Предметом охраны объекта культурного наследия федерального значения «Троицкий собор» являются:- местоположение Троицкого собора в средней части монастырского двора (восточным фасадом собор ориентирован на берег реки Туры, западным – на внутреннюю площадь); его доминирующая роль в застройке ансамбля Троицкого монастыря;- объемно-пространственная композиция и габариты Троицкого собора 1708 – 1717 гг., состоящего из кубообразного, двусветного, четырехстолпного одноэтажного четверика храма с трехчастной апсидой (центральный трехгранный башенный двусветный объем с боковыми прямоугольными пониженными частями), завершенного своеобразным пятиглавием (три большие главы на восьмигранных барабанах, из которых одна поставлена на апсиду, акцентируют продольную ось, две малые главки выделяют поперечную ось), и пониженного двухэтажного прямоугольного объема северного придела, вытянутого вдоль северной стены, с трехгранной апсидой, завершенного с западной и восточной сторон высокими аттиками; высотные отметки по венчающим карнизам;- формы скатных крыш четверика, апсид, придела, их конструкция, материал покрытия (металл); габариты, конфигурация грушевидных куполов и главок Троицкого собора (начало XVIII в.), их конструкция, материал покрытия (по результатам реставрации 2000-х гг.), высотные отметки по конькам и подкрестовым яблокам;- конструкция, материал фундаментов, капитальных стен, опор и сводчатых перекрытий (кирпич) Троицкого собора (1708 – 1717 гг.), металлические связи;- композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов основного объема Троицкого собора 1708 – 1715 гг. и северного придела 1717 г., включая профилированный цоколь по периметру здания; угловые пилястры с нижними бочкообразными утолщениями; местоположение, форму, размер окон, в том числе рисунок столярных заполнений оконных проемов, рисунок металлических решеток; профилированные оконные наличники трех типов: полуколонки с полуциркульным очельем (нижний ярус всех фасадов), полуколонки и полуколонки из кубышек с трехлепестковым очельем (на западной, южной стенах, на апсиде), полуколонки из кубышек с фигурным «пламенеющим» очельем (верхний ярус северной и западной стена придела, апсиды); местоположение, форму, размеры, профилированное оформление ниш-киотов; местоположение, форму, размеры входов – западного и южного, профилированное оформление порталов – полуколонны со стилизованным архитравом и трехлопастным фигурным очельем; сложнопрофилированную карнизную часть; фигурные аттики придела, декорированные филенками и пилястрами; архитектурно-художественное оформление купольных барабанов – световых и глухих: пилястры с капителями, сложнопрофилированные карнизы, профилированные оконные обрамления, филенки;- материал и характер отделки фасадных поверхностей Троицкого собора, 1708 – 1717 гг., с использованием известковой обмазки стен, фасонного и лекального кирпича в декоративных деталях;- пространственно-планировочная структура интерьеров четырехстолпного собора 1708 – 1715 гг. и северного придела 1717 г. в пределах капитальных стен, опорных конструкций, отметок полов, сводчатых перекрытий; хоры над западным притвором;- местоположение, конструкция лестницы в толще северной стены;- местоположение, форма, размер внутренних проемов и ниш;архитектурно-художественное оформление интерьеров Троицкого собора – настенная живопись ХVIII – ХIХ вв.-местоположение композиций росписи в интерьере (согласно Приложению №4): главный храм - купол, северная, южная, западная стены, столпы, арки, алтарная часть; притвор; придел Антония и Феодосия Печерских (хоры); Преображенский придел (2-ой этаж);-сюжетный состав композиций росписи (согласно Приложению №5); -общее художественно-стилистическое решение – преимущественно в академической манере второй половины ХVIII – первой половины ХIХ в.;-особенности иконографической программы росписей; -композиция, живописно-пластическое решение каждого сюжета;-надписи, шрифт;-архитектурно-живописная роспись купольной части: перспективные кессоны с розеттами, карниз; -техника росписи – клеевые краски, масло;-основание росписи – известково-песчаная штукатурка, красочная подкладка терракотового цвета;- альфрейная роспись в отделке нижней части стен; -гризальная роспись (орнаменты);-цветовое решение фона стен - серо-голубой цвет.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.