Предметом охраны объекта культурного наследия федерального значения «Арестантский корпус № 1 с церковью Александра Невского», являются: 1) местоположение здания в планировочной структуре Тюремного замка, в центре двора, по главной оси ансамбля; 2) градостроительные характеристики объекта, являющегося акцентом застройки регулярной структуры Тюремного замка в качестве элемента, формирующего ядро застройки; 3) объемно-пространственное решение прямоугольного в плане двухэтажного каре, включая расположенный на центральной оси юго-восточного фасада повышенный прямоугольный объем одноэтажной церкви с полукруглой алтарной апсидой 1849-1855 гг. (с учетом реставрации 2010-2012 гг.); 4) композиционное решение и высотные отметки по карнизам и конькам двускатной поворотной крыши двухэтажного здания и двухскатной крыши церкви, крыши полукупола полукруглой в плане алтарной апсиды 1849-1855 гг. (с учетом реставрации 2010-2012 гг.), верхним полочкам фронтонов и верхним точкам завершения луковичной главки со шпилем и клестом; слуховым окнам полукруглого завершения; местоположение, форма, габариты слуховых окон, материал покрытия (металл); конструкция крыши (стропильная с холодным чердаком), материал покрытия кровли (металл), тип покрытия (фальцевая кровля); конструкция крыши церкви, включая алтарную апсиду (стропильная без чердака), материал покрытия кровли (металл), тип покрытия (фальцевая кровля); материал покрытия фронтонов, сандриков (металл); материал покрытия луковичной главки (металл с золочением); 5) материал, конструкции стен и перекрытий: кирпичная кладка стен; материал перекрытий, арок и колонн церкви (кирпич); плоские межэтажные перекрытия; перекрытия объема церкви – полукупольный свод алтарной апсиды, цилиндрический свод на подпружных арках храмовой части, плоские перекрытия на подпружных арках боковых нефов и притвора; колонны тосканского ордера в двухсветном объеме храма; металлическая воздушная связь в простенках алтарной арки; 6) материал и характер отделки поверхности фасадов здания: окрашенный в белый цвет открытый кирпич; 7) композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов здания 1849-1855 гг. (с элементами реставрации 2010-2012 гг.), включая: - местоположение, габариты, прямоугольная форма оконных проемов с клинчатыми перемычками; - местоположение, габариты, стрельчатая форма высоких оконных проемов храмовой части северо-западного фасада внутреннего двора; - заполнение окон деревянными оконными блоками с многочастным рисунком расстекловки окон широкими импостами; - металлические решетки на окнах; - металлические кожухи, ограничивающие количество проникающего солнечного света на некоторых окнах; - местоположение и прямоугольная форма дверных проемов; - ступенчатый цоколь по периметру; - местоположение водосточных труб; - композиционное решение северо-западного и юго-западного фасадов поэтажно решенных в пятнадцать световых осей оконных проемов; - композиционное решение северо-восточного фасада, поэтажно решенного в четырнадцать световых осей проемов; - композиционное решение центрально-симметричного юго-восточного фасада, выраженного полукруглой алтарной аспидой, к северу и югу от которой фасад прорезан шестью осями проемов, включая по дверному проему в четвертой от центра световой оси; - композиционное решение алтарной апсиды, прорезанной тремя оконными проемами – центральным ложным стрельчатого завершения и менее высокими боковыми оконными проемами арочного полуциркульного завершения с перемычками и разгрузочными стрельчатыми перемычками над ними; - антаблемент алтарной апсиды – архитрав полочкой, фриз с модульонами, венчающий карниз значительного выноса; - завершение объема храмовой части юго-восточного фасада треугольным фронтоном с трехступенчатым венчающим карнизом, фланкированным широкими лопатками, столбиком с карнизом из лекального кирпича, венчаемым луковичной главкой со шпилем и крестом; - горизонтальные сандрики, состоящие из ступенчатого фриза и массивного венчающего карниза с металлическим окрытием над дверными проемами юго-восточного, северо-восточного, дворового фасадов; - угловые лопатки с рустом; - руст юго-восточного фасада; - прямоугольные в плане лопатки внутреннего двора, поддерживающие двухступенчатый пояс, переходящие в закомары;- ритм оконных проемов (более низких на первом этаже и высоких на втором этаже) внутреннего двора, расположенных через одну закомару;- широкий пояс второго этажа внутреннего двора, разрываемый оконными проемами;- объем храмовой части северо-западного фасада внутреннего двора – центрально-симметричный, с дверным проемом прямоугольного завершения по центру, над которым высокий массивный горизонтальный сандрик, справа и слева прорезанный высокими стрельчатыми оконными проемами;- круглый оконный проем над межоконным поясом по центру храмовой части северо-западного фасада внутреннего двора;- консольные выпуски деревянных балок в уровне перекрытия второго этажа храмовой части северо-западного фасада внутреннего двора, акцентирующие нижнюю грань широких боковых лопаток и горизонтальную грань ниши фронтона;- боковые лопатки храмовой части северо-западного фасада внутреннего двора, фланкирующие щипец, завершаемый треугольным фронтоном с трехступенчатым венчающим карнизом, разорванным по нижней грани;- завершение внешних фасадов по периметру фризом «прямой четвертной вал-вал», массивным многообломным венчающим карнизом значительного выноса, сочетающим в себе полочки и гусек;- завершение дворовых фасадов лаконичным фризом, венчающим карнизом значительного выноса;8) пространственно-планировочная структура интерьеров 1849-1855 гг. (с элементами реставрации 2010-2012 гг.), включая: пространственно-планировочная структура церкви в пределах капитальных стен, колонн тосканского ордера, плоских перекрытий на подпружных арках боковых нефов, цилиндрического свода храмовой части, полукупольного свода алтарной апсиды; металлическая связь в пилонах перед алтарем; пространственно-планировочная структура интерьеров корпуса в пределах капитальных несущих внутренних и наружных стен и перекрытий (включая высотные отметки перекрытий); коридорная система с камерами по одну сторону от коридора (включая сохраненные в ходе реставрации 2010-2012 гг. ложные двери; связь помещений; лучковая форма арочных проемов; местоположение, конструкция и материал исполнения межэтажных металлических двухмаршевых лестниц с глухим разделением маршей; местоположение, конструкция и материал исполнения металлической одномаршевой лестницы с рифлеными металлическими ступенями; 9) композиционное решение и архитектурно-художественное оформление интерьеров:- отхожие места (туалеты открытого типа) – в углах в одиночных камерах, либо по центру на четыре лунки с центрально расположенной трубой канализации в общих камерах, их расположение (с учетом реставрации 2010-2012 гг.);- внутренние металлические решетки на окнах в части камер;- дверные проемы помещений первого этажа бывших камер с заполнением дверьми на жиковинах, с засовами, с круглыми слуховыми отверстиями, прямоугольными металлическими дверцами на задвижках; обшивка дверей камер с внутренне стороны листовым металлом; над каждым дверным проемом установлена дверца с задвижкой для вентиляции;- деревянные подоконники окон;- интерьер церкви: колонны, арки, пилястры, карнизные тяги оштукатурены, окрашены в белый цвет.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.