местоположение и градостроительные характеристики здания, участвующие в формировании застройки центральной части города по улице Максима Горького, Красная, между улицами Советской и В.И. Ленина. Ансамбль на исторически сложившейся территории группы изолированных памятников производственного и культового назначения, территория изначально присущая памятнику на период II очереди реставрации (1995 г.); объемно-пространственная и планировочная композиция здания:масштаб сооружения – одноэтажное здание эпохи классицизма с цокольным этажом («пещерным храмом») и пятиярусной колокольней, имеющей два яруса звона;экстерьер и план (форма) здания:крестово-купольная базилика; в основе объемно-планировочного решения вытянутый в западном направлении латинский крест, образованный типичным набором помещений, расположенных по оси запад-восток: паперть, притвор колокольни под объемом колокольни с палатками, трапезная, храмовая часть (увеличенный объем храмовой части по оси север-юг - ризалиты храма образующие поперечную ось креста) и алтарь в объеме апсиды; конструктивные особенности:система конструкций фундаментов, стен, лестниц XIX века (несущие продольные и поперечные стены; фундаменты бутовые ленточные; стены; колонны трапезной, четверика колокольни и храмовой части; стены апсиды; металлические связи кирпичной кладки стен и сводов);система перекрытий XIX века:перекрытия центрального нефа трапезной и боковых нефов трапезной; система перекрытий внутреннего пространства колокольни с палатками; притвора колокольни; южной палатки четверика колокольни; апсиды; южной и северной палаток при апсиде; в объеме трапезной верхнего храма: перекрытие верхнего клироса при входе в трапезную из притвора колокольни; перекрытие портиков коробовыми сводиками; в объеме «пещерного храма»: южных и северных лестничных клеток технологических лестниц в объеме храмовой части «пещерного храма»; перекрытие апсиды на уровне «пещерного храма» цилиндрическим кирпичным сводом; перекрытие притвора колокольни на уровне «пещерного храма» коробовым кирпичным сводом;перекрытие южной палатки на уровне «пещерного храма» цилиндрическим кирпичным сводом с распалубками;перекрытие по периметру наружной и внутренних стен северной палатки на уровне «пещерного храма» ½ коробовыми сводиками; перекрытие центрального нефа трапезной и трансепта храмовой части на уровне «пещерного храма» сводами по форме цилиндрическими и коробовыми (в храмовой части); перекрытие северного бокового нефа трапезной на уровне «пещерного храма» коробовым сводом с распалубками; перекрытие внутреннего пространства южного бокового нефа трапезной на уровне «пещерного храма» коробовым сводом с распалубками; материал конструкций воссоздаваемых объемов памятника на период II очереди реставрационных работ 1992-1995 г. (стены барабана храмовой части, перекрытие подкупольного пространства над трансептом храма); система устройства стен ярусов звона колокольни, система перекрытий ярусов звона колокольни, перекрытия на отметке +7,20м и выше по отметкам, система устройства покрытия над колокольней;стилистические особенности формы крыши на период XIX века:(форма, конструкция над храмовой частью, колокольней, апсидой): многоскатная крыша, «ротонда» и восьмигранный шпиль колокольни, обзорная площадка восьмигранной формы с кронштейнами и ограждением в основании «ротонды» и восьмигранного шпиля колокольни, восьмигранный купол колокольни над верхним ярусом звона ; полусферический купол над храмовой частью, полусферический купол «ротонды» над куполом трансепта храма, купол над конхой апсиды - одна четвертая сферы;стилистические особенности конфигурации, форма, местоположение окон, проемов и их количество на период XIX века: количество и конфигурация оконных проемов: апсиды;четверика храмовой части фасадов; части барабана над трансептом храмовой части;трапезной;четверика колокольни (южный, северный фасады);яруса звона колокольни; круглых люкарн на фасадах яруса колокольни;местоположение дверей на период XIX века в четверике храмовой части северного, южного фасадов; в четверике колокольни на уровне «пещерного храма» северного, южного фасадов; четверике колокольни; геометрия дверного проема на мемориальный период в наружной стене южной палатки на уровне «пещерного храма» (в объеме распалубки коробового свода); геометрия проемов, количество проемов в объеме подпружных арок устоев парусов трансепта храма и апсиды на мемориальный период;композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов на период XIX века:шестиколонные портики южного, северного и западного фасадов; тяги на фасадах, в т.ч. тяги венчающего (мощного) карнизатяги по периметру оконных проемов на фасадах;сухарики (дентикулы);трапезная: треугольные сандрики по форме напоминающие фронтоны над оконными проемами;портики (северный, южный, западный фасады): сандрики над дверными проемами на декоративных консолях при входах в собор в объемах южного, северного и западного портиков; тяги по периметру Памятника и в объемах портиков; колонны; количество капителей колонн (из чугунных элементов в сборе); капители пилястр и полуколонн из чугуна; чугунные базы колонн, полуколонн и пилястр с плинтами; апсида: треугольные криволенейные сандрики на декоративных консолях над оконными проемами;четверик храма: треугольные сандрики на декоративных консолях над оконными проемами;барабан храмовой части: полуколонны, капители полуколонн, базы полуколонн;четверик колокольни (фасады северной и южной палаток): фланкированные пилястры (в т.ч. базы пилястр), поддерживающие антаблемент над оконными проемами с триглифно - метопным фризом;второй ярус звона колокольни: капители и базы пилястр с плинтами (из чугунных элементов в сборе);композиция и архитектурно-художественное оформление интерьеров на период XIX века:колонны тосканского ордера;в т.ч. чугунные базы с плинтами, капители с абаками;пилястры тосканского ордера на мемориальный период, в т.ч. базы с плинтами, капители с абаками;декорированный венчающий карниз по всему периметру внутреннего пространства трапезной, храмовой части, апсиды; живописное убранство на поверхности сводов, арок, стен на период XIX века и первой четверти XX века:иконографические росписи на поверхности сводов, стен притвора и палаток колокольни, трапезной, храмовой части, апсиды, в т.ч. фрагмент иконографической росписи XIX века на поверхности цилиндрического свода центрального нефа трапезной над внутренним пространством верхнего клироса.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.