Предмет охраны памятника включает в себя следующие характеристики:Стилистическая характеристика: уникальный памятник архитектуры, в котором формы романской базилики, характерные для западноевропейской архитектуры, переосмыслены в традициях древнерусского зодчества XVII в.Градостроительные характеристики:- местоположение: расположен в центральной части правобережной исторической застройки, на площади, специально спроектированной для него архитектором Л.Н. Бенуа;- секторы и направления видовых раскрытий, визуальные связи памятника: постройка хорошо просматривается с ближнего расстояния;Архитектурные характеристики:- объемно-пространственная композиция: крупномасштабное здание сложной формы: высокий куб основного объема под четырехскатной крышей, более низкий полукруг апсиды, приделы, состоящие из двух разновысоких кубов, двухъярусный крупный и длинный прямоугольный объем трапезной, высокий куб колокольни с более низкими прямоугольными объемами палаток; боковые входы трапезной оформлены большими крыльцами под двускатной крышей; здание имеет развитый цокольный этаж (подклет);- силуэт и форма крыши: скатная;- композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов: декор фасадов выполнен в русском стиле XVII в. Симметричную трехчастную композицию западного фасада формируют портал и двойные окна палаток, а также круглые и узкие стрельчатые оконные проемы на промежуточных осях и киоты; по периметру стены охватывает лента белокаменной кладки, проходящая между цоколем и нижними окнами и образующая широкий пояс с рядами ширинок, сухариков, кронштейнов и лентой поребрика; широкий, сложный по рисунку кирпичный фриз (включает бегунец, городки и декоративные машикули) дополняет профилированные белокаменные карнизы всех частей здания; окна помещены в наличники с ширинками по краю и острым килем вверху; на восточных и западных объемах обрамления выполнены в духе древнерусского зодчества – наборные, с лопастно-килевидными фронтончиками и крепованными карнизами; перспективные наличники окон подклета заглублены в толщу стены; на фронтонах крылец в пятиугольных тимпанах выполнены мозаичные композиции «Видение Сына Человеческого Иоанну Богослову» (северное крыло) и «Георгий Победоносец, пронзающий змея» (южное крыло) в обрамлении геометрического орнамента;- виды обработки фасадной плоскости: не обработана;- колористическое решение: красный глиняный кирпич; белый камень - известняк.- пространственно-планировочная структура интерьеров: в интерьере доминирует почти зальное трехнефное пространство с повышенным средним нефом; два ряда колонн из лабрадорита образуют аркады, разделяющие нефы; базиликальная часть (трапезная) отделена от основного объема храма и двух приделов лестничными всходами и солеей; арочный проем ведет в алтарь, две двери – в дьяконник и жертвенник; планировка подклета аналогична основному этажу, однако средний неф разделен надвое дополнительным рядом опор;- архитектурно-художественное оформление интерьеров на определенный временной период: на восточном склоне и двух смежных гранях свода четверика расположена мозаика «О Тебе радуется, Благодатная»; на фоне Небесного Иерусалима и трона изображена Богоматерь Оранта, стоящая на облаках, с небесным воинством за спиной. В небе над ее головой парят херувимы. Два серафима помещены в узких гранях на золотом фоне, над ними – херувимы. В нижней части композиции (по сторонам прохода в алтарь) в виде предстоятелей изображены Николай Чудотворец и Георгий Победоносец. У их ног золотой смальтой выложены надписи: «Великого царя во имя Георгие моли спастися душам нашим» и «Отче Николая моли Христа Бога о спасении душам нашим»; черной смальтой выложен автограф В. Васнецова. Тромпы и арка украшены изображениями райских древ и растительным орнаментом. В монументальной композиции «Страшный суд» на западной стороне трапезной изображение представлено тремя регистрами. На небесах – сидящий на троне Христос, за спиной которого склонились Богоматерь и Иоанн Предтеча, в окружении ангелов. В среднем регистре архангел встречает воскресшую душу. Справа от него стоят души праведные, слева – осужденные, которых ожидает падение в геенну огненную. Внизу изображены могилы и разверстая земля, отдающие мертвых. Колорит панно перекликается с колоритом мозаики храма.Два ряда колонн из лабрадорита образуют аркады, разделяющие нефы. Массивность колоннам, имеющим небольшие «романские» капители и базы, придают высокие квадратные постаменты и импосты. Импосты декорированы вставками золотистого цвета с рельефными изображениями мальтийских крестов.- инженерно-технические характеристики (система отопления (печи, камины, радиаторы), вентиляция, освещение и т.п.): выполнена система вентиляционных каналов, которые расположены в откосах оконных проемов, стенах и на полу основного объема;Конструктивные элементы:- фундамент: бутовый, ленточный;- капитальные стены, перегородки: здание сложено из кирпича размером 250х70х125 с обильным использованием белого камня; белый камень использован в цокольной части здания, в карнизах, в междуярусных поясах, из него выложены наличники окон, порталы входов с лестницами, аркатура второго яруса колокольни, кокошники апсиды, крыльцо южного входа;- перекрытия: средний неф перекрыт парусными сводами, боковые – сомкнутыми; основной объем и приделы перекрыты сомкнутыми сводами на тромпах; апсида перекрыта конхой, дьяконник – сомкнутым сводом, перекрытие над жертвенником плоское; подклет перекрыт низкими сомкнутыми сводами на широких подпружных арках, перекинутых между рядами крещатых столбов;- крыша: скатная, покрыта кровельной сталью по деревянным стропилам и обрешетке;- проёмы дверные и оконные: оконные проемы арочной формы с широким откосом и выраженным скосом вниз, заполнения – деревянные рамы с переплетами, металлические решетки; дверные проемы арочной формы, наружные двери двустворчатые с тамбуром, окованы железными листами с декоративными элементами, внутренние – деревянные, резные, филенчатые; входы оформлены в виде перспективных порталов;- полы: основной объем, трапезная – метлахская плитка, в алтаре – мраморные, в подклете – дощатые;- осветительные приборы: в трапезной – хрустальная люстра сложной формы.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.