• Стилистическая характеристика (пример посадских бесстолпных храмов эпохи барокко, подверженных влиянию столичной архитектуры середины XVIII века, эклектика); • Градостроительные характеристики: - местоположение (в историческом центре г. Владимира, на ул. Б. Московская, на территории древнего Кремля; располагается с отступом от линии застройки южной части ул. Большая Московская; с востока к церкви подступает стена Богородице-Рождественского монастыря, с юга и юго-запада храм окружает небольшой сквер, подступающий к крутому склону кремлевского вала; к западу от храма расположен памятник Александру Невскому; с севера от церкви расположена сторожка и церковная ограда, идущая вдоль тротуара ул. Большая Московская); - композиционная значимость (роль) в структуре окружающего ландшафта (является высотной доминантой города); - силуэт (высокий основной объем, четырехъярусная колокольня, пониженные объемы трапезной с приделами и апсиды); - высотные отметки (высота от уровня земли до карниза основного объема — 12,3 м, высота основного объема с крестом — 32,0 м, общая высота колокольни с крестом - 37,5 м, высота от уровня земли до карниза трапезной - 5,1 м, высота от уровня земли до карниза апсиды - 5,7 м); колористическое решение (фасады окрашены в два цвета - основные плоскости стен окрашены в желтый цвет (охра), архитектурные детали (наличники, карнизы, пилястры) окрашены в белый цвет; кровли окрашены в темно-зеленый цвет, кресты и подкрестные шары позолочены). • Архитектурные характеристики: - объемно-пространственная композиция (бесстолпный четверик основного объема, с востока к нему примыкает пятигранный алтарь, по ширине почти равный основному объему, с запада к четверику примыкает трапезная с двумя приделами, один из которых (южный) завершается полукруглой апсидой; четырехъярусная колокольня расположена по центральной оси запад-восток, с северной и южной сторон обстроена приделами так, что ее первый ярус получился встроенным в западную часть широкой трапезной); - высотные характеристики (доминанты: высокий двухсветный четверик, завершающийся двумя последовательно уменьшающимися восьмигранными барабанами, главой чашеобразной формы с четырехконечным металлическим крестом на подкрестном шаре, и четырехъярусная колокольня, построенная по принципу «восьмерик на четверике», завершающаяся крышей купольной формы, на которой расположена чашеобразная глава на круглом барабане, глава имеет высокий верхний конус, имитирующий шпиль, венчается четырехконечным крестом на подкрестном шаре; пониженные объемы трапезной с приделами и алтарной части); перепады высот и высотные акценты в архитектурном решении (четырехъярусная колокольня, одноэтажная трапезная, двухсветный четверик, одноэтажная апсида); - силуэт и форма крыши и завершений (завершения колокольни и основного объема - чашеобразные главы с крестами на подкрестных шарах; шестиконечный крест колокольни на высоком конусе, имитирующем шпиль; четырехконечный металлический крест с полумесяцем главы основного объема, крест имеет полумесяц в основании и корону наверху; луковичная глава трапезной с четырехконечным металлическим крестом и полумесяцем в основании); - конфигурация здания, наличие выступающих и западающих частей по фасадам (линейная планировка с расположением всех помещений вдоль основной оси запад-восток: колокольня, широкая трапезная, квадратный в плане основной объем, полукруглая апсида); - композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов (основной объем: угловые лопатки, широкие профилированные карнизы, наличники, состоящие из плоских рамок с лучковыми перемычками, прямоугольными ушками, фигурными подоконными досками и треугольными сандриками на изогнутых кронштейнах, спускающихся к перемычке, ложные оконные проемы; колокольня: плоские широкие рамки с круглыми проемами по центру стен на третьем восьмериковом ярусе колокольни, четыре широких и четыре узких диагональных грани на ярусе звона, широкие грани фланкированы пилястрами, портики из двух примыкающих к устоям столбов и пологих полуфронтонов на гранях верхнего восьмерика четвертого яруса колокольни, в портики вписаны арочные проемы; тройные окна северного и южного приделов, рамочные наличники которых завершаются профилированными фронтонами; металлический кованый навес над входным дверным проемом западного фасада); - виды обработки фасадной плоскости (затерты известковым раствором, окрашены); - пространственно-планировочная структура интерьеров (основной объем отделяется от алтаря стеной с тремя арочными проемами (центральный и южный проемы заложены), с трапезной основной объем соединяется нешироким арочным проемом, расположенным по продольной оси храма; трапезная с приделами внутренних опор не имеет, представляет собой единое пространство, перекрытое системой вспарушенных и коробовых сводов, апсида южного придела перекрыта конхой). • Конструктивные элементы: - фундамент (булыжный); капитальные стены, перегородки (массивные несущие стены, прямые клинчатые и арочные перемычки проемов); - форма крыши (основной объем - четырехгранная купольная крыша; колокольня - восьмигранная купольная крыша; трапезная - двухскатная крыша с вальмами, колокольни, апсида - граненая купольная крыша); - покрытие крыши (кровельная сталь, покрытие трапезной, апсиды рядовое, покрытие четверика основного объема - «в шашку»); - перекрытия (основной четверик перекрыт четырехлотковым сомкнутым сводом со световым отверстием для светового барабана, трапезная с приделами внутренних опор не имеет, представляет собой единое пространство, перекрытое системой вспарушенных и коробовых сводов, апсида южного придела перекрыта конхой, помещение алтаря перекрыто коробовым сводом, переходящим в конху; первый ярус колокольни перекрыт коробовым сводом с распалубками); - проёмы оконные (оконные проемы прямоугольной формы и с лучковым завершением, окна одинарные и тройные, заполнения оконных проемов - деревянные оконные рамы с прямым и арочным завершением, с вертикальными и горизонтальными переплетами, металлические крещатые оконные решетки на окнах первого яруса колокольни с переплетами); - проёмы дверные (прямоугольной формы, заполнения дверных проемов - деревянные); полы (бетонные мозаичные (терраццо). • Элементы монументально-прикладного искусства (настенные росписи в интерьере основного объема: на лотках сомкнутого свода композиции «Вознесение», «Преображение», «Воскресение», пейзаж горнего Иерусалима, по ребрам свода и в основании светового барабана полосы гризайльного орнамента, в который вписаны медальоны с изображением евангелистов; на боковых стенах в верхнем ряду живописные композиции из жития Николая Чудотворца: «Святитель Николай спасает невинно осужденных», «Святитель Николай является во сне царю», «Перенесений мощей св.Николая в Бари», «Родители приводят св.Николая в ученье»; медальоны с изображением патриархов и епископов; на западной стене изображение Страшного суда). • Историческая функция (культовое здание).