Предмет охраны Благовещенского собора включает в себя следующие характеристики:Стилистическая характеристика: уникальный памятник, архаизированные формы которого восходят к соборным храмам XVI в.Градостроительные характеристики: местоположение: собор расположен в северной части города на нижней береговой террасе, занимает часть квартала, ограниченного улицами Ленина, Набережной и Школьным переулком; композиционная значимость (роль) в структуре окружающего ландшафта: является планировочным ядром старого посада и высотной доминантой в панораме города, открывающейся со стороны р. Клязьма;силуэт: прямоугольный, вытянутый с востока на запад;секторы и направления видовых раскрытий, визуальные связи памятника: собор хорошо просматривается со всех четырех сторон света.Архитектурные характеристики:объемно-пространственная композиция на дату строительства, или как результат поэтапного формирования памятника, с исключением (не включением) малоценных наслоений и искажений (пристроек, надстроек и т.п.): кубический, двусветный, четырехстолпный, крестовокупольный основной объем, увенчанный пятиглавием с трехчастной апсидой, примыкающей с востока и небольшими крыльцами перед западным и северным входами с шатрами на двух коротких круглых столбах с перекинутыми между ними арками; высотные характеристики: основной объем двухсветный, апсида односветная;перепады высот и высотные акценты в архитектурном решении: алтарь низкий (менее половины высоты четверика);силуэт и форма крыши: основной объем – пологая четырехскатная, апсида – трехскатная, крыльцо – шатровая;завершения: пять цилиндрических световых барабанов (средний более крупный) с луковичными главами, которые увенчаны крестами, установлены на основном объеме. Главы имеют выраженную пучину в основании и вытянутые заостренные вершины; Покрытие куполов – из меди с позолотойконфигурация здания, наличие выступающих и западающих частей по фасадам: с южного и северного фасадов квадратные в плане крыльца, с востока - алтарь с темя полукружиями; северное и западное крыльцакомпозиция и архитектурно-художественное оформление фасадов: плоские лопатки с завершением из полочек и валиков членят стены четверика на три прясла, увенчанные полукружиями профилированных закомар. В центре каждого прясла (за исключением восточного фасада) - большие окна с двумя уступами по краю. В боковых пряслах ниши охватывают оба яруса окон, образуя четкие дополнительные вертикали, вторящие ритму лопаток и закомар. В средних пряслах в арочных нишах помещены широкие входные проемы. Апсида оформлена полуколонками с подкарнизным фризом из городков и поясом жучков. Барабаны украшены аркатурой, в которую вписа-ны щелевидные окна по сторонам света, валиками и карнизами с сухариками. В подзакомарных частях фасадов живописные сюжеты (двунадесятые праздники);виды обработки фасадной плоскости: побелка по затирке;колористическое решение: белый цвет;пространственно-планировочная структура интерьеров: высокое светлое внутреннее пространство зального характера;тип планировочной организации: четыре столба трактованы как мощные колонны с кубовидными капителями. Столбы разделяют три продольных нефа, из которых средний - выше и шире боковых. Подпружные арки, опираясь на столбы, несут своды над рукавами креста и барабаны глав над средокрестием и угловыми ячейками. Три проема в восточной стене ведут из основного пространства в апсиды алтаря;архитектурно-художественное оформление интерьеров на определенный временной период: штукатурный декор стен и сводов в духе классицизма, относящийся к 1-й трети 19 в. Лепные карнизы с модильонами и розетками венчающие капители столбов, украшенные на углах скульптурами херувимов. Профилированными тягами подчеркнуты края оконных и дверных откосов и основания барабанов. Городчатый пояс венчающего карниза алтарной частиКонструктивные элементы:капитальные стены: из большемерного кирпича (размером 300*145*80) (290*140*80 мм);перекрытия: сводчатые, каменные: апсида - коробовые своды с конхами, основной объем – крестовый свод;крыша: стропила и обрешетки деревянные, кровли – кровельная сталь с фальцами, подзоры из просечного железа; из меди проёмы дверные и оконные: барабаны с щелевидными окнами по сторонам света, в центре каждого прясла основного объема - большие арочные окна, помещенные в глубокие ниши с откосами, окна алтаря лучковой формы и меньшего размера. Заполнения – деревянные рамы с переплетами. Металлические оконные решетки и металлические ставниВ южном и северном порталах двупольные железные двери с коваными полосами. Западные двери - с нарядным узором из просечного железа, с подкладкой красной и синей слюды на бересте и с покрытыми орнаментом валиками.Элементы монументально-прикладного искусства: Роспись клеевыми красками, в алтаре - композиция «Царь царем». Основной объем расписан масляными красками в академической манере на евангельские сюжеты, среди которых преобладают композиции на тему проповедей Христа. Цветовая гамма построена на темных холодных тонах с преобладанием сероватых, голубых и серо-зеленых. Композиции неравноценны по своим художественным качествам, наиболее выразитель¬ными являются сцены в нижнем ярусе, в первую очередь «Изгнание торгующих из храма».В центральном куполе – «Новозаветная Троица», в боковых – «Всевидящее око», на парусах - евангелисты, на арках - погрудные изображе¬ния святых в медальонах и орнаментальные вставки. На стенах живопись расположена в три яруса: в люнетах - композиции, конфигурация которых подчиняется занимаемой плоскости; две сцены в рамах с полукруглым верхом находятся между окнами второго света; еще две - по сторонам порталов, в прямоугольных рамах, с полосой орнамента наверху. В простенках между боковыми окнами первого и второго света, объединенных вертикальными нишами, написаны поясные изображения святых. Над западным порталом - композиция «Спас Нерукотворный», над южным - надпись о построении храма в 1700 г. и над северным - надпись о его посещении Александром II в 1837 г. Историческая функция: культовая постройка.Предмет охраны Колокольни Благовещенского собора включает в себя следующие характеристики:Стилистическая характеристика: относится к характерному для своего времени типу столпообразных шатровых построек по типу «восьмерик на четверике».Градостроительные характеристики:местоположение: в юго-западной части территории Благовещенского собора в 20 м. от него; композиционная значимость (роль) в структуре окружающего ландшафта: высотная доминанта Благовещенского монастыря;силуэт: восьмерик на четверике;секторы и направления видовых раскрытий, визуальные связи памятника: объект хорошо просматривается со всех четырех сторон света.Архитектурные характеристики:объемно-пространственная композиция на дату строительства, или как результат поэтапного формирования памятника, с исключением (не включением) малоценных наслоений и искажений (пристроек, надстроек и т.п): столпообразная шатровая постройка по типу «восьмерик на четверике». Приземистый четверик служит основанием для высокого мощного столпа, арочный ярус звона которого увенчан вытянутым шатром с двумя рядами слухов и миниатюрной главой;высотные характеристики: четырехъярусная колокольня;силуэт и форма крыши: вытянутый шатер с двумя рядами слухов (второй ряд – ложные окна); завершения: миниатюрная луковичная глава с крестом;конфигурация здания, наличие выступающих и западающих частей по фасадам: приземистый четверик сильно выступает за приделы высокого мощного столпа;композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов: первый ярус с одним луковичным окном с востока, амбразура которого с внешней и внутренней стороны обрамлена более крупной, широкой и глубокой лучковой нишей. Дверной проем устроен в южной грани. Окна второго и третьего ярусов повторяют форму окна четверика. С фасадов три окна расположены в разных гранях и в разных уровнях («по винту»);четверик завершается карнизом, углы подчеркнуты лопатками. Гладкие грани столпа с узкими огибающими лопатками на ребрах. Ярус звона украшен парными ширинками на парапете, а его арки - уступчатыми архивольтами со слабо выраженным килем в вершине. Ребра шатра подчеркнуты гуртами, слухи имеют легкие обрамления в виде фронтончиков на колонках. Основание главки оформлено аркатурой;виды обработки фасадной плоскости: побелка по кладке;колористическое решение: белый цвет.Конструктивные элементы:капитальные стены, перегородки: из большемерного кирпича;перекрытия: каменные, сводчатые. В палатке (основание колокольни) сомкнутые своды; в восточном помещении коробовые своды. Столп внутри устроен в два яруса, с сомкнутыми сводами в каждом;крыша: металлическая кровля по кирпичному основанию шатра;проёмы дверные и оконные: оконные проемы арочной формы в лучковых глубоких нишах. Дверные проемы арочной формы, заполнения деревянные двери;лестницы: в его юго-восточном углу устроена внутристенная каменная лестница к ярусу звона.Историческая функция: культовая постройка.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.