Предмет охраны памятника включает в себя следующие характеристики:Стилистическая характеристика: культовая постройка, выполненная в формах, характерных для русской архитектуры XVI века.Градостроительные характеристики:местоположение: в северо-западной части территории ансамбля Благовещенского монастыря, на левом высоком берегу реки Киржач; композиционная значимость (роль) в структуре окружающего ландшафта: центральный элемент архитектурного ансамбля;габариты: размер собора от восточной стены до западной, включая галерею – 24,53 м.; от южной стены до северной - 21,33 м.; ширина галереи – 4,27 м.;силуэт: представляет прямоугольник (почти квадрат), к которому с востока примыкают 3 полукружия апсиды;высотные отметки по венчающему карнизу и коньку крыши:высота от пола до карниза купола – 17,78 м.;высота купола – 21,8 м.;высота светового барабана – 3,56 м. (диаметр 364,5);восьмигранник над куполом – 1,43 м.;секторы и направления видовых раскрытий, визуальные связи памятника: храм хорошо просматривается с территории монастыря с южной, западной и северной сторон.Архитектурные характеристики:объемно-пространственная композиция на дату строительства, или как результат поэтапного формирования памятника, с исключением (невключением) малоценных наслоений и искажений (пристроек, надстроек и т.п.): двухстолпный одноглавый храм, поставленный на высокий подклет, у которого два восточных столба вмонтированы в стену алтарной преграды. Выделен основной объем – высокий односветный четверик, имеющий позакомарное покрытие;высотные характеристики: односветный высокий основной объем на подклете;перепады высот и высотные акценты в архитектурном решении: галереи ниже основного объема на половину;силуэт и форма крыши: вальмовая, скатная. На апсидах-полусферическая;завершения: луковичная глава с крестом из вызолоченной меди на вызолоченном яблоке, прикрепленным к главе четырьмя цепями, поставленная на высокий мощный цилиндрический световой барабан, установленный на восьмигранник. Под главой по нижнему краю медный позолоченный узорчатый с прорезью подзор;конфигурация здания, наличие выступающих и западающих частей по фасадам: с трех сторон (южной, западной и северной) храм окружают кирпичные галереи («плотной прикладкой к стенам храма»), с северной и южной устроены крыльца, ведущие в храм;композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов: выполнено в древнерусском стиле. Плоскости стен собора членятся широкими пилястрами на три прясла, которые завершаются закомарами с профилировкой в верхней части. На боковых пряслах над окнами - карниз с «сухариками». Центральные прясла включают перспективные порталы, украшенные вставками из белого камня и киоты. Узкие щелевидные окна барабана включены в аркатурный пояс. Над ним карнизы: зубчатый и решетчатый. Галереи оформлены многопрофилированными ширинками и пилястрами. В закомарах со всех четырех сторон священные изображения;виды обработки фасадной плоскости: окраска по кирпичной кладке;колористическое решение: белый цвет;пространственно-планировочная структура интерьеров: подклед с апсидой соединен широким арочным проемом; основной объем с апсидой соединяется трехарочным проемом, широкие арочные проемы соединяют помещения апсиды друг с другом.Конструктивные элементы:капитальные стены, перегородки: большемерный кирпич (размером 320*140*70) на известковом растворе;перекрытия: сводчатые каменные;подклет – коробовый свод с распалубками, опирающийся на два квадратных столба;восточная часть подклета – конхи;апсида подклета – конха;основной объем – коробовый свод с отверстием для светового барабана, опирающийся на квадратные в плане столбы;апсида основного объема – конха.крыша: деревянные стропила и обрешетка, кровли – металлические;проёмы дверные и оконные: световой барабан прорезают узкие щелевидные окна. Оконные проемы арочной (на основном объеме) и лучковой (на галереи) форм с широкими откосами; заполнения – деревянные рамы с переплетами, кованые решетки. В подклет ведут два входа: с западного и северного фасадов. Дверные проемы арочной формы, заполнения – деревянные двери, обитые железными полосами, отделаны под бронзу;полы: в храме чугунные, положенные на своды, в галерее – мозаичный;лестницы: каменные.Архитектурно-художественное оформление интерьеров: монументальная живопись на сводах основного объема и в галерее (Храм в 1857 году расписывал Александр Петрович Соловьев, а галерею в 1878 году живописец Илья Яковлевич Яковлев. В 1885 г. росписи были поновлены московским живописцем А.Я. Стороженко.).Элементы монументально-прикладного искусства (опись/перечень элементов): согласно описи церковного имущества, составленной в XIX веке, в то время иконостас Благовещенского храма был деревянный, трехъярусный, имел 47 икон, две из которых – Смоленской иконы Божией Матери и Благовещения Пресвятой Богородицы – местные, в дорогих серебряных ризах. Нижние ярусы иконостаса украшали 12 позолоченнях колонн с резьбой. Обстановочный комплекс и встроенная мебель: иконостас деревянный в три яруса, окрашенный масляной краской светло бирюзового цвета. В нижнем и во втором ярусе оформлен 20 позолочеными колоннами и позолоченной резьбой. В иконостасе установлено 47 икон, из которых две в серебряных окладах – Смоленской Божией Матери и храмовая Благовещения. В подклете деревянный резной иконостас с 7 иконами и деревянные резные сини над местом погребения преподобного Романа (юго-восточный угол).Историческая функция: культовая постройка.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.