Стилистическая характеристика: здание представляет интересный пример гражданской постройки кон. XIX – нач. XX века, главный фасад и другие поздние фасады имеют декор в стиле неоклассицизма, старая часть – пример учебного здания – в строгих формах ранней эклектики, в котором преобладает декор в формах необарокко. Градостроительные характеристики: - местоположение: здание расположено в центре города, главным южным фасадом вытянуто по красной линии улицы Луначарского, доминирует в окружающей застройке; - композиционная значимость (роль) в структуре окружающего ландшафта: здание является монументальным, организующим городское пространство на пересечении улиц Горького и Луначарского; - габариты, силуэт: габаритные размеры здания в плане 101,13 м x 42,6 м. Силуэт здания характеризуется протяженной прямоугольной формой главного фасада с доминирующей центральной частью, выступающей как в плане за линию основного фасада, так и по высоте; - высотные отметки по венчающему карнизу и коньку крыши: высота от уровня земли до верха карниза выступающей центральной части здания по южному фасаду – 16,6 м, высота до конька крыши – 20,2 м; - секторы и направления видовых раскрытий, визуальные связи памятника: обзор памятника открывается с западной и южной сторон, наилучшим видовым ракурсом является южный и юго-западный вид на здание со стороны Лыбедской магистрали и Ерофеевского спуска; Архитектурные характеристики: - объемно-пространственная композиция: объемно-пространственная композиция складывается из нескольких прямоугольных объемов. В основе композиции трехэтажного с подвалом здания – П-образная конфигурация плана с выступающими к северу неодинаковыми боковыми корпусами (восточный - более короткий). Центр главного протяженного корпуса отмечен сильно выступающим повышенным прямоугольным объемом. К соответствующему выступу со стороны двора примыкает двухэтажный Т-образный в плане объем, выдвинутый к северу на глубину, среднюю между западным и восточным корпусами; - высотные характеристики, перепады высот и высотные акценты в архитектурном решении: здание трехэтажное, с подвалом, исключение составляет двухэтажный Т-образный в плане объем, примыкающий со стороны двора. Объем основной части здания имеет единый карниз, высотным доминирующим акцентом главного фасада является его центральная часть, возвышающаяся высоким фигурным аттиком; - силуэт и форма крыши: крыша скатная с вальмами, на разных частях здания имеет разную высоту конька и карнизов: крыша основной П-образной части здания по южному главному фасаду разрывается более высокой четырехскатной крышей выступающего центрального объема, дворовой двухэтажный объем имеет более низкую крышу; - конфигурация здания, наличие выступающих и западающих частей по фасадам: основной объем здания – состоит из нескольких объемов прямоугольной формы в плане, по главному фасаду в центральной части расположен сильно выступающий объем, также имеются слабо выступающие ризалиты разной ширины по остальным фасадам; - композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов: в декоративном оформлении использованы элементы стиля классицизма. Средняя выступающая часть главного фасада по краям имеет ризалиты. Первый этаж выступающей части покрыт горизонтальным рустом, в ризалитах на первом этаже помещены двойные прямоугольные окна, к перемычкам которых клиньями сходятся ленты руста. Окна второго и третьего этажей всего выступающего объема объединены высокими арочными нишами. Оконные проемы, расположенные между ризалитами, разделены коринфскими пилястрами большого ордера. Углы ризалитов выделены огибающими лопатками; по верху проходит антаблемент с сильно вынесенным карнизом с дентикулами. Над карнизом поднимается высокий фигурный аттик, фланкированный парапетными стенками. На флангах протяженных боковых крыльев главного фасада выделены композиции в семь осей: их края и центральные части в одну ось отмечены слабыми раскреповками, над которыми помещены простые горизонтальные аттики. Первый этаж фланговых композиций рустован, на третьем этаже оконные проемы имеют рамочные наличники. Части фасадов (в восемь осей), расположенные между центром и флангами, почти не имеют декора. Объединяют фасад горизонтальные членения: уступ цоколя, карниз над первым этажом, пояс меандра под верхними оконными проемами, а также профилированный венчающий карниз. Над входом в центре фасада сохранился металлический козырек характерного рисунка в духе неоклассицизма. Между аттиками по краю кровли поставлена решетка с ромбовидным рисунком. Западный и дворовые фасады почти не имеют декора. Восточный фасад первоначального корпуса в семь осей асимметричен по композиции: третья и четвертая оси от левого угла и крайняя правая ось выделены ризалитами небольшого выноса: первый из них – с треугольным фронтоном, второй – завершен аттиком. Широкие окна первого и второго этажей и более узкие – третьего имеют лучковые перемычки слабого подъема (на крайней левой оси - окна ложные), все они заключены в рамочные наличники. Окна второго этажа в ризалитах акцентированы лучковыми сандриками, а на основной плоскости стены – арочными архивольтами. Верхние окна в двухосевом ризалите отмечены горизонтальными сандриками. Под некоторыми оконными проемами - полочки с кронштейнами. - виды обработки фасадной плоскости: южный фасад – окраска по штукатурке, западный, восточный и северный фасады – окраска по кирпичу; - колористическое решение: окраска основной плоскости стен в желтый охристый цвет, декоративные элементы выделены белым цветом; - тип планировочной организации и планировочная структура внутренних помещений: планировка трех этажей сходна: в центральной части располагаются вестибюли и лестницы, которую перерезает коридор, проходящий вдоль северного фасада и освещенный окнами со двора. На южный фасад обращены помещения разной величины. Два боковых крыла, в северной части здания, имеют отдельные лестницы. В двухэтажном объеме, выступающем во двор, на первом этаже расположен обширный зал с четырьмя столбами и перекрытием по балкам. Близок по планировке и подвал, который также имеет коридорную систему. - сохранившиеся декоративные элементы интерьеров памятника: штукатурные тяги на потолках в помещениях надземных этажей. Полы вестибюля главного входа и коридоров покрыты метлахской плиткой, в центральном вестибюле сохранились тосканские пилястры из искусственного мрамора и лестничные ограждения оформлены характерным рисунком в духе неоклассицизма. На третьем этаже в помещениях центральной части здания сохранились пристенные пилястры с крупными капителями в стиле модерн: акротерии и растительный орнамент. Конструктивные элементы: - фундамент: кирпичный, ленточный; - капитальные стены, перегородки: глиняный кирпич (размер кирпича 250х120х70) на известковом растворе; - перекрытия: помещения подвального этажа – плоские и ребристые сводчатые по стальным балкам; надземные этажи – плоские, комнаты центральной части третьего этажа, выходящие на южный фасад, имеют сводчатые коробовые перекрытия; - крыша: скатная с вальмами, деревянной стропильной конструкции, кровельное покрытие – кровельная сталь, покрытие рядовое, фальцевое, водоотвод организованный; - проёмы дверные и оконные: дверные проемы прямоугольной, лучковой и арочной форм, наружные двери – деревянные, филенчатые и филенчатые с остеклением. Оконные проемы с деревянным заполнением, разноразмерные с прямыми, лучковыми и арочными формами перемычек, имеют широкие внутренние откосы; - лестницы: внутренние лестницы - бетонные на мраморной крошке с ограждением в виде чугунной решетки характерного рисунка в духе неоклассицизма и деревянными перилами.