Предмет охраны памятника градостроительства и архитектуры включает в себя следующие характеристики: Стилистическая характеристика: храм в «неорусском» стиле, пример стилизации форм древнерусского зодчества; Градостроительные характеристики: - местоположение (здание Троицкой церкви расположено в центральной части исторического ядра, вблизи от Золотых ворот и земляных валов XII в., поддерживает трассу центральной улицы); - композиционная значимость (роль) в структуре окружающего ландшафта (здание церкви является доминантой, формирующей Театральную площадь); - габариты, силуэт (соединенные объемы церкви и пристройки с колокольней: высокий двухсветный четверик церкви и двухсветная пристройка с запада, состоящая из притвора и трапезной); - секторы и направления видовых раскрытий, визуальные связи памятника (Обзор памятника открывается со всех четырех сторон, т. к. он стоит в центре открытой площади). Архитектурные характеристики: - объемно-пространственная композиция (здание представляет собой краснокирпичное сооружение, состоящее из двух соединенных объемов: церкви и пристройки с колокольней. Высокий двухсветный четверик церкви, с четырехскатной кровлей по краям, на каждом фасаде имеет выступающую арочную закомару. Внутри на эти арки опирается бесстолпный шатровый свод, переходящий в 8-оконный световой барабан. Завершается шатер широким барабаном с выпуклыми круглыми столбиками между окнами. В кокошниках прорезаны окна люкарны. Западная пристройка двухсветная, состоит из притвора и трапезной. Над притвором поставлена трехпролетная звонница с арками на колоннах. Средний объем звонницы увенчан граненым барабаном на круглых кокошниках, со шлемовидной ребристой главкой. На обеих главах высокие восьмиконечные кресты); - перепады высот и высотные акценты в архитектурном решении (особо выделен завышенный двухсветный четверик основного объема); - силуэт и форма крыши (кровля - скатная, позакомарная, глава храма - шлемовидной формы, глава звонницы - шлемовидная, ребристая, главы завершены восьмиконечными крестами); - композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов (кирпичные пояски, многопрофильные карнизы, кирпичные наличники окон, двойной ряд кокошников трехлопастных и полуциркульных, ряд профилированных ширинок, ризалиты с килевидным завершением на южном, восточном, северном фасадах, колонны круглой формы на колокольне); - виды обработки фасадной плоскости (фасады не оштукатурены и не побелены); - колористическое решение (здание цвета красного кирпича на белокаменном цоколе) - пространственно-планировочная структура интерьеров (вход осуществляется со стороны притвора. Первый этаж притвора соединяется со вторым двухмаршевой винтовой лестницей. Второй этаж делится стеной на два помещения: помещение хор и небольшого замкнутого пространства прямоугольной формы. Хоры делятся мощными арочными проемами на три части. Трапезная соединяется с притвором прямоугольным проемом (ранее - арочный). Помещение трапезной имеет небольшую прямоугольную форму, разделенную на три нефа. Основной объем соединяется трехарочным проемом с трапезной и алтарной апсидой. Алтарная апсида также делится на три части. Из алтарной апсиды небольшая лестница ведет вниз в подвальное помещение, которое делится на несколько меньших). Конструктивные элементы: - фундамент (бутовый); - стены (кирпичные. Размеры кирпича: 250х120х65мм); - форма крыши (кровля - скатная, позакомарная, глава храма - шлемовидной формы, глава звонницы - шлемовидная, ребристая, главы завершены восьмиконечными крестами); - кровельное покрытие (глава храма - покрытие металлическое в шашку, глава звонницы - покрытие металлическое); - перекрытия (основной объем - коробовый свод с мощными распалубками и тромпами, хоры – парусные и коробовые своды, цетральная часть алтарной апсиды перекрыта конхой, а две боковые – крестовыми сводами, в подвальном помещении перекрытия плоские); - проемы оконные (в притворе оконные заполнения – двойные деревянные рамы. Оконные проемы на втором этаже притвора двух видов: проемы, имеющие сложную ступенчатую форму и оконные проемы, имеющие арочные завершения с широкими откосами. В трапезной оконные проемы имеют арочные завершения и неширокие откосы. В основном объеме нижний ярус оконных проемов имеет сложную ступенчатую форму и широкие откосы. У верхнего яруса окон наблюдается активный скос вниз. Оконные проемы верхнего яруса окон имеют форму узких арочных проемов с широкими откосами. В верхней части свода оконные проемы двух видов. В верхнем ярусе окон – витражи, оконные заполнения – деревянные рамы. В алтарной апсиде оконные проемы – арочные с очень широкими откосами, оконные заполнения – двойные деревянные рамы. В подвале оконные проемы прямоугольной формы с широкими откосами, заполнения – деревянные рамы); - проемы дверные (вход с улицы сделан в форме широкого арочного проема. Входные двери деревянные филенчатые во всю ширину проема. Внутренние двери прямоугольные деревянные, остекленные). Элементы монументального искусства и декоративная живопись (фрагменты живописи в алтаре забелены); Обстановочный комплекс, включая мебель и осветительные приборы (внутренняя винтовая деревянная лестница на хоры с ограждением в виде баллюстрады над западным объемом). Исторически ценное функциональное назначение (объект музейного показа).