Предмет охраны памятника включает в себя следующие характеристики: Стилистическая характеристика: классический пример древнерусского шатрового зодчества, тип постройки «церковь под звоном», получивший распространение в русской архитектуре XVII в.; Градостроительные характеристики: - местоположение: Ансамбль Успенского монастыря расположен на территории бывшей Александровской Слободы, в восточной части современного Александрова, на левом высоком берегу р. Серой. Колокольня расположена в юго-западной части монастыря, примерно в 25 метрах к югу от Троицкого собора; - композиционная значимость (роль) в структуре окружающего ландшафта: является абсолютной высотной доминантой в окружающей застройке, несет наибольшую нагрузку в организации силуэта и композиционно-пространственной структуры ансамбля монастыря; - секторы и направления видовых раскрытий, визуальные связи памятника: здание хорошо просматривается со всех сторон света; Архитектурные характеристики: - объемно-пространственная композиция (с исключением пристроек, надстроек и т.д.): имеет трехчастное решение: восьмигранник шатровой колокольни с церковью в ее нижнем ярусе; примыкающий к ней с юга (прямоугольный в плане) высокий вертикальный объем - параллелепипед придела со звоном; параллелепипед келий царевны Марфы - Марфиных палат. Основанием колокольни служит мощный восьмигранный двухъярусный столп, прорезанный арками. Переход от столпа к звонам оформлен тремя рядами полуциркульных кокошников. В объеме колокольни выделяются: высокая аркада, соответствующая трем фасадным ярусам первоначального ядра; открытая галерея над аркадой, равная ей в поперечнике; пирамида из круглых кокошников в три яруса; восьмерик звона под шатром с узкими слухами в основании. Карниз открытой галереи смыкается с карнизом звонницы; - высотные характеристики, перепады высот: высота здания 56 м. В композиции доминирует вертикальный объем колокольни. Колокольня с шатром - четырехъярусная, придел со звоном - двусветный, Марфины кельи - одноэтажные. Стены келейной пристройки почти в пять раз ниже звонницы, крутая кровля над кельями врезана в ее стену ниже середины; - силуэт и форма крыши: колокольня – шатровая (шатер установлен на сквозном восьмерике звона, завершен восьмигранным глухим барабаном, увенчан луковичной главкой с крестом); придел – четырехскатная, звонница – вальмовая кровля, завершена небольшой главой с крестом, на круглом барабане; Марфины палаты – двускатная с полицей); - композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов: выполнено в стиле древнерусского шатрового зодчества: мощные пилоны с глубокими арками, расчлененные двухступенчатыми филенками; открытая галерея с арочными проемами второго яруса и утопленными по фасадной плоскости полуколонками; позакомарное покрытие третьего яруса колокольни с индивидуальным декором архивольтов (ромбы, бусины, простая профилировка); круглые окошки первого яруса закомар; плоские угловые пилястры, профилированный карниз в завершении стен Марфиных палат. Под архивольтом во втором ярусе сохранились остатки «фряжского» портала и пилястры. Высокие арки у нижних ярусов вписаны в прямоугольные ниши. Между нишей и ребрами восьмигранника заглублены высокие и узкие филенки. Двойной уступ по их краю повторен и на других участках, но с иными пропорциями рамки. На уровне верхней открытой галереи между арками помещены три полуколонки, разделенные вертикальными гладкими полосами и заглубленные в кладку. На фасадах наиболее нарядны обрамления слухов и архивольты кокошников с цепочками ромбов, огибающими круглые окна закрытой (внутренней) галереи; - виды обработки фасадной плоскости: побелка по обмазке, затирке; - планировочная структура внутренних помещений: западный вход ведет в довольно тесное двусветное помещение. Центрическое пространство под лотковым сводом равномерно окружено восемью глубокими нишами: юго-западная ниша глухая, в западной и южной – проходы, в остальных – окна. Южный проход связан с кельями Марфы. Звонница в нижнем ярусе имеет небольшое прямоугольное сводчатое помещение, во втором ярусе – небольшая камера с коробовым сводом. Одноэтажная пристройка включает в себя три маленькие кельи; - архитектурно-художественное оформление интерьеров на определенный временной период: изразцовые печи, фрагменты живописи XVIII в. Росписи сохранились в Марфиных палатах на западной стене и в Распятской колокольне в южной нише - композиция «Оплакивание Христа»; Конструктивные элементы: - фундаменты: бутовые, ленточные; - капитальные стены, перегородки: глиняный кирпич на известковом растворе. - перекрытия: сводчатые, плоские. Восьмигранник первого яруса колокольни перекрыт глухим сводом. Закрытая галерея колокольни перекрыта сводами, продолжающими архивольт по их краю; - крыша (материал, конструкции, связи): колокольня и придел покрыты медью; Марфины палаты – оцинкованной сталью; - проемы дверные и оконные: дверные проемы арочной, лучковой, прямоугольной формы, заполнения – деревянные двери. Колокольня: входная дверь – деревянная, двупольная. Оконные проемы арочной, щелевидной, прямоугольной, круглой формы. Колокольня: кокошники первого яруса прорезаны маленькими круглыми окнами; в каждой грани шатра – по одному щелевидному слуховому окну; нижний ряд окон с коваными ставнями и деревянными частыми рамами; второй ряд маленьких окон в очень глубоких нишах, окна – в деревянных рамах, с металлическими простыми решетками в клетку. Звонница: второй ярус – ярус звона – низкий, открытый, прорезан по трем граням полуциркульными пролетами; маленькие узкие окна заполнений не имеют. Марфины палаты: оконные проемы прямоугольной формы, с обычными рамами на окнах с решетками; - полы: кирпичные, дощатые. В галереях колокольни – кирпичные, в Марфиных палатах – полы деревянные, дощатые, в звоннице – деревянный настил; - лестницы: кирпичная, винтовая – на верхние ярусы у юго-западной грани колокольни, в массиве стены на ее стыке со звонницей; соединяет две галереи – нижнюю открытую и верхнюю закрытую; деревянная – на восьмерик звона и в шатер; - Историческая функция: культовая постройка. Предмет охраны памятника включает в себя следующие характеристики: Стилистическая характеристика: классический пример древнерусского шатрового зодчества, тип постройки «церковь под звоном», получивший распространение в русской архитектуре XVII в.; Градостроительные характеристики: - местоположение: Ансамбль Успенского монастыря расположен на территории бывшей Александровской Слободы, в восточной части современного Александрова, на левом высоком берегу р. Серой. Колокольня расположена в юго-западной части монастыря, примерно в 25 метрах к югу от Троицкого собора; - композиционная значимость (роль) в структуре окружающего ландшафта: является абсолютной высотной доминантой в окружающей застройке, несет наибольшую нагрузку в организации силуэта и композиционно-пространственной структуры ансамбля монастыря; - секторы и направления видовых раскрытий, визуальные связи памятника: здание хорошо просматривается со всех сторон света; Архитектурные характеристики: - объемно-пространственная композиция (с исключением пристроек, надстроек и т.д.): имеет трехчастное решение: восьмигранник шатровой колокольни с церковью в ее нижнем ярусе; примыкающий к ней с юга (прямоугольный в плане) высокий вертикальный объем - параллелепипед придела со звоном; параллелепипед келий царевны Марфы - Марфиных палат. Основанием колокольни служит мощный восьмигранный двухъярусный столп, прорезанный арками. Переход от столпа к звонам оформлен тремя рядами полуциркульных кокошников. В объеме колокольни выделяются: высокая аркада, соответствующая трем фасадным ярусам первоначального ядра; открытая галерея над аркадой, равная ей в поперечнике; пирамида из круглых кокошников в три яруса; восьмерик звона под шатром с узкими слухами в основании. Карниз открытой галереи смыкается с карнизом звонницы; - высотные характеристики, перепады высот: высота здания 56 м. В композиции доминирует вертикальный объем колокольни. Колокольня с шатром - четырехъярусная, придел со звоном - двусветный, Марфины кельи - одноэтажные. Стены келейной пристройки почти в пять раз ниже звонницы, крутая кровля над кельями врезана в ее стену ниже середины; - силуэт и форма крыши: колокольня – шатровая (шатер установлен на сквозном восьмерике звона, завершен восьмигранным глухим барабаном, увенчан луковичной главкой с крестом); придел – четырехскатная, звонница – вальмовая кровля, завершена небольшой главой с крестом, на круглом барабане; Марфины палаты – двускатная с полицей); - композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов: выполнено в стиле древнерусского шатрового зодчества: мощные пилоны с глубокими арками, расчлененные двухступенчатыми филенками; открытая галерея с арочными проемами второго яруса и утопленными по фасадной плоскости полуколонками; позакомарное покрытие третьего яруса колокольни с индивидуальным декором архивольтов (ромбы, бусины, простая профилировка); круглые окошки первого яруса закомар; плоские угловые пилястры, профилированный карниз в завершении стен Марфиных палат. Под архивольтом во втором ярусе сохранились остатки «фряжского» портала и пилястры. Высокие арки у нижних ярусов вписаны в прямоугольные ниши. Между нишей и ребрами восьмигранника заглублены высокие и узкие филенки. Двойной уступ по их краю повторен и на других участках, но с иными пропорциями рамки. На уровне верхней открытой галереи между арками помещены три полуколонки, разделенные вертикальными гладкими полосами и заглубленные в кладку. На фасадах наиболее нарядны обрамления слухов и архивольты кокошников с цепочками ромбов, огибающими круглые окна закрытой (внутренней) галереи; - виды обработки фасадной плоскости: побелка по обмазке, затирке; - планировочная структура внутренних помещений: западный вход ведет в довольно тесное двусветное помещение. Центрическое пространство под лотковым сводом равномерно окружено восемью глубокими нишами: юго-западная ниша глухая, в западной и южной – проходы, в остальных – окна. Южный проход связан с кельями Марфы. Звонница в нижнем ярусе имеет небольшое прямоугольное сводчатое помещение, во втором ярусе – небольшая камера с коробовым сводом. Одноэтажная пристройка включает в себя три маленькие кельи; - архитектурно-художественное оформление интерьеров на определенный временной период: изразцовые печи, фрагменты живописи XVIII в. Росписи сохранились в Марфиных палатах на западной стене и в Распятской колокольне в южной нише - композиция «Оплакивание Христа»; Конструктивные элементы: - фундаменты: бутовые, ленточные; - капитальные стены, перегородки: глиняный кирпич на известковом растворе. - перекрытия: сводчатые, плоские. Восьмигранник первого яруса колокольни перекрыт глухим сводом. Закрытая галерея колокольни перекрыта сводами, продолжающими архивольт по их краю; - крыша (материал, конструкции, связи): колокольня и придел покрыты медью; Марфины палаты – оцинкованной сталью; - проемы дверные и оконные: дверные проемы арочной, лучковой, прямоугольной формы, заполнения – деревянные двери. Колокольня: входная дверь – деревянная, двупольная. Оконные проемы арочной, щелевидной, прямоугольной, круглой формы. Колокольня: кокошники первого яруса прорезаны маленькими круглыми окнами; в каждой грани шатра – по одному щелевидному слуховому окну; нижний ряд окон с коваными ставнями и деревянными частыми рамами; второй ряд маленьких окон в очень глубоких нишах, окна – в деревянных рамах, с металлическими простыми решетками в клетку. Звонница: второй ярус – ярус звона – низкий, открытый, прорезан по трем граням полуциркульными пролетами; маленькие узкие окна заполнений не имеют. Марфины палаты: оконные проемы прямоугольной формы, с обычными рамами на окнах с решетками; - полы: кирпичные, дощатые. В галереях колокольни – кирпичные, в Марфиных палатах – полы деревянные, дощатые, в звоннице – деревянный настил; - лестницы: кирпичная, винтовая – на верхние ярусы у юго-западной грани колокольни, в массиве стены на ее стыке со звонницей; соединяет две галереи – нижнюю открытую и верхнюю закрытую; деревянная – на восьмерик звона и в шатер; - Историческая функция: культовая постройка.