Ансамбль Спасо-Прилукского монастыря

Объемно-пространственные и композиционные характеристики ансамбля:- местоположение и градостроительная роль ансамбля в формировании планировочной и композиционно-пространственной структуры окружающей территории;- пространственно-планировочная структура ансамбля, включая местоположение зданий и сооружений, силуэтные характеристики ансамбля, включая его композиционные и высотные акценты в структуре окружающего ландшафта;- исторически сложившаяся связь объемных характеристик застройки с особенностями рельефа и ландшафтной структурой территории;- здания и сооружения, входящие в состав ансамбля: материал исполнения, стилистические характеристики;- элементы и характеристики исторической композиционной структуры ансамбля,            в том числе: замкнутый характер композиции ансамбля внутри стен; соотношения застроенных, открытых и озелененных пространств; композиционно значимые визуальные связи между сооружениями ансамбля;- визуальные характеристики и композиционная роль ансамбля в окружающем ландшафте и окружающей застройке;- формирование исторически сложившегося силуэта со стороны противоположного берега реки Вологды, улиц Монастырской и Железнодорожной.  Композиционная, объемно-планировочная структура ансамбля:- объемно-пространственная организация ансамбля, планировка внутренней территории ансамбля, местоположение зданий, ворот и ограды, их габариты и композиционное взаимодействие, соотношение застроенных и незастроенных территорий: а) группа центральных сооружений: Спасский собор, Соборная колокольня, церковь Введения с трапезной палатой, Белая палата и Каменный переход;б) Летние настоятельские и братские кельи, Всехсвятская церковь, расположенные в северо-восточной части монастыря вблизи восточного прясла северной монастырской стены; в) Екатерининская церковь, расположенная в десяти метрах к востоку от церкви Введения с трапезной палатой;г) Крепостные стены, образующие неправильный четырехугольник в виде трапеции и включающие в себя:•четыре стены;•четыре угловые башни: Северо-Восточную, Северо-Западную (Мельничную), Юго-Восточную, Юго-Западную и Водяную башню в центре юго-западной стены;•северная стена, включающая: Святые ворота с надвратной церковью Вознесения, Колокольню у Святых ворот, монастырские корпуса - кельи и службы: Братские погреба с сушилом, Кладовые палаты с галереей.Архитектурно-художественное значение:- планировочные, конструктивные, объемно-планировочные и композиционные особенности зданий и сооружений, входящих в состав ансамбля;- исторический материал стен и конструкций зданий и сооружений, входящих в состав ансамбля;- декоративное оформление фасадов зданий и сооружений, входящих в состав ансамбля.Утвержден приказом Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области _____________  №  ______Предмет охраны** объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Спасо–Прилукского монастыря», XVI–XIX вв. («Спасский собор», 1542 г.), расположенного по адресу: Вологодская область, Вологодский район, с. Прилуки (уточненный адрес: Вологодская область, г. Вологда, ул. Монастырская, 2)Градостроительное значение:- месторасположение на центральном, возвышенном участке территории монастыря;- собор, как композиционный центр монастыря, доминирующий в ансамбле монастырских построек как самое значимое строение;- неотъемлемая часть композиционно-планировочной структуры архитектурного ансамбля монастыря;- видовые раскрытия в структуре архитектурного ансамбля монастыря, в том числе в панорамных видах;- секторы и направления видовых раскрытий, визуальные связи со всех сторон монастыря.Объемно-пространственная и конструктивная схема:- объемно-пространственная композиция, состоящая из поставленного на высокий подклет четверика храма, увенчанного пятиглавием, с примыкающими с восточной стороны тремя полуциркульными апсидами, а также с трех сторон окруженного папертями: южная паперть – закрытая, с окнами в верхнем и нижнем ярусах, северная и западная паперти, представляющие собой двухъярусные галереи с открытыми арками с размещенной в северо-западном углу древней колокольней, строившейся одновременно с собором, с восьмигранной формы в плане подклетом и первым ярусом, с примыкающей к северной галерее с восточной стороны двухэтажной ризничной палатки; с примыкающим к центральной части западной паперти крыльцом с открытым рундуком на массивных кувшинообразных столбах, покрытым двускатной кровлей с кирпичным фронтоном;- исторические конструкции (тип, конструкции и материал):•фундаменты: ленточные бутовые;•наружные и внутренние капитальные стены: из большемерного кирпича на известковом растворе, размер кирпича 16x32x9 см, система кладки верстовая;•четыре четырехгранных столба в помещениях храма;•перекрытия (в исторических отметках): перекрытый системой коробовых сводов на подпружных арках храм; своды подклета, рундука крыльца, западной и северной паперти, второго яруса ризничной палаты – крестовые; первого яруса ризничной палаты – лотковый; оба яруса южной паперти - коробовые своды; перекрытые конхами апсиды; древняя колокольня – купольными сводами;•полы: в нижнем храме (помещения западной паперти, основной части теплого храма, алтаря) – плиты из белого камня, в верхнем храме и паперти – дощатые;•конструктивная схема и материал стропил (дерево);•историческая конфигурация кровли, историческое цветовое решение* и материал кровельного покрытия (кровельное железо): над четвериком храма кровля сложной формы, покрытие в «шашечку», повторяющее форму закомар и ступенчатых кокошников, с многочисленными ендовами; над северной и западной папертями – сложной формы, покрытие в «шашечку» повторяет очертания арок; над ризничной палатой – трехскатная с вальмой со стороны северного фасада; над южной папертью – односкатная; над тремя апсидами – полукупольные кровли; над крыльцом и рундуком крыльца – двускатные с кирпичным фронтоном;•историческая конфигурация глав, историческое цветовое решение* и материал покрытия: в завершении храма – пятиглавие, состоящее из круглых световых барабанов, основанных на парусах, центральная – большая по размеру; шлемовидные главы, покрытые металлом в «шашечку» и увенчанные позолоченными крестами на растяжках;- размеры здания:•основные габариты плана здания и его частей*;•исторические высотные отметки здания и его частей*.- расположение входов в здание: на западном фасаде – вход в подклет, на северную и западную паперти второго яруса – по крытой каменной лестнице крыльца;                   вход в подклет древней колокольни - с юго-западной стороны, в первый ярус – с западной паперти; вход в первый ярус ризничной палаты – с западного фасада.Композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов:- характер отделки стен (известковая обмазка), исторический колер фасадов и декоративных элементов;- узкие высокие арочные окна в глубоких арочных нишах без обрамлений, раскрывающиеся во внутреннее пространство широкими рассветами;- исторические: местонахождение, форма, размер, оформление, материал оконных и дверных проемов, расстекловка оконных рам; материал столярных заполнений – дерево;-  внешний облик исторического объема здания и его частей, декоративное убранство фасадов:храм:•членение фасадов на три прясла широкими лопатками с простыми полочками – поясками; •лопатки, помещенные по углам и в местах сопряжения алтарных апсид;•ступенчатый пояс цоколя;•профилированный венчающий карниз четверика храма;•венчающий карниз и аркатурный пояс апсид;•междуэтажный пояс апсид;•два ряда крупных полуциркульных закомар с поясом архивольта;барабаны пятиглавия храма:•пояса из рядов килевидных арочек, прямоугольных нишек и бегунца;•пояс центрального барабана с балясинами и лентой поребрика; северная и западная паперти:•обрамление арок архивольтом с кильком;•междуэтажный карниз;•парапет арок галереи, декорированный ширинками со ступенчатыми профилями в нижней и верхней части;южная паперть:•профилированный венчающий карниз;•профилированный междуэтажный карниз;•обрамление киота;ризничная палата:•профилированный венчающий карниз;•двойные пилястры на углах объема;•арочная ниша;•арочные наличники оконных проемов второго яруса с сандриками-бровками;крыльцо:•массивные кувшинообразные столбы;•двойные арочки с висячими гирьками на трех сторонах рундука крыльца;•полуколонки и лопатки на углах;•настенная роспись в щипце крыльца;•профилированный карниз;древняя колокольня:•междуэтажный карниз;•лопатки на углах объемов.Планировочная структура и элементы архитектурного оформления интерьеров здания:- историческая планировка здания и его частей в капитальных стенах;- характер отделки стен*;- металлические кованые и деревянные воздушные связи;- историческое расположение и габариты дверных проемов, материал заполнений;- металлическая дверь с коваными элементами главного входа, ведущего в холодный храм;- перспективные порталы входов, ведущих из паперти в храм, декорированные колонками с дыньками и килевидным завершением;- карнизы, декорированные лепниной, на четырехгранных столбах, расположенных в помещениях храма;- карнизы, декорированные лепниной, в двух углах помещения храма;- простые прямоугольные ниши с поясками над ними в помещении западной паперти первого яруса;- кирпичная одномаршевая лестница крыльца;                                                                            - внутристенная кирпичная лестница в северной стене собора;- внутристенная кирпичная лестница в стене древней колокольни;- металлические кованые оконные решетки;- живопись храма*. *сведения могут быть уточнены в рамках проведения детального обследования при разработке научно-проектной документации.**Предмет охраны для остальных объектов, входящих в состав объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Спасо–Прилукского монастыря», XVI–XIX вв., расположенного по адресу: Вологодская область, Вологодский район, с. Прилуки (уточненный адрес: Вологодская область,  г. Вологда, ул. Монастырская, 2), возможен к утверждению после получения и рассмотрения органом охраны объектов культурного наследия проекта, соответствующего требованиям приказа Министерства культуры Российской Федерации от 13 января 2016 года № 28 «Об утверждении порядка определения предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии со статьей 64 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации».
 

Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Возврат к списку




Реклама на сайте