Предмет охраны памятника градостроительства и архитектуры включает в себя следующие характеристики:Стилистическая характеристика: характерный тип культовой постройки кон. XIX в., выполненной в «русском» стиле.Градостроительные характеристики: - местоположение: на окраине с. Нарма, рядом с кладбищем;- секторы и направления видовых раскрытий, визуальные связи памятника: церковь расположена среди лесов, просматривается с ближайшего расстояния;- силуэт: в плане здание представляет прямоугольник основного объема, к которому с востока примыкают три полукружия апсиды, а с запада – прямоугольник притвора и первого яруса колокольни;Архитектурные характеристики:- объемно-пространственная композиция: выделен высокий двусветный четверик основного объема, увенчанный пятью луковичными главами; с запада примыкает высокая четырехъярусная шатровая колокольня; с востока примыкают три полукружия апсиды, центральная апсида увенчана небольшой главкой луковичной формы;- силуэт и форма крыши: колокольня – шатровая, апсида – конха;- композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов: углы первого яруса колокольни и первый ярус света основного объема оформлены плоскими пилястрами; последующие ярусы колокольни и второй ярус света основного объема оформлены спаренными плоскими пилястрами; основной объем с четырех сторон украшен аттиковым парапетом с тремя декоративными кокошниками; с кокошниками на аттике перекликаются кокошники, окружающие шатер колокольни; ярусы света основного объема и ярусы колокольни разделены профилированными карнизами;- виды обработки фасадной плоскости: необработанный кирпич;- колористическое решение: декоративные элементы выделены побелкой;- пространственно-планировочная структура интерьеров: основной объем членится четырьмя крещатыми столбами на три продольных нефа; широкие арочные проемы соединяют боковые нефы с апсидой; апсида с центральным нефом соединяется трехарочным проемом; основной объем с притвором соединяется лучковым проемом;- архитектурно-художественное оформление интерьеров на определенный временной период: росписи в интерьере выполнены маслом на сюжеты жития Николая Чудотворца и по евангельским сюжетам. В куполе изображены Христос, мученики, святители, преподобные. Подпружные арки орнаментированы. На сводах четверика выполнено восемь композиций:1.Вознесение Богоматери.2.Покров Богоматери.3.Богоматерь с ангелами.4.Христос среди апостолов.5.Положение во гроб.6.Воин, узник, два святителя.7.Христос на троне и святители.8.Св. Николай получает омофор.На центральном прясле западной стены четверика написаны три картины:1.Призвание в апостолы.2.Возвращение блудного сына.3.Милосердный самаритянин.Над дверным проемом выполнена орнаментальная заставка. Полоса овов, выполненная серой гризайлью, проходит по средней части стены.На северном и южном прясле западной стены написано по две картины:1.Успение Св. Николая.2.Перенесение мощей Св. Николая.3.Явление Божией Матери апостолам на Успении.4.Успение Богоматери.Композиции ограничены простыми рамами. Сюжетные композиции написаны на простенках верхнего ряда окон и внизу. В круглых медальонах на средней части стен изображены мученицы, царицы, преподобные и орнамент.Верх среднего прясла северной стены занимает изображение «Казанской Богоматери» с двумя летящими ангелами. На простенках написано «Сретение», «Рождество Богоматери».По сторонам дверного проема изображены мученица Анна и мученица Параскева.Простенки восточного и западного прясел северной стены заняты изображениями мучениц и композициями, посвященными Богоматери:1.Явление Иосифу апостола.2.Богоматерь и старцы.3.Бегство в Египет.4.Введение во храм.5.Рождество Богоматери.Росписи южной стены четверика выполнены на сюжеты жития Николая Чудотворца:1.Спасение Николаем от казни невинно осужденных.2.Николай оживляет ребенка перед своей иконой.3.Николай спасает трех дев от блуда.4.Молящийся в келье Николай.5.Спасение из неволи.6.Николай спасает сына Василия.Верхние части столбов заняты изображением мучеников, преподобных, царей.Большинство картин на нижних частях столбов выполнены на евангельские сюжеты из жизни Христа:1.Николай чудотворец и коленопреклоненная.2.Несение креста.3.Оплакивание Христа.4.Поручение Христа.5.Явление Богоматери Сергию.6.Поцелуй Иуды.7.Явление иконы Казанской Богоматери.8.Беседа Христа с самарянкой у колодца.9.Исцеление Христом слепого.10. Св. Николай спасает царя Стефания от смерти.11.Исцеление дочери Иаира.12.Беседа Христа с Никодимом.Росписи в алтаре выполнены на евангельские сюжеты из жизни Христа и Богоматери.В конхе алтаря изображено «Вознесение Христа», на простенках – «Снятие с креста», «Тайная вечеря», «Моление о чаше».В конхах диаконника и жертвенника изображено «Преображение» и «Вознесение», на простенках – «Принесение в жертву»,»Христос и апостолы», «Вход в Иерусалим», «Сошествие Св. духа», «Благовещение» и «Встреча Марии с Елизаветой».Иконография композиций относится ко второй половине XIX в. Живопись полихромная. Краски положены пастозно. Образец монументальной живописи конца XIX в. – начала ХХ вв.- инженерно-технические характеристики (система отопления (печи, камины, радиаторы), вентиляция, освещение и т.п.): в стенах выполнены вентиляционные каналы;Конструктивные элементы:- фундамент: булыжный;- капитальные стены: выполнены из кирпича на известковом растворе; размеры кирпича составляют 250х70х120;- перекрытия: нефы перекрыты парусными сводами; апсида перекрыта конхой; притвор и первый ярус колокольни перекрыты плоскими перекрытиями;- крыша: стропила и обрешетка – деревянные; кровельное покрытие – кровельная сталь;- проемы дверные и оконные: оконные проемы арочной формы с широкими откосами; оконные заполнения – двойные деревянные рамы и металлические решетки со сложным геометрическим рисунком, по центру второго яруса вставлены цветные стекла; дверные проемы с севера и юга арочной формы, заполнения – металлические кованые двери (наружные) и двупольные, филенчатые со стеклянной фрамугой (внутренние), дверь в западной части имеет деревянную фрамугу арочной формы.- полы: пол сложен из керамических плит; перед входом в каждое помещение выложена плитка с надписью «Товарищество Бергенгеймъ Харьков»;- лестницы: на колокольню ведет деревянная винтовая лестница.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.