Градостроительное значение: - перспектива и визуальные коридоры обозрения церкви вдоль Набережной VI Армии, ул. Энгельса, Октябрьского моста, противоположный берег р. Вологды – ул. Орлова, ул. Бурмагиных, ул. Ленинградская; - силуэт церкви в развёртке Набережной VI Армии; - является одной из высотных доминант в застройке набережной реки Вологды. Объёмно-пространственная и конструктивная схема: - ассиметричная композиция здания представляет собой двухэтажный, кубический, пятиглавый объём четверика, поставленный на высокий подклет, с примыкающим Г-образным пониженным объёмом двухэтажной паперти и прямоугольным алтарём верхнего храма с развитой полуциркульной апсидой в подклете, колокольня – стоящий на углу паперти двухэтажный четверик с полуциркульной апсидой и лёгким восьмериком звона; - исторические конструкции (тип, конструкции и материал): • фундамент – бутовый; • наружные и внутренние капитальные стены – кирпичные; • металлические кованые полосные связи; • перекрытия в исторических отметках: нижний храм перекрыт поперечно направленным коробовым сводом с распалубкой от входного проёма, апсида – конхой, обширная двухстолпная трапезная – системой коробовых пересекающихся сводов с распалубками от столбов и дверных проёмов, северная и западная паперть перекрыты продольно и поперечно направленными коробовыми сводами с распалубками от входных и оконных проёмов; первый этаж четверика колокольни перекрыт коробовым сводом, примыкающая к нему апсида – конхой; верхний храм – четырёхдольным сомкнутым сводом, прорезанным световым барабаном с куполом, алтарная часть – поперечно направленным коробовым сводом с распалубками от окон и проёмов; западная часть паперти – плоским потолком, северная – коробовым сводом с распалубками от оконных и дверных проёмов; прямоугольное в плане помещение второго этажа четверика колокольни – шестидольным сомкнутым сводом; примыкающая с востока апсида – конхой с распалубками; • конструктивная схема и материал стропил; • историческая конфигурация кровель: над четвериком колокольни – четырёхскатная, колокольня увенчана шатром с круглым барабанчиком и главкой с крестом на растяжках, кровля над папертью – скатная, повторяет Г-образную форму плана паперти, над четвериком храма – четырёхскатная кровля, над апсидой верхнего храма – трёхскатная, над апсидой нижнего храма – скруглённая вальмовая; • покрытие кровли: кровельное железо с покраской (исторический колер); - размеры здания (могут быть уточнены в рамках проведения детального обследования): • здание сложено из кирпича размером: 32.7/33.0 х 16.5/17 х 9/9.4 см, кладка верстовая, шов – затиркой на известковом растворе; • основные габариты плана; • высотные отметки; - полы: в подклете – плитка по грунту, второй этаж – деревянные, по кирпичному основанию; - характер и расположение входов в здание: главный вход в нижний храм располагается с юго-западного фасада (со стороны реки), вход в первый ярус колокольни располагается на северо-западном фасаде колокольни, вход на внутристенную лестницу, ведущую на ярус звона, располагается на юго-восточном фасаде колокольни. Композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов: - внешний облик исторического объёма здания и его частей, декоративное убранство фасадов: А) основной объём: • рамочные наличники в виде полуовала с полуциркульными филёнками прямоугольных окон первого света четверика; • полуколонки с перехватами и килевидными завершениями c подковообразными навершиями с невысоким кильком прямоугольных окон второго света; • окна первого этажа паперти с полуциркульными перемычками, обрамлёнными полуколонками, профилированными подоконниками с консолями, трёхлопастными с кильком или килевидными навершиями; • окна подклета с лучковыми перемычками, без наличников; • трапециевидные навершия окон второго этажа паперти; • лопатки по углам здания, поярусные лопатки плоскостей стен; • кокошники по периметру верхней части стен четверика, отрезанные от поля стены карнизом; • межэтажный карниз и межъярусная тяга, представляющая собой венчающий карниз паперти и алтарной части; • малообломные карнизы с лентой поребрика; • центральный световой барабан пятиглавия прорезан щелевидными окнами, угловые, глухие – ложными окнами; • тяга в виде полуовала под окнами барабана; • венчающие широкие карнизы барабанов со ступенчатыми консолями и лентой поребрика; • ажурные металлические кресты луковичных глав; • две ниши под иконы на фасадах четверика храма (со стороны юго-восточного фасада) и притвора (со стороны юго-западного фасада); Б) колокольня: • лопатки по углам четверика, лопатка, разделяющая фасад на две равные части; • полуциркульные и подковообразные навершия наличников окон с невысоким кильком; • междуэтажный и венчающий карнизы; • коробовые перемычки проёмов звона, профилированные архивольты которых завершены килями; • кирпичные парапеты проёмов звона с балясинами простого рисунка; • материал, форма и размеры шатра с гуртами по граням и двумя рядами слуховых окон с фронтончиками; • ниша под икону на фасаде четверика колокольни (с юго-западной стороны); - характер отделки стен – обмазка, покраска; - исторический колер фасадов и декоративных элементов; - материал и рисунок исторических решёток на окнах. Планировочная структура и элементы архитектурного оформления интерьеров здания: - историческая планировка здания в капитальных стенах; - историческое расположение и габариты дверных проёмов, материал заполнений; - тип*, материал* и историческое расположение лестниц; - украшение, форма элементов портала со стороны притвора в первом этаже храма; - живопись верхнего этажа: сюжетные композиции на стенах, своде, в световом барабане четверика; на стенах западной и северной частях паперти и придельного храма; - в куполе светового барабана – композиция «Всевидящее око», в простенках окон барабана – евангелисты, в своде четверика на восточном лотке – Господь Саваоф, на западном – «Распятие»; на северном – «Явление Иисуса Христа Апостолам», на южном – «Вознесение», в простенках окон второго света помещены сюжеты из жизни Христа; в нижнем регистре – сюжеты посвященные Богоматери, в самом нижнем – панели полотенечного ряда; - лепной декор четверика: на стенах, сводах, простенках в форме картушей разной формы и размеров, навершия цветочного и растительного орнамента над амбразурами окон; филёнки, украшающие откосы окон; лепной декор с покрытием белого колера; декор восточного свода, изображение голубя – с покрытием сусального золота; - лепной декор алтаря: на стенах картуши, в центре свода в сложном по рисунку лепном картуше – композиция «Святой дух», в распалубке центрального окна – геральдическое изображение сцены «Коронование Марии»; - в приделе колокольни второго этажа – лепные картуши, навершия на окнах растительного орнамента; - цельнотянутые карнизы в основании свода в четверике, тянутые наличники оконных и дверных проёмов верхнего храма, паперти, помещений колокольни второго этажа; - техника живописи в четверике – масляная живопись; в помещениях паперти – клеевая под записью маслом; - живопись алтарной части верхнего храма, придела колокольни второго этажа – фоновая раскраска; - характер отделки стен – известковая штукатурка, покраска.» *сведения могут быть уточнены в рамках проведения детального обследования при разработке научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия и при получении положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы на научно-проектную документацию.