёмно-пространственной композиции здания в бассейне видимости средней зоны обзора. Декоративное решение аркады, подчинено тектонике здания в целом. 2)Аркада выполняет важную конструктивнуюроль,поскольку горизонтальные плиты полуколонн являются опорой верхних ярусов здания. Трехчетвертная колонная, использованная в качестве угловой опоры аркады, в конструктивном отношении увеличивает устойчивость нижнего яруса здания. 3) Помимо архитектурно конструктивной функции декоративные элементы аркады служат для пластического оформления оконных проёмов второго этажа, которые имеют арочное завершение. Оконный проём имеет прямоугольную форму с арочным завершением. Арочная часть окна очерчена архивольтом.Архивольты, оформленные двумя рядами профильных филенчатых тяг, очерчивают арочное завершение проёма. Простенки в нижней части окна заполнены мощными полуколоннами. Ритмичный ряд арок помещен на прямоугольные плиты, которые венчают полуколонны, сильно вынесенные за пределы ствола колонн. Пространство между колоннами, вдоль оконных проёмов заполнено сквозной балюстрадой.Балюстрада сформирована из невысоких балясин, поддерживающих прямую полку перил. Балясины представляют собой столбики в виде высокого цилиндра увенчанного оголовком кубической формы.Лицевая грань куба оформлена орнаментальным мотивом, стилизованным под меандр. Аркада главного фасада состоит из двух симметричных частей: над главным входом в здание размещено прямоугольное рельефное панно, оно и разделяет ритмичный ряд арок на две одинаковые части. Малая аркада.Главный фасад .Верхний ярус.Оконные проёмы верхнего яруса прямоугольные арочного полуциркульного завершения. Арочное завершение проёмов оформлено архивольтами.В простенки помещены полуколонны,увенчанные капителями ионического ордера. Архивольты оформляют арочное завершение окна и опираются на горизонтальную прямоугольную плиту абаки,которая помещена над капителями полуколонн. Рамочные наличники.Главный фасад Средний ярус. Большие проёмы оконные проёмы очерчены гладкими рамочными наличниками . Аркатурно-колончатый пояс. Аркатурно-колончатый пояс выполнен в скульптурно-рельефной технике.горизонтальные плиты абак, которые венчают капители пилястр, помещенных на выступ верхнего междуэтажного карниза. Рельефная композиция соответствует малой аркаде верхнего яруса главного фасада.По форме, габаритам, ритму расположения арки повторяют малую аркаду верхнего яруса главного фасада. Декоративно-пластическая обработка пилястр единообразна пилястрам малой аркады. Балконы. Главный фасад.Торцевой южный фасад.Балконы- важный архитектурный акцент среднего яруса фасада.Балконные плиты помещены на массивные консоли в формемодульонов, приближенных к строгим рациональным формам. Края плиты офрмлены единообразно междуэтажному карнизу, таким образом, что прямоугольные членения карниза перетекают на боковые грани плиты, расположенной в уровне с карнизом. Софит балконной плиты украшен квадратными ячейками кеесонов, которые хранят следы обработки лепными рельефами, утраченными в процессе эксплуатации здания.Нижняя поверхность модульонов, поддерживающих северный балкон, декорирована лепной волютой, оформленной рельефами. На нижнем выступе модульона размещены лепные рельефы в форме розеток.Порталы оформляют выход на балкон. Портал акцентирован треугольным сандриком,помещенным на декорированные кронштейны,которые размещены на пилястрах, оформляющих портал. Пилястры увенчаны абаками уступчатого очертания. Пространство под горизонтальной балкой сандрика (над проемом) заполнено прямоугольными контурными наклатками. Балконы ограждены баллюстрадой,балясины единообразны балясинами аркады второго этажа. Рельефное панно.Главный фасад. Второй этаж. Часть стены второго этажа над главным входом в здании выделена лепной рамой и заполнена лепными барельефами. К.Маркса, Ф.Энгельса и В.Ленина,помещенными на фоне рельефов развивающихся флагов. Крупные оконные проемы.Помещения первого этажа,ориентированные на проспект Революции. Предметом охраны являются габариты и тип заполнения оконного проема(структура оконного блока). Рамы без расстеловки, витринного типа. Квадратные оконные проемы (форма, габариты).Помещения третьего, четвертого,пятого этажа, ориентированные на проспект Революции. Предметом охраны являются габариты и тип заполнения оконного проема (структура оконного блока, расстекловка рамы). Крупные арочные проемы (прямоугольные проемы арочного завершения). Предметом охраны являются габариты и тип заполнения оконного проёма (структура оконного блока, расстекловка рамы). Оконные проёмы в помещениях расположены таким образом, что отсутствует простенок под проёмом, нижняя отметка оконной коробки совпадает с уровнем пола, переплет. Деревянные окна глухие, окна из ПВХ имеют распашную среднюю створку. В целом габариты, структура, тип расстекловки оконных заполнений единообразны. Арочные проемы верхнего яруса (прямоугольные проемы арочного завершения). Предметом охраны являются габариты и тип заполнения оконного проёма (структура оконного блока, расстекловка рамы). Прямоугольная рама с двумя распашными створками, фрамугой. Сточно-балочная конструкция перекрытия первого этажа (система перекрытия).Зальные помещения, расположенные в южной и северной части здания, перекрыты монолитным ж/бетонным перекрытием с использованием стоечно-балочной системы. Несущие балки перекрытия расположены в продольном и поперечном направлении с опорой на продольные несущие стены и сетку колонн, расположенных с равным шагом по помещении колонны расположены в два ряда, в южном блоке в один ряд. Балки перекрытия Колонны, квадратные в сечении. Лестничная клетка.Лестница двухмаршевая с парадным средним маршем, с поэтажными и междуэтажными площадками. Лестничные марши и площадки выполнены из монолитного железобетона. Лестничные марши и площадки снизу имеют ребристую обработку, художественный облик которой отражает конструктивную сущность ребра, усиливающего конструкцию. Ребра жесткости расположены на маршах в продольном направлении, на площадках в поперечном.Ограждение лестницы металлическое,рядовое, с деревянными поручнями. Кессонированный потолок помещений первого этажа.Кессонированный потолок, оформленный рельефным лепным декором является предметом охраны объекта культурного наследия, как редкий для Воронежа образец декоративно-пластической обработки потолка. Потолки помещений первого этажа, расположенные с южной и северной стороны декорированы кессонами. Плоскость потолка ритмично разделена ячейками прямоугольной и квадратной формы (см. план). В центре помещения ритмично размещены ячейки прямоугольной формы, по краям крупные прямоугольные ячейки, между которыми вдоль внутренней стены размещены квадратные ячейки. Декоративно-пластическая обработка кессонированного потолка в северной и южной части здания выполнена с использованием общих стилистических, декоративных приемов с использованием одинаковой техники исполнения. Софиты балок перекрытия, выступающих из плоскости потолка, декорированы неглубокими нишами, в которых размещены лепные рельефные элементы растительных орнаментов. Переход плоскости балки к потолку оформлен галтелями, которые украшены сложными многорядными рельефными композициями, расположенными периметрально внутри каждой ячейки. Кессонированный потолок вестибюля.периметрально внутри каждой ячейки. Рельефные композиции сформированы из нескольких рядов профильных тяг, акцентированных орнаментированной лентой ионик и растительных мотивов. Декоративное оформление поля ячеек различно, но единообразен художественный прием, использованный в оформлении ячеек: середина ячейки с помощью периметрально расположенного рельефа оформлена как плафон.В прямоугольных ячейках это орнаментальный рельеф, качестве которого использованы мотивы растительных орнаментов. В квадратных ячейках используются шаблонные профильные тяги. В центр плафона крупных прямоугольных и квадратных ячеек помещен объёмный лепной декор.Квадратные ячейки декорированы небольшими горельефами плафонных розеток, выполненными в виде стилизованного распустившегося цветка.Крупные прямоугольные ячейки декорированыкрупными круглыми плафонными розетками, в центр которых помещен горельеф в форме раскрывающегося цветка с лепестками, стилизованными под акант.В плафонах рядовых ячейках размещены круглые рельефные плафоны в форме цветка, за плафонами контурный рельефный декор с использованием растительных мотивов. Под балками, формирующими ячейки кессонов, на несущих стенах (в уровне фриза) расположены декоративные рельефные композиции советской символики:серпы,молоты, розетки, украшенные пятиконечными звездами. Кессонированный потолок вестибюля.Кессонированный потолок, оформленный рельефным лепным декором, является предметом охраны объекта культурного наследия, как редкий для Воронежа образец декоративно-пластической обработки потолка. Потолки помещений вестибюля декорированы ячейками кессонов. Плоскость потолка разделена продольными и поперечными балками на кессоны. Периметрально расположенные ячейки имеют квадратную форму. В центре потолка отметка монолитного перекрытия соответствует нижней отметке балок пер
крытия. Балки кессонов оформлены единообразно балкам северных и южных помещений сложными многорядными рельефными композициями, расположенными периметрально внутри каждой ячейки. Поле кессонов украшено горельефами плафонных розеток,выполненными в виде стилизованного распустившегося цветка.Центральный лафон потолка оформлен рельефной контурной композицией, сформированной из элементов советской символики.