Стилистическая характеристика: образец архитектуры малых форм в стиле позднего классицизма.Градостроительные характеристики:-местоположение: на лесной поляне в стороне от села Алферово, к югу от сельского кладбища; -композиционная значимость (роль) в структуре окружающего ландшафта: неотъемлемая часть церковного ансамбля;-силуэт: прямоугольный со скругленными углами, вытянутый с запада на восток;-высотные отметки по венчающему карнизу и коньку крыши: высота столбов 2 м;-секторы и направления видовых раскрытий, визуальные связи памятника: ограда хорошо просматривается со всех сторон света.Архитектурные характеристики:-объемно-пространственная композиция на дату строительства, или как результат поэтапного формирования памятника, с исключением (не включением) малоценных наслоений и искажений (пристроек, надстроек и т.п.): квадратные в плане столбы делят ограду на прясла с частыми щелевидными отверстиями. С запада и юга по оси входов в храм устроены ворота. Западные состоят из широкого проезда и узкой калитки, перекрытых пологими дощатыми стрельчатыми арками. Южные однопролетные ворота имеют лучковую деревянную перемычку на квадратных столбах;-перепады высот и высотные акценты в архитектурном решении: столбы завышены по отношению к пряслам;-силуэт и форма крыши: шатровая;-завершения: на перемычки южных ворот установлен металлический крест;-композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов: квадратные в плане устои западных ворот украшены фигурными филенками, южные ворота с крупными филенками на гранях, прясла декорированы выносом карнизной части на две полочки;-виды обработки фасадной плоскости: окраска по штукатурке;-колористическое решение: белый цвет.Конструктивные элементы:-капитальные стены: глиняный кирпич (275*80*130 мм.);-крыша: металлическая;-проёмы дверные и оконные: габариты, материал заполнения, рисунок столярного заполнения; скобяные изделия, подоконники; арочные проемы ворот с деревянными или металлическими заполнениями.Историческая функция: церковная ограда.Предмет охраны памятника «Воскресенская церковь» включает в себя следующие характеристики:Стилистическая характеристика: интересный пример провинциального храма в стиле позднего классицизма.Градостроительные характеристики:-местоположение: на лесной поляне в стороне от села Алферово, к югу от сельского кладбища; -композиционная значимость (роль) в структуре окружающего ландшафта: высотная доминанта местности;-силуэт: прямоугольный, вытянутый по линии восток – запад;-секторы и направления видовых раскрытий, визуальные связи памятника: объект хорошо просматривается со всех сторон света.Архитектурные характеристики:-объемно-пространственная композиция на дату строительства, или как результат поэтапного формирования памятника, с исключением (не включением) малоценных наслоений и искажений (пристроек, надстроек и т.п.): все объемы поставлены друг за другом по оси восток – запад: полукруг апсиды, основной объем по типу восьмерик на четверике с треугольными портиками с южного и северного фасадов, квадрат четырехстолпной трапезной и квадрат двухъярусной с промежуточным ярусом колокольни;-высотные характеристики: основной объем – трехсветный, апсида двухсветная, трапезная односветная, апсида и трапезная равны по высоте четверику, колокольня двухъярусная с промежуточным ярусом;-перепады высот и высотные акценты в архитектурном решении: колокольня – высотная доминанта постройки;-силуэт и форма крыши: основной объем – граненая; колокольня - граненая купольная кровля гуськового профиля, апсида – полусферическая, трапезная – двухскатная; -завершения: основной объем - граненый барабанчик с шаровидной главой, колокольня - на кубическом постаменте шаровидная главка с перехватом и шпиль;-конфигурация здания, наличие выступающих и западающих частей по фасадам: апсида - несколько уже четверика, с северного и южного фасадов основного объема устроены треугольные портики;-композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов: в центре портиков-лоджий, завершенных фронтонами, поставлены две стройные тосканские колонны, по краям - массивные прямоугольные устои, покрытые ленточным рустом. Проемы нижнего света, входы и верхние окна основного объема обведены кирпичными рамками. Барабан в основании опоясывает полка в два уступа, завершает стены гладкий фриз и ступенчатый карниз. Самая широкая средняя часть фасада трапезной выделена креповкой - здесь помещено заглубленное в арочную нишу итальянское окно с веерной рустовкой перемычки среднего проема. Все объемы церкви венчает широкий гладкий фриз и ступенчатый карниз. Замковый камень оформляет циркулярный звон колокольни;-виды обработки фасадной плоскости: побелка по обмазке, все объемы церкви, объединяет ленточный руст, доходящий до перемычек нижних окон;-колористическое решение: белый цвет;-тип планировочной организации: анфиладный.Конструктивные элементы:-капитальные стены: из глиняного кирпича (размер кирпича 275*80*130 мм);-перекрытия: сводчатые, каменные. Основной объем – высокий восьмилотковый сомкнутый свод с круглым отверстием, апсида - конха; трапезная - четыре крещатых столба в трапезной сильно сдвинуты к западу, между ними и к пилястрам на стенах переброшены арки. Центральная ячейка имеет крестовый свод, остальные перекрыты системой коробовых и лотковых сводов. В первом ярусе колокольни свод коробовый;-крыша: стропила и обрешетка деревянные, кровля – сталь с фальцами;-проёмы дверные и оконные: в основном объеме в первом ярусе окна прямоугольной формы и квадратные во втором, восьмерик с полуциркулярными оконными проемами на южной и северной гранях, в интерьерах окна первого света обрамлены откосами с лучковой перемычкой и продлены до пола; трапезная с итальянским окном посередине и прямоугольными окнами по бокам и ложными овальными над ними. На всех окна первого света – кованые решетки ромбовидного рисунка из витых прутьев. Апсида с прямоугольными окнами на первом этаже и круглыми во втором. Заполнения – деревянные рамы с переплетами. Звоны – арочные и полуциркулярные. Дверные проемы прямоугольной формы, заполнения (входные двери) – деревянные двухстворчатые двери, обшиты металлическими листами; внутренние двери – деревянные, филенчатые.Архитектурно-художественное оформление интерьеров: трехъярусная композиция иконостаса включает пять рядов икон: местный и праздничный чины в первом ярусе, деисусный чин во втором, два ряда икон (пророки и «Коронование Богородицы») в третьем ярусе. Иконы в первом, третьем и пятом рядах прямоугольные, во втором круглые, а в четвертом большую полукруглую икону в центре фланкируют иконы с трехгранным завершением. Два нижних яруса занимают всю ширину стены, верхний - несколько уже. Ярусы разделены антаблементами с сильно выступающими карнизами, а между иконами поставлены витые колонны с каннелированной нижней частью и коринфскими капителями. Средняя часть первого яруса с Царскими вратами выполнена в виде экседры с конхой, украшенной кессонами с розетками. Она фланкирована двумя выступами, поднимающимися на высоту двух ярусов и завершенных неполными фронтонами. Нижняя часть третьего яруса посередине прорезана крупной аркой, над которой поставлены две пары колонн, фланкирующих центральную икону пятого ряда. Эти колонны несут арку с круглыми иконами, увенчанную крупной овальной иконой «Воскресение» в сиянии. Резьба - пальметты, пальмовые ветви, драпировки, цветочные розетки на междуярусных антаблементах. Драпировки и розетки украшают также арки верхнего яруса. Два одинаковых придельных иконостаса в формах, характерных для периода эклектики, имеют двухъярусную композицию. Широкий первый ярус, включающий большие прямоугольные иконы и расположенные над ними маленькие овальные, расчленен витыми колоннами. В нижней части стволы каннелированы, а капители близки к коринфскому ордеру. Более узкий второй ярус с тремя прямоугольными иконами, разделены филенчатыми пилястрами, завершен в средней части аркой. Оба яруса увенчаны неполным антаблементом. Средняя часть иконостасов выделяется резными Царскими вратами с круглыми и овальными иконами и расположенным над ними резным сиянием вокруг Св. Духа в виде голубя. Резной растительный орнамент обрамляет овальные иконы первого яруса, покрывает цокольную часть иконостасов, фризы антаблементов, филенки пилястр, оформляет края и верх второго яруса. Придельные иконостасы соединены аркой, переброшенной над проходом из трапезной в храм. На ее лицевой поверхности ступенчато расположены прямоугольные иконы в обрамлении резного растительного орнамента. Три верхние иконы оформлены витыми колонками и имеют фигурное (в центре) и полукруглое (по бокам) завершения.Живопись масляными красками в основном объеме храма и апсиды, выполненная в академической манере. Свод основного объема занимает обширная композиция «Похвала Троице», центральная часть которой - Новозаветная Троица - изображена в восточном лотке. В остальных сегментах свода - группы апостолов, пророков, мучеников, святителей, преподобных и ангелов. Построение сюжета четко и симметрично: каждый чин представлен в три ряда, фигурам свойственна статичность поз; фон не имеет глубокой проработки. Свод отделен от стен орнаментальным фризом измельченного рисунка.В восьмерике помещен цикл двунадесятых праздников. На северной, южной и западной гранях, написаны большие прямоугольные композиции «Рождество Христово», «Преображение» и «Вознесение Господне».На диагональных гранях – «Сретение», «Рождество Богородицы», «Успение», а также «Крещение». В тромпах изображены евангелисты. Узкие рисованные рамы проходят по граням тромпов, а на западной стене рама большой центральной сцены – «Умножение хлеба». По сторонам от него находятся фигуры святителей.На боковых стенах росписи располагаются в два ряда. В простенках второго света на северной стороне написаны «Посещение Божьей Матерью преподобного Сергия» и князь Владимир, мученик Авраамий и князь Глеб, объединенные одной рамой. На южной стороне им соответствуют «Побиение архидьякона Стефана камнями» и фигуры трех князей с Александром Невским в центре. В простенках первого света на южной стене написаны в рост святители Николай и Кирилл, на северной - Мефодий и царица Александра.Историческая функция: культовая постройка.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.