Стилистическая характеристика: принадлежит к типу бесстолпных посадских храмов с развернутой трехчастной композицией, декорированных в духе узорочья середины и 2 пол. XVII в. Градостроительные характеристики: - местоположение (церковь Николая Чудотворца является частью ансамбля Спасских церквей, расположенных в западной части древнего Владимира, около Золотых ворот, у подножия Козлова вала, на краю холма, откуда начинается спуск к р. Клязьма, находится к юго-западу от Спасской церкви); - композиционная значимость (роль) в структуре окружающего ландшафта (церковь в составе ансамбля служит ориентиром, на который направлена Спасская улица, поставлена с отступом от линии застройки Георгиевской улицы, является высотной доминантой); - габариты, силуэт (здание церкви в плане - вытянутый с востока на запад прямоугольник; силуэт характеризуется наличием высотной доминанты -колокольни, алтарная апсида и трапезная, равные по ширине основному объему, одинаково понижены относительно него и покрыты пологими скатными кровлями; к северной стене трапезной примыкает возвышающаяся над всеми объемами трехярусная колокольня; северный Тихвинский придел, примыкающий к западным фасадам трапезной и колокольни, имеет одну высоту с трапезной и апсидой, выступает за общий план в сторону севера, покрыт пологой вальмовой крышей); - секторы и направления видовых раскрытий, визуальные связи памятника (обзор на памятник открывается со всех четырех сторон, однако с восточной и южной стороны он значительно затруднен из-за близко подступающих домов городской застройки кон.Х1Х-нач.ХХ вв.; наилучшей точкой обзора является северная сторона с улицы Спасская). Архитектурные характеристики: - объемно-пространственная композиция (все основные объемы храма расположены по оси запад-восток: первоначальная постройка состояла из трех объемов: алтарной апсиды, основного объема и трапезной, к которой примыкал небольшой притвор. Основной объем - приземистый четверик под четырехскатной металлической кровлей, увенчан луковичной главой на глухом цилиндрическом барабане и четырехконечным крестом на подкрестном шаре. Алтарная апсида и трапезная, равные по ширине основному объему, одинаково понижены и покрыты пологими скатными кровлями. К северной стене трапезной примыкает возвышающаяся над всеми объемами трехярусная колокольня. Все ярусы колокольни квадратные в плане (нижний встроен в низкий прямоугольный притвор) трехярусная, третий ярус - ярус звона с арочными пролетами звона, завершена купольной кровлей, увенчана высоким шпилем с четырехконечным крестом на подкрестном шаре. К западным фасадам трапезной и колокольни примыкает крытый на два ската Тихвинский придел. Вход в здание церкви осуществляется через первый ярус колокольни); - высотные отметки (основной объем - 12,50 м от уровня земли до яблока креста, колокольня - 18,30 м от уровня земли до яблока креста); - перепады высот и высотные акценты в архитектурном решении (имеется перепад высот колокольни и основного объема, разница в высотах между основным объемом и алтарной частью, трапезной, приделом, акцентом общей архитектурно-пространственной композиции выступает трехярусная колокольня); - силуэт и форма крыши (крыша основного объема четырехскатная; крыша алтарной апсиды, трапезной и придела пологие, скатные; крыша колокольни - низкая купольная); - конфигурация здания, наличие выступающих и западающих частей по фасадам (храм прямоугольный в плане, по южному фасаду все объемы находятся в одной плоскости, примыкающие с запада объемы колокольни и придела выходят за плоскость северного фасада первоначального храма); - композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов (основной объем: по верху стен четверика проходит пояс кокошников, опирающийся на широкий ступенчатый карниз с крупным поребриком, одно из двух окон северного фасада украшает пышный наличник с профилированными деталями, наборными бусинными стойками и лопастно-килевидным кокошником; широкий ступенчатый карниз с крупным поребриком завершает фасады трапезной и апсиды; колокольня - средний ярус декорирован арочной нишей с валиковым обводом, ярус звона прорезан прорезан двумя арками с каждой стороны, опорные столбы украшены валиками, изгибающимися в виде архивольтов над арками, основание яруса по всему периметру расчленено уступчатыми ширинками); - виды обработки фасадной плоскости (побелка по штукатурке); - колористическое решение (фасады храма окрашены в белый цвет, кровельное покрытие окрашено в светло-зеленый цвет, главы покрыты медью, шпиль, кресты и подкрестные шары позолочены); - пространственно-планировочная структура интерьеров (все три объема первоначального храма имеют одинаковую ширину: основной объем - бесстолпный, квадратный в плане, с востока к нему примыкает полукруглая алтарная часть, соединенная с четвериком тройным арочным проемом, с запада к основному объему примыкает прямоугольная бесстолпная трапезная, соединенная с четвериком нешироким арочным проемом; в настоящее время вход в храм осуществляется через первый ярус колокольни, которая с юга соединяется ранее широким арочным проемом с помещением трапезной, а с запада - с северным приделом; примыкающий к западным фасадам трапезной и колокольни придел имеет два помещения, сообщающиеся через широкую арку; в западной части придел соединяется широким арочным проемом с папертью); - особенности планировочных связей помещений (смешанный тип планировочной организации). Конструктивные элементы: - фундамент (ленточный, бутовая кладка); - стены (массивные несущие кирпичные стены, прямые и арочные кирпичные перемычки оконных проемов); - форма крыши (конструкция крыши трапезной, придела - стропильная, конструкции крыш основного объема, алтаря, колокольни - кружальные); - кровельное покрытие (гладкие металлические листы, фальцевое соединение кровельных листов, кровельное покрытие основного объема, алтаря и трапезной и придела - рядовое, колокольни - в «шашку», водоотвод с крыши -организованный); - перекрытия (основной объем перекрыт глухим четырехгранным сомкнутым сводом, переходящим в конху с распалубками над окнами, имеет металлические тяги; трапезная перекрыта коробовым сводом с распалубками; потолок первого яруса колокольни - плоский; паперть перекрыта парусным сводом; помещения северного Тихвинского придела имеют парусные своды); - проемы оконные (окна основного объема и трапезной прямоугольные с прямыми перемычками, с широкими внутренними рассветами, окна северного придела, апсиды - арочные, заполнения оконных проемов - деревянные оконные блоки с прямым и арочным завершением, с горизонтальными и вертикальными переплетами, кованые металлические решетки); - проемы дверные (дверные проемы прямоугольные с прямыми перемычками, заполнения дверных проемов - деревянные филенчатые двери; металлический кованый навес на двух кронштейнах над дверным проемом колокольни); Архитектурные характеристики: (лепные барочные картуши в нижних частях свода основного объема); Элементы монументального искусства и декоративная живопись (в четверике и трапезной сохранились отдельные живописные композиции, выполненные маслом во 2-й пол. XIX в., на нижних частях главного свода помещены сцены из жития Николая Чудотворца в пышных барочных картушах; в распалубках трапезной и апсиды изображены херувимы, а в арках, ведущих из трапезной в четверик и придел - орнаментальные композиции); Исторически ценное функциональное назначение (церковное здание).